Василий Кикнадзе сегодня выступил с блестящим камингаутом по телевидению. Многие перлы уже разобрали на цитаты, но я хочу сосредоточиться на одной важной вещи, серьезно и с фактами, а не "посмотрите кого он тренировал, фамилий я к сожалению вспомнить не смогу". Это работа с молодёжью, которая у Сёмина на низком уровне, а у Николича, якобы, на высоком.
Палычу в последние годы часто ставят в вину, что он не работает с молодыми. Это сейчас сделал Кикнадзе, но довольно часто приходится это слышать и от болельщиков. Это довольно забавно, потому что с момента своего прихода в "Локомотив" Сёмин регулярно вплетал в состав молодых игроков. 18-летний Пашинин в 1993-м году, 18-летний Измайлов в 2000-м, 18-летний Оздоев в 2010-м. И в новое время - 19-летний Лысов в 2017, 18-летний Хвича и 19-летний Магкеев в 2019-м. Вполне возможно 2020-й год стал бы годом открытия Титкова или Сулейманова - обоих он уже опробовал. Список можно было бы продолжать очень долго - огромное количество очень видных футболистов благодарны Сёмину, за то что он поверил в них и раскрыл талант.
Но давайте брать только новое время и смотреть по порядку.
В целом проблема «работы с молодежью» это слишком общий термин, и включает в себя как минимум два очень больших пласта:
Первое – это подводка молодых игроков из академий или молодёжных составов к взрослому футболу, второе – это задействование молодых игроков, уже имеющих определенный опыт игры во взрослом футболе. И нельзя подменять одно другим.
Как пример: что Илья Геркус, что Василий Кикнадзе неохотно покупали Юрию Сёмину действительно молодых игроков, однако двух таких всё же приобрели. Хвича Кварацхелия, игрок без сомнения очень юный и до сих пор один из самых юных в чемпионате, заиграл у Сёмина в возрасте едва исполнившихся 18 лет и долгое время был одним из самых молодых игроков чемпионата, сыграл семь матчей, забил гол и даже выходил в стартовом составе на Зенит. Можно сколько угодно спорить о том много ли мы потеряли в лице Кварацхелии, но невозможно отрицать тот факт, что Палыч предпочитал 18-летнего юнца многим гораздо более опытным альтернативам.
Вторым игроком стал Мурило, который в прошедшем сезоне несмотря на многочисленные явные голевые ошибки обрел новую позицию на поле и провел в общей сложности 25 игр в незавершившимся сезоне. Палыч спокойно ставил его на очень важные матчи – лигочемпионские или за суперкубок против Зенита «с листа». И это несмотря на то, что покупка Мурило была явно не согласована с Сёминым.
Сюда же можно приписать и Рифата Жемалетдинова - нашего воспитанника, но вернувшись из Рубина в 22 года, стал железным игроком обоймы Локомотива - принял участие в 22 играх, забил два мяча и отдал три голевых передачи - больше чем за всю свою карьеру до того.
Примерно то же самое с небольшой оговоркой можно сказать и про Антона Миранчука. Его не покупали – он вернулся из командировки в Эстонию, но и этого оказалось более чем достаточно для Сёмина. Сразу после возвращения он стал выходить на замену (к сожалению наложилась еще и травма), а уже в следующем после возвращения (чемпионском) сезоне Антон стал одним из главных действующих лиц – 41 матч в сезоне, 5+8. Естественно, прибавил Антон и в трансферной стоимости.
Просто задумайтесь - Антон Миранчук настолько не был нужен никому, что даже согласился ехать в Эстонию, в чемпионат уровнем едва ли выше чем ПФЛ. На момент возвращения из Левадии, несмотря на бомбардирские подвиги, об Антоне мало кто знал и вряд ли на него нашелся бы серьезный покупатель - его стоимость на трансфермаркте была 250 тысяч евро. Сейчас продать Антона дешевле 20 миллионов было бы преступлением. За четыре года Юрий Сёмин довёл трёх воспитанников академии до уровня сборной России. Может быть кто-то сделал больше?
Единственная, пожалуй, осечка случилась у Сёмина с Коряном. Аршаку Палыч дал совсем немного времени, но ведь и Корян в Голландии почти не играл за Витесс - несколько минут в кубке, а остальное время в различных молодёжных лигах. Да и сейчас, хоть у него и хорошая статистика в "Химках" - играет он вовсе не регулярно.
Отсюда напрашивается вывод - с молодыми игроками, которые приобретаются клубом, Палыч не только умеет, но и любит работать. Вот только привозить этих молодых ребят почему-то не получалось ни у Геркуса со Штоффельхаусом, ни у Василия Кикнадзе. Привезти Джорджевича, Живоглядова и Жоао Марио, а потом обвинить в том что Сёмин не выпускает молодых - это очень в духе лживого и подлого менеджмента, который как мы видим установился сейчас.
Для сравнения, считается, что очень здорово в РПЛ с молодёжью работает Гончаренко, и состав ЦСКА действительно очень молод - самый молодой по количеству задействованных молодых игроков и сыгранному ими времени. Но если начать разбирать, то мы увидим, что молодые игроки - Игорь Дивеев, Кристиан Бистрович, Яка Бийол, Иван Обляков, Ильзат Ахметов, Никола Влашич, Арнор Сигурдсон и даже Илья Шкурин на момент прихода в ЦСКА уже имели очень солидную игровую практику в РПЛ или различных европейских чемпионатах, что существенно облегчило работу для Гончаренко.
Непосредственно в ЦСКА введенных им в большой футбол игроков не так много, даже Федор Чалов играл уже при Слуцком. С такими игроками у Палыча совсем нет проблем – Дмитрий Баринов, сыгравший до Палыча аж 300 минут (150 из них в Кубке), теперь один из самых желанных футболистов на российском футбольном рынке. За время работы Палыча его трансферная стоимость на Transfermarkt выросла в 25 раз – с 500 тысяч до 12,5 миллионов.
Разумеется, когда я говорю про цену на трансфермаркте - это не какая-то абсолютная оценка (Баринов на самом деле стоит гораздо больше), но в сравнении друг с другом они очень хорошо показывают кем Баринов был на момент прихода Палыча и кем стал сейчас.
И это опять же говорит о менеджменте – кто-то берет игроков на вырост, как ЦСКА, тренер их задействует, а клуб затем их продает и живет на прибыль (хотя даже у ЦСКА эта модель в последние годы дала существенный сбой, полагаться только на нее - ошибочная история). А кто-то годами говорит о том как здорово было бы покупать молодых, а затем упускает единственного игрока который этой модели соответствует – Хвичу Кварацхелия. При всей неоднозначности фигуры Хвичи, его трансферная стоимость поднялась уже в 6,5 раз, а у Палыча поднялась бы еще выше.
Второй пласт гораздо сложнее и многограннее - до сих пор ни один клуб мира не нащупал стопроцентно работающую модель по вводу молодых игроков в основной состав. Даже такие зубры как Динамо Загреб или Аякс, о которых принято рассуждать в этом ключе, всё равно сильно полагаются на привезенных игроков, заигравших где-то еще. А своих молодых игроков предпочитают отдавать в клубы попроще - где не так давит ответственность за результат и где молодым игрокам проще брать игру на себя. Через это, в частности проходили и Чорлука с Модричем. А если брать рекордные продажи последнего времени, то Дани Ольмо, Иван Суньич или Анте Чорич - вовсе не воспитанники Загреба, которых чудо-тренер ввёл в состав, а затем продал за миллионы.
Ну, мы же ориентируемся на Загреб, да, Василий Александрович?
Однако, даже если говорить о подводке игроков из академии к основному составу - здесь тоже не может быть упрёков в адрес Сёмина. Свои принципы по подводке молодых игроков к профессиональному футболу он выработал давно и они до сих пор приносят лучший результат в лиге - 10 игроков академии выходивших на поле, такого результата нет ни у одного клуба РПЛ в этом сезоне. Можно даже посчитать их стоимость на момент прихода Палыча в августе 2016-го года и узнать во сколько раз она выросла за это время. Уверяю, цифры там будут в десятки раз выше тех денег, которые привел в клуб Василий Кикнадзе.
Если Баринов и Жемалетдинов имели какую-никакую игровую практику в Локо еще до прихода Сёмина, а Антон Миранчук вернулся из Левадии, то Михаил Лысов, занявший левую бровку в 19 лет, такого опыта не имел – и меж тем нисколько не портил картину, сыграв в общей сложности более 30 матчей, и только травмы не позволили сыграть больше. Причем эти матчи было довольно серьезными и важными – с ЦСКА против Марио Фернандеса, с Зенитом в Петербурге, когда мы вышли на первое место, с Краснодаром, с Ростовом – и везде Локомотив одерживал победы. Играл Михаил Лысов и в финале Кубка России 2018/2019 года - сейчас это опытный игрок, на которого есть спрос (и не только в России), который легко может стать основным футболистом клуба в следующем сезоне, если вылечится от травм. И это не будет заслугой Николича - это будет заслугой Сёмина.
При этом, Палыч не только ввел игрока, но и определил ему нужную позицию – крайнего защитника. В молодёжке Лысов играл крайнего нападающего, и особой перспективы не имел, мало забивал, мало создавал моментов. Сейчас же Михаил Лысов не только один из игроков обоймы Локомотива, но и твёрдый игрок основы молодёжной сборной России на этой позиции. И за Лысова многие болельщики критиковали Сёмина - но он продолжал его ставить на важные матчи не смотря на свойственные всем молодым игрокам ошибки.
В этом сезоне в обойму «Локомотива» вошёл ещё один футболист – Станислав Магкеев, прошедший молодёжку и Казанку. В 20 лет он впервые вышел в стартовом составе, сыграл в Лиге Чемпионов и стал одним из главных открытий возобновившегося чемпионата. Очевидно, что уже сейчас его трансферная стоимость при Палыче выросла многократно от "Как там его зовут?" до "Зенит готов предложить за него крупную сумму".
Можно перечислить еще много имен: только в этом сезоне Палыч давал игровое время в чемпионате Дмитрию Рыбчинскому, Роману Тугареву, Даниле Куликову, Тимуру Сулейманову. Николай Титков и Никита Дорофеев выходили в кубке России. В чемпионском сезоне на поле появлялся Артём Галаджан, а Ваня Лапшов дебютировал годом позже. Не все они закрепились – но это и невозможно, в Локомотиве играют очень крутые игроки, игроки своих сборных, а команда при всём при этом занимает высокие места - и да, приносит доход от Лиги Чемпионов, соблюдая тот самый необходимый баланс - результата и роста игроков на продажу.
Но тоже занимательный факт – из тех, кто не подошёл по каким-то причинам Палычу, ни один футболист не стал получать игровое время в РПЛ. Галаджан и Лапшов сидят в запасе куда более слабого Оренбурга. Ушедший Долгов сыграл всего 40 минут за Ростов, чуть больше повезло Пояркову – в Рубине Шаронова настолько некому было играть, что Николая даже несколько раз выпустили в старте, но после прихода Слуцкого, Поярков прочно осел на лавке - его место на фланге занял переквалифицированный нападающий Зуев.
Кикнадзе очень любит считать деньги, ну так давайте вспомним, сколько денег принесли клубу выращенные Сёминым игроки. Как за 5 миллионов уходил в Европу (и 5 миллионов 20 лет назад это были рекордные сделки), за 5 миллионов не смотря на свои болячки ушел Марат Измайлов, за 10 миллионов продан Динияр Билялетдинов.
В противовес Палычу ставится фигура Марко Николича, и от этого все нападки на Сёмина становятся еще более смехотворными и лживыми - понятно, что никто даже не задумывался и не проверял кто такой Николич, и какие у него есть достижения. А ведь Совет Директоров проголосовал единогласно! Видимо, начитавшись интервью Шандора Варги и других замечательных агентов.
Кикнадзе не смог на память привести список известных футболистов с которыми работал Марко Николич. Хотя это странно - ведь там всего две фамилии. Никола Миленкович и Андрия Живкович. Вроде несложно - Миленкович и Живкович. Ну не вспоминать же, что Николич "вырастил" Чаушича, правда (хотя кое-кто вспоминает, и от этого еще веселее)? Что там запоминать? Ах да, это же не вписывается в концепцию. Но знаете, что еще смешнее?
Вовсе не Николич ввёл их в большой футбол. Миленкович стал играть у Николича в 19 лет, но дебютировал он сезоном раньше под руководством Ивана Томича - сыграл 4 матча в стартовом составе и сыграл бы еще на три больше - да получил красную карточку и отбывал дисквалификацию в три матча. Живкович перед Николичем и вовсе у двух тренеров поиграть - дебютировал при Вермезовиче, а под руководством Вука Рашовича сыграл в 12 матча, в которых забил 4 гола. То есть это та самая история - работать с уже готовыми игроками, которых кто-то другой ввел в большой футбол.
То есть мы еще не раз услышим от Кикнадзе как Николич раскрыл Антона Миранчука, Дмитрия Баринова, Рифата Жемалетдинова, Станислава Магкеева, Михаила Лысова и других ребят, ставших футболистами у Палыча.
Есть еще одна забавная деталь в игроках "выращенных" Николичем. При нём, что Фехервар, что Партизан проводили свои худшие трансферные окна в плане продаж футболистов. В свой первый приход в Партизан его лучшая сделка - продажа Шкулетича в Локомотив, а во второй и вовсе продаж дороже 2 миллионов не было. И это при том что Партизан привык каждое окно продавать на 10-20 миллионов евро. Для сравнения только в этом сезоне, безо всякого Николича, Партизан продал игроков на 15 миллионов евро, а были и более успешные для Партизана сезоны, когда удавалось выручить более 20 миллионов за год.
В Фехераваре за время работы Николича (а это два с половиной года) и вовсе не было продано ни одного футболиста. Продажи, пускай и небольшие, были до Николича и после. А во время - ни одного. Совпадение, наверное. Как и регулярный бесплатный уход игроков. Тот же Живкович котировался очень высоко, однако денег клубу не принёс, как и Пантич, который, не удивлюсь если окажется в "Локомотиве". Этот парень таскается за Николичем по всем клубам, толком не играет и из Фехервара его убрали через пять дней после того как уволили Николича.
Самое удивительное, что этот 23-летний Пантич был еще и самым молодым игроком венгерского клуба под управлением Марко Николича.
В последнем матче Николича за Фехервар (это вообще последний на данный момент матч Марко Николича) выходили: Kovascik (29 лет), Hangya (26 лет), Juhasz (36 лет), Musliu (25 лет), Nego (29 лет), Nikolov (25 лет), Pantic (23 года), Patkai (32 года), Milanov (28 лет), Petryak (26 лет) и Futacs (30 лет). Средний возраст команды – более 28 лет! Такая вот работа с молодыми. Напоминаю - Фехервар это клуб, которым он управлял с 2017-го года, т.е. примерно как весь период работы Сёмина в Локомотиве, это вполне адекватное сравнение.
Да, в Партизане средний возраст команды был меньше - так это чемпионат Сербии такой. Его Партизан ничем не отличался от других команд сербского чемпионата, скромно занимая позицию где-то в серединке. И точно также в составе его команд можно было найти 36-летних защитников и 30-летних нападающих.
Ровно на 0 евро были осуществлены продажи в Фехерваре за два с лишним года под руководством Николича (c 06 июня 2017 года по 25 ноября 2019 года). Это и понятно – там вовсе нет ни одного футболиста, который мог бы заинтересовать хоть кого-нибудь, все игроки только падают в цене, а с молодёжью не ведется ровным счетом никакой работы: в последнем созыве молодёжной сборной Венгрии есть представители 15 клубов. Нет только одного – Фехервара, с которым работал Николич. Ну и да, естественно, в основной сборной Венгрии также нет молодых игроков Фехервара. Знаете почему? Потому что их не существует.
В итоге, нам хотят доказать, что человек, не вырастивший полноценно (от академии до сборной) ни одного игрока, со среднем возрастом своих команд около 28 лет последние три года, не совершивший ни одной сколько-нибудь выгодной сделки (за исключением продаж Шкулетича и Хенти в Локомотив), запоровший молодёжь Фехервара настолько, что они даже в молодёжную сборную Венгрии не призываются – это лучше Юрия Сёмина, при котором в молодёжной сборной России регулярно играет Лысов, вызываются Магкеев и Тугарев, а в основной – Антон и Алексей Миранчуки, Баринов и Рифат Жемалетдинов. И стоимость каждого из них возросла с момента прихода Юрия Сёмина в Локомотив многократно, вплоть до десятков миллионов евро, которые предлагают за каждого из Миранчуков.
Невозможно доказать что черное – это белое. Невозможно доказать, что Николич умеет работать с молодёжью – если он это и показывал, то только на заре карьеры в клубах, в которых в принципе нет игроков старше 22 лет.
Можно говорить о смене курса, и приглашать, допустим, Рината Билялетдинова – он уже что-то похожее делал в Рубине, и он доказывал, что умеет здорово выращивать футболистов – ввёл в состав Набиуллина, Камболова, Оздоева, Ахметова, Сорокина, Портнягина и еще многих молодых ребят, которые затем принесли клубу немало денег, а кто-то дорос и до сборной России.
Можно рассуждать о курсе на молодых, когда приводишь условного Коусейро – тренера который действительно много работал с молодыми игроками – и в сборной Португалии, и в своих португальских клубах. И можно привести десяток фамилий с мировым именем, которые заиграли у Жозе Коусейро.
Это были бы странные кандидаты на смену Палычу, они явно слабее – но это хотя бы не было ложью, как в случае с Марко Николичем, который ничем и никак в своей карьере не показал что может работать с молодыми футболистами и выращивать из них звезд. Просто очередная и очень дорогостоящая для клуба ложь.