
Голкипер "Енисея" Андрей Синицын сравнил мотивацию московских игроков и молодых ребят из провинции.
– Пофилософствуйте: есть ли большой футбол за Уралом?
– Конечно, есть. Новосибирск, Екатеринбург, Владивосток, Красноярск, Хабаровск… Первый дивизион – большой футбол! Да и второй – тоже футбол, зрелище! Просто команды за Уралом не раскручены, прессой обозреваются слабо. Не едут туда звезды. А для людей, которые там живут, хоть какая-то отдушина.
– Но многие команды буквально на глазах исчезают…
– И это очень больно. Мне за Находку обидно, за "Океан". Там на трибунах всегда была бешеная поддержка. Болельщики гордятся временами, когда команда выступала в высшей лиге. Перед матчами гимн клуба исполнялся, все поднимались с мест. Праздник. Теперь нет команды. А, скажем, в Чите, где я провел несколько лет, футбол живучий, несмотря на все трудности. Были команды по регби, по хоккею с мячом. Но сошли на нет. Только футбольная команда второй лиги и осталась. Ставят задачу выйти в первый дивизион. Только был бы смысл выходить – не вылететь бы потом обратно…
– "Томь" медленно идет ко дну на фоне дискуссии о ее будущем. Какую позицию занимаете вы?
– Надо сохранить то, что пока не потеряно окончательно. Томск – единственный город в Сибири, где можно увидеть премьер-лигу. Из разных городов и в любую погоду едут, чтобы посмотреть. Люди там голодны до футбола. Команду жалко – самобытная…
– Простите, в чем ее самобытность? Кого воспитала "Томь"?
– Достаточно того, как молодые ребята – "арендники" – раскрывались. Погребняк, Тарасов, Дзюба, Канунников и так далее. На них после "Томи" смотрели не как на дублеров, а уже как на состоявшихся мастеров. Значит, правильно с ними работали. Разве не так?
– Тренер Дмитрий Аленичев, потерпевший крах с молодежной сборной 1993 года рождения, признал ошибку: не москвичей заевшихся надо было приглашать, а честолюбивых ребят с Дальнего Востока. Не заблуждается ли Дмитрий Анатольевич?
– По мастерству наши, пожалуй, уступят. Но в желании, думаю, превзошли бы. При всем уважении к москвичам. Я по собственным ощущениям сужу. Перед сборами зашел на стадион "Локомотив" посмотреть, как он внутри выглядит. Это другой мир. Фантастика! Детские мечты будто сбываются. И хочется совершить что-то невозможное.
– Но известных футболистов, вышедших из сибирских школ, наперечет. Почему?
– Вот послушайте историю. В моем родном городе Краснокаменске население порядка 60 тысяч. Несколько спортивных школ. Недавно я общался с моим детским тренером, и он рассказал, что не может поехать с детьми на турниры – нет финансирования. И они варятся в собственном соку. Краснокаменскую ДЮСШ постоянно приглашают на турниры, на выезд требуется немногим менее 100 тысяч рублей. Но позволить себе такие расходы школа не может. И как расти юному футболисту, если за год он участвует в трех турнирах на одном и том же уровне с одними и теми же соперниками?! Допустим, лет до одиннадцати парень прогрессирует сам по себе, но затем необходимо сделать следующий шаг. Но финансирования у школы нет, и на этом месте дорога мальчиков в большой футбол обрывается. Мне повезло – уехал в Читу в 16 лет и сразу подписал там контракт.
– Несладко живется в Краснокаменске?
– Городу призы давали как одному из самых благоустроенных в регионе. Но жизнь – как и везде в провинции. Когда-то горно-перерабатывающее предприятие было градообразующим. А сейчас раскуплено по частям. В целом картина унылая. Свою задачу вижу в том, чтобы вывезти родных оттуда. Не вижу перспектив. Но для начала надо самому окрепнуть, встать на ноги.