Сегодня "Локо" матчем с "Рубином" стартует в чемпионате России-2019/20. Накануне гостем авторской программы Александра Львова "Начистоту" стал главный тренер железнодорожников.
– Сейчас, на фоне последних достижений "Локомотива", редко вспоминают весну 2017-го, когда совет директоров решал вопрос о продлении с Семиным контракта. Тогда все перевесил один голос. Зная, что кто-то в клубе ждет вашей ошибки, а в спину дышат конкуренты, как удалось не просто выстоять, а еще и выиграть чемпионство?
– Все очень просто. В какой-то момент я понял: ни в коем случае нельзя отвлекаться на то, что о тебе пишут в интернете, в газетах, говорят по телевидению. А тем более пропускать это через себя. Иначе тебе не хватит той энергии, которая необходима в работе. Потому по сей день все то, что появляется в СМИ, я от себя отсекаю. Для меня самое главное – это игроки, их доверие и то, как они ко мне относятся. Кроме того, с первых дней тренерской жизни я понял: если захотят уволить, то повод всегда найдут. А уж то, что кто-то дышит в спину, видя себя на моем месте, в нашем деле всегда было и будет. И даже если ты выигрываешь чемпионство, от разного рода интриг и подлостей на сто процентов все равно никогда не бываешь застрахован.
– В связи с этим вспоминается золотое время вашей совместной работы с Валерием Филатовым. И хотя тогда казалось, что никаких закулисных проблем не возникало, ваш союз все-таки распался. Допускаете, что это могло быть кому-то выгодно для того, чтобы захватить в "Локомотиве" власть?
– И чего эти интриганы добились – того, что 14 лет клуб оставался без золота и Лиги чемпионов?
– В 2005-м, уходя из "Динамо", Олег Иванович Романцев сказал мне: "Все, Львов, мой футбол закончился. Пришло время хозяев". И ушел. А вот тренер Семин, несмотря ни на что, продолжает идти дальше. Что это – врожденное орловское упрямство или безрассудство последнего романтика?
– Ни то и ни другое. Мне никому и ничего доказывать не надо. Я сам знаю свои сильные и слабые стороны. Знаю, как надо выигрывать, и умею проигрывать. И раз я нужен болельщикам, раз меня приглашают работать, стало быть, в тренера Семина верят. А это главное. Потому я с удовольствием встаю утром и спешу на тренировку, с радостью провожу ее и с нетерпением жду следующей.
– Несмотря на то что кроме этого приходится вести борьбу с теми, кому взгляды и требования тренера Семина совсем не нравятся?
– Хотите верьте, хотите нет, но и эта борьба доставляет определенное удовольствие. Есть начальники, которые думают, что они хорошо знают футбол, при этом имея право на ошибки. А тренер его не имеет. И когда результатом удается доказать, что в той или иной ситуации был прав я, а не они, то также получаешь профессиональное удовольствие. Быть может, когда это ощущение веры в себя и стремление доказывать иссякнут, я и поставлю точку в работе.
– В свое время Кверквелия сказал мне, что оказался в "Локомотиве" только благодаря Юрию Павловичу Семину. Но клубная пресс-служба это из текста удалила. Быть может, кому-то из руководства клуба не хотелось появления на свет таких подробностей?
– Все было достаточно просто: я хотел, чтобы Кверквелия был у нас, а многие люди этого не хотели. К счастью, удалось свое мнение отстоять. Говорил и еще раз повторю: профессионально клуб работает только тогда, когда все вопросы комплектования решаются в контакте с тренером, поскольку он единственный, кто знает – нужен футболист команде или нет, как и где его можно будет использовать. Вот почему одной из серьезных проблем российского футбола стало засилье в нем менеджеров, которым кажется, что они понимают в вопросах селекции больше тренеров.
– Быть может, у них в этом есть свой интерес?
– Думайте сами.
– А как удалось убедить братьев Миранчук не уходить из "Локомотива", когда их хотели продать в "Рубин"? Как вы оцениваете в этой ситуации свою роль?
– Они разумные ребята. Мы много разговаривали на эту тему. Плюс правильное решение приняли их агенты.
– Говорят, после выигрыша Суперкубка Алексей Миранчук сказал, что собирается и дальше играть в "Локомотиве" под руководством Юрия Семина.
– Приятно слышать. Вот вам и оценка моей роли в этой истории.
– Сегодня Алексей и Антон – ключевые игроки "Локомотива" и сборной. Если, скажем, завтра их захочет видеть у себя лондонский "Арсенал", какой будет ваша реакция?
– В данной ситуации решающим будет мнение самих игроков. Конечно, я, как и любой тренер, хочу, чтобы у меня играли только лучшие футболисты. Но в данном случае последнее слово за игроками.
– Они уже вышли на тот уровень, который позволяет им не дрогнуть в Европе?
– Уверен, и Алексею, и Антону по силам заиграть в любом европейском клубе.
– Если братьям поступят предложения от разных клубов, как думаете, примут ли они их или согласятся поехать только вместе?
– Что вы их так активно провожаете? Может, братьев и в "Локомотиве" все устраивает. А я, пользуясь возможностью, хочу высказать огромные слова благодарности их маме, которая работала здесь уборщицей и каждый заработанный рубль откладывала, чтобы сыновья ни в чем не нуждались. Потом была академия. И огромное ей спасибо, что вырастила таких талантливых и порядочных ребят.
– Говорят, что близнецы раскрываются, только когда вместе на поле. Бывало, что вы ломали голову, ставить Миранчуков в состав двоих сразу или выпускать по одному?
– Бывало. Но я считаю, что они и по одному хороши. Потом, все зависит от ситуации, от соперника, от состояния каждого.
– Когда братья не попадают в состав, обижаются?
– Нет таких футболистов, которые по такому поводу не обижаются.
Полностью интервью – в одном из ближайших номеров "СЭ".
Александр ЛЬВОВ