Корреспондент Sport24 Тигран Арутюнян встретился с помощником главного тренера «Локо» Дмитрием Лоськовым и узнал:
- в чем секрет Юрия Палыча Семина;
- кто в «Локо» — самый большой профессионал, а кто ленится;
- чем так хороши новички Хвича Кварацхелия и Дмитрий Живоглядов;
- что нужно улучшить братьям Миранчукам, чтобы стать круче;
- когда Лоськов будет тренировать самостоятельно.
— Как оцените прошедший сезон?
— Он получился хорошим. Перед нами стояла задача выиграть Кубок, взять чемпионство и как можно успешнее выступить в Лиге чемпионов. Не могу назвать сезон отличным из-за 2-го места. Всегда тяжело защитить титул. Но главной цели на сезон — прямое попадание в Лигу чемпионов — мы достигли. Думаю, это даже перекрывает победу в Кубке.
— «Локо» начал чемпионат с трех матчей без побед. Что это было? Усталость после ЧМ?
— Все из-за расслабленности ребят. Предыдущий сезон был напряженным — мы стали чемпионами только в 29-м туре. Поэтому многие к началу чемпионата еще не вышли из отпуска. Скорее ментально, чем физически.
— Как удалось собрать футболистов?
— Мы никого не собирали. Ребята сами поняли, что все, ниже уже некуда — пора в футбол играть. Но теперь сами понимаем, что тех самых очков, так нелепо потерянных в начале сезона, и не хватило для борьбы с «Зенитом» за чемпионство.
Плюс серьезно влияет результат матчей с топ-командами: в золотом сезоне мы побеждали конкурентов, а в этом — больше ничьих. Все из-за боязни ошибиться. Ребята в голове прокручивали: лучше не пропустить, чем забить.
— В каком состоянии к сезону подходил Смолов после провального для него чемпионата мира?
— Тяжело. Говорю не про новый коллектив, а про игровую схему, тактику команды.
— Сейчас Смолов окончательно адаптировался к игре в «Локо»?
— Если в конце сезона он провел почти все матчи в основе, то, получается, да. Надеемся, теперь ему время на раскачку не понадобится.
— Перед рестартом чемпионата «Локомотив» шел на пятом месте. Верили, что можно догнать «Зенит»?
— С самого начала второго круга верили. Но «Зенит» со своими тремя приобретениями попал в точку. Без них мы бы обогнали Питер. Но Сердар Азмун вернулся с Кубка Азии в хорошей форме и принес «Зениту» много важных очков в начале весны.
— «Локомотив» весной проиграл всего лишь один матч. Благодаря чему?
— Все ребята понимали, что весной нам помогут только победы. К тому же мы перестроили тренировочный процесс: начали отрабатывать высокий прессинг, чтобы встречать соперника на их половине. Это оголяло нашу оборону, но мы прекрасно понимали, что будем рисковать. А как иначе?
— Весной в медиа стали писать, что начальник команды Станислав Сухина влиял на судей и помогал «Локомотиву» побеждать. Как он сам реагировал на эти разговоры?
— У него отличное чувство юмора, очень острый язык. Как скажет что-нибудь — хоть стой, хоть падай.
И я не понимаю, с чем связаны такие разговоры. Пенальти в ворота «Краснодара»? С уверенностью могу сказать, что он был. Мяч летел в створ ворот, а в итоге попал в руку.
— У Семина 3 трофея за 3 сезона. В чем секрет?
— Будет банальный ответ — в опыте. Юрий Палыч спокойно может определить, в каком состоянии футболист уже по одной тренировке.
***
— Кто из новичков лучше всех вписался в команду?
— Крыховяк и Хеведес. Уровень мастерства и профессионализма Гжегожа виден по его отношению к футболу за пределами поля. После финала Кубка мы приехали в три ночи. Я с другими тренерами остался ночевать на базе. Просыпаемся утром — Гжегож уже на месте, проводит восстановительные процедуры. Хеведес — то же самое.
Они очень себя любят и берегут — хотят как можно дольше играть, чтобы обеспечивать свою семью. То есть футбол для них — настоящая работа. Некоторые встают в офис, с утра и до вечера проводят время там. Так и Крыховяк и Хеведес — только на базе.
— Зимой «Локомотив» арендовал Хвичу Кварацхелию. Чем он хорош?
— Нетипичный грузин. Обычно грузины на поле ленивы. Ну, в хорошем смысле. А этот хочет играть футбол. Причем на хорошем уровне.
Хвича полностью отдается на каждой тренировке, много работает. Кроме того, он физически и технически очень одарен, бьет с двух ног. У нас некоторые вратари плачут от его ударов. Плюс может закрыть две-три позиции: на сборах играл и опорного, и инсайда, и центрального нападающего.
Если Хвича продолжит в том же духе, то вырастет в классного футболиста. Ему сейчас всего 18 лет, а в «Локо» он перешел вообще до совершеннолетия. Из-за этого зимой в Марбелье мы даже не смогли заявить Хвичу на товарищескую игру. «Локомотив» брал его на будущее. Ему остается только работать над собой и в сторону от футбола никуда не уходить. А то Москва затягивает. Не все сумели справиться с большим городом. Но, думаю, Саба [Соломон Кверквелия] и здесь должен ему помочь.
— Как Кварацхелия адаптировался в коллективе? Он ведь не говорит по-русски.
— Потихоньку Хвича начал учить русский — уже говорит немного. Первое время помогал Саба, был переводчиком. А сейчас я им запрещаю на грузинском разговаривать во время тренировок. Кричу: «Саба, с ним только по-русски!»
Хвича много общается с молодыми ребятами. У нас вообще все молодые открытые, дружелюбные.
— Первое, чему учат иностранцев в России — мату.
— У нас его нет — денежные штрафы. Я, кстати, за них отвечаю. Просто бывало, что на тренировках мат стоит трехэтажный. Некрасиво это все, аж уши вянут.
— Соломон Кверквелия в интервью Sport24 говорил, что хотел бы поиграть в АПЛ. Он готов?
— Думаю, нет. Сабе нужно быть более требовательным к себе, по-другому относиться к тренировкам. Он все же немного ленивый. Нужно серьезней отнестись к футболу — футбол не прощает.
Здесь, в РПЛ, ему позволяют так играть. За счет своей скорости Саба может исправить позиционную ошибку. Мне иногда кажется, что ему просто нравится стелиться в подкатах. На фотках хорошо выходит, ха-ха.
***
— Почему «Локомотив» провалился в Лиге чемпионов?
— Неопытность. Почти все матчи были равными — мы не должны были проигрывать. Например, в гостях у «Галатасарая». Привезли первый гол, не забили три-четыре момента, а потом пропустили второй. Вот игра и проиграна. То же и дома с «Порту».
Можно быть сколько угодно опытным в своем чемпионате, но Лига чемпионов — совсем другой футбол. Могли бы выступить лучше.
— В следующем сезоне получится?
— Думаю, да: ребята повзрослели, набранный опыт им поможет. Но в этом розыгрыше будет труднее — мы не в первой корзине, как тогда. Надеюсь, на «Барселону» не попадем.
— Что почувствовали, когда вновь услышали гимн ЛЧ?
— Сыграть в Лиге чемпионов — незабываемо. И все чувства, которые я испытывал тогда, сам играя в Лиге чемпионов, ко мне вернулись.
— На тренерской скамейке спокойнее?
— Наоборот! Когда выходишь играть, видишь кучу болельщиков, слышишь гимн — и да, мандраж появляется. Но со свистком все пропадает.
А на лавочке сидишь, переживаешь за каждый момент: «Е-мое, сейчас же гол пропустим!» В этот момент футболисты обычно думают: «Да ладно, все нормально». Так что напряжение сейчас просто зашкаливает.
— Как оцените период клуба, в который им руководил Илья Геркус?
— При нем мы стали чемпионами. Это все, что я могу сказать. А про остальное говорить не очень хочется.
— У Геркуса и Семина был конфликт?
— Может, и был, не знаю. Но к ребятами, команде они свои отношения никогда не выносили. По началу, когда Геркус только пришел в «Локомотив», все было изумительно. У него с Юрием Павловичем были здоровые, рабочие отношения. А потом, в один момент, не стало вообще никаких. Не знаю, с чем это связано. Честно.
— Что можете сказать о новом боссе — Василие Кикнадзе?
— Василий Александрович познакомился с командой на турнире в Катаре. Он собрал команду в конференц-зале, рассказал, кем работал и кем будет в «Локомотиве», объяснил свое видение будущего команды.
Ребятам сказал, что они могут по любым вопросам подходить к нему. Он знает испанский и английский, так что все вопросы, в том числе вопросы по контрактам, он сказал решать с ним — без посредников и переводчиков.
— «Локомотив» уже успел подписать контракт с Дмитрием Живоглядовым. Как вам новичок?
— Мы хотели его видеть в команде еще зимой. Дима — очень работоспособный, может играть на фланге, причем как при пяти, так и при четырех защитниках. Я учился на тренера вместе с Димкой Кириченко и Серегой Томаровым. Живоглядова я с ними обсуждал. Говорят, что у него два сердца. Посмотрим.
⚡️ Официально: Дмитрий Живоглядов стал игроком «Локомотива»! Контракт рассчитан на четыре года.
— ФК «Локомотив» (@fclokomotiv) June 11, 2019
Подробности 👇🏼https://t.co/xGnkxtYzN4 pic.twitter.com/aIIWKQklH1
***
— Фернандеш был одним из лидеров «Локомотива» в золотом сезоне. Говорили, что зимой он стал пропускать тренировки из-за разногласий по новому контракту.
— Несмотря на различные слухи, он не пропустил ни одной тренировки, когда не был травмирован. В этом плане Фернандеш повел себя как настоящий профессионал.
— Он не попадал в состав по игровым причинам?
— Исключительно по игровым. И из-за его отношения к тренировкам. Личного конфликта с Юрием Павловичем у него не было.
— Что вы подумали, когда Ману в матче с «Порту» не пожал руку Семину?
— Для меня это неприемлемо. Да, обидно, когда тренер тебя меняет. Я, может, тоже обижался. Но только тренер решает, кто будет играть, а кто нет, потому что он ответственен за результат. А ты должен просто смириться с этим.
это не «Спартак», поэтому пройдёт незамеченным.) pic.twitter.com/4lx8x6q4pV
— ZhuraWell (@TimZhur) October 24, 2018
— Тогда сразу поняли, что Ману уйдет?
— Лично для меня все стало ясно, когда он начал просить новый контракт. Зимой.
— Уход Фернандеша — потеря для «Локо»?
— Судя по тому, как он заканчивал сезон — нет. Такое отношение к делу — для чего? Зачем? Есть другие люди, которые хотят играть в футбол. Они и будут играть.
— Весной Баринов вытеснил Денисова из состава. Как сам Игорь реагировал на то, что остается на скамейке?
— Нормально, с пониманием. Возраст дает о себе знать: Игорь видел, что уже не везде успевает. У Димы получилась хорошая связка с Крыховяком — у него многому можно научиться. Гжегож — хороший пример, как должен играть опорник.
— Когда Денисов перестал ходить на тренировки?
— Точную дату не назову. Мне позвонил Олег Пашинин и сказал, что у Игоря ангина. Так ему сказал доктор. Через три дня спрашиваем у дока, что с Игорем: «Он на звонки не отвечает».
— Осуждаете Денисова за это?
— Как я могу его осуждать? Каждый человек делает по-своему.
— Почему он так поступил? Характер?
— Думаю, да. Но точно не могу знать.
— По слухам, Денисова не устраивали устаревшие тренерские методы Юрия Павловича.
— Это неправда. Как такое вообще может быть? Футболист-профессионал обязан выполнять свою работу. Если что-то не нравится — уходи. Игорь это прекрасно понимал, так что никаких конфликтов с Юрием Павловичем на этой почве у него не было.
— Про Денисова есть много историй, а после завершения карьеры многие рассказывают положительные. У вас есть такая?
— Я могу сказать лишь то, что Игорь всегда отвечает за свои слова. Он делает то, что говорит. Я думаю, это хорошее качество для мужчины. Игорь всегда был связующим звеном между коллективом и Геркусом.
***
— Вместе с Бариновым сильно спрогрессировали Антон Миранчук и Рифат Жемалетдинов.
— Рифат, на мой взгляд, мог раскрыться еще раньше. Но когда он подходил к основе «Локомотива», зачем-то убежал в «Рубин». И, по сути, потерял два года. Вернувшись, Рифат стал по-другому относиться и к тренировкам, и к себе. Он может играть на высоком уровне — в том числе и в сборной.
— А сам Баринов?
— Его место было занято. Мы с Димой разговаривали, и очень много. Перед началом сезона он всерьез рассматривал вариант с арендой — хотел играть. Советовали не торопиться — его время точно придет. Так и случилось.
— Это как раз те воспитанники, ради которых работает академия «Локо»?
— Конечно. Недавно как раз говорили на эту тему с Пашининым. Вот, например, Галицкий часто говорит о своих воспитанниках в составе «Краснодара». Стали считать: Шапи выходит, Игнатьев то играет, то нет, плюс вратарь Сафонов. Итого — трое.
А у нас в «Локомотиве» есть братья, Жемалетдинов, Баринов, Лысов. Важную роль в воспитании этих ребят сыграл [директор академии] Владимир Кузьмичев. Сейчас на молодежь и «Казанку» у нас тоже большие надежды.
— Антон Миранчук впервые провел сезон лучше своего брата. Даже если брать статистику.
— Их нельзя сравнивать — это разные футболисты. Антон — взрывной. Он легко может обыграть соперника и решить эпизод. Алексей же лучше в последнем пасе. Он более тонкий, хитрый футболист.
— На тренировках они соперничают между собой?
— Нет. Братья чаще всего попадают в одну команду на двухсторонках. Поэтому и в матчах видно: играют только друг с другом. Не только в «Локомотиве», даже в сборной. Это ведь больше вредит команде. Соперник привыкает к этому и начинает их читать.
Вот это я бы посоветовал братьям поменять, разнообразить игру. Тогда им бы цены не было!
— Антон стал четвертым бомбардиром РПЛ.
— Если бы братья еще чаще били по воротам, а не мяч катали, Антон бы вообще лучшим бомбардиром стал!
***
— Когда вы планируете приступить к самостоятельной работе?
— Не в ближайшее время точно. Пока буду набираться опыта. Я тренирую всего три года — еще рано. Посмотрим, что будет после следующего сезона.
— Возглавить «Локомотив» — цель?
— В будущем — конечно. А сейчас мне хочется с молодежью поработать, это интереснее.
— Вы уже «убили» в себе игрока?
— Думаю, да. Стал спокойнее ко всему относиться. Бывает, когда футболист не слышит или ошибается, хочется наорать, но я держу себя в руках. Ведь в том, что он ошибся, виноват в первую очередь тренер. Значит — плохо объяснил.