Сёмин был у нас в гостях в старой редакции – ещё на Малой Дмитровке. Теперь заглянул в новый дом – в Даниловской мануфактуре. Ответы на вопросы болельщиков и журналистов – ниже. Многое покажется любопытным.
«Закончу тренировать – отдам «петушок» в музей»
— Как вы считаете, возвращение в «Локомотив» — это удача, везение или судьба благодарит вас таким образом? (Дамир Шелухин)
— Думаю, судьба благодарит.
— Вы знали, что ещё вернётесь в «Локомотив»?
— Конечно. Без уверенности я бы не вернулся.
— С «Локомотивом» вы выиграли 2 чемпионата России и 4 Кубка. В чём ваша сегодняшняя мотивация?
— В ежедневной работе. Если игрок под моим руководством становится лучше и прогрессирует, попадает в сборную, это мотивирует. И, конечно, результаты – без них футбол был бы неинтересен.
— Какой результат по итогам сезона сочтёте приемлемым?
— Если исходить из того, с чего мы начали, — попадание в пятёрку.
— Чувствуете доверие со стороны руководства клуба? (Дмитрий Исправников)
— Ситуация, когда меняется руководство, по-своему сложна, есть неопределённость. Я понимаю нового президента клуба, который оказался в сложном положении. Тяжело разгребать всё то хозяйство, которое ему оставили. Но я верю, что мы справимся и будем двигаться дальше вместе.
— Именно разгребать?
— Да. Что конкретно? Да всё в комплексе: и финансы, и разбираться со спортивной составляющей. Новые люди в клубе всегда хотят работать по-своему. Контакт у меня с президентом клуба хороший, есть доверие. Я могу в любое время суток набрать его номер и поговорить о насущных проблемах команды. Это меня очень радует.
Знаю, что Геркус нашёл контакт с болельщиками – присутствует единство. Даже при не очень приемлемых начальных результатах они всё равно нас поддерживали.
— Некоторое время назад, в связи с неудовлетворительными результатами, вы грозились достать старый «петушок». Игра команды после этого улучшилась. Достали? (Андрей Пигин)
— Думаю, с этой шапочкой мы уже всем надоели (улыбается). В своё время головной убор принёс удачу – он у меня до сих пор есть, хранится. Когда закончу тренерскую карьеру, отдам шапочку в музей «Локомотива». Думаю, она хорошо там разместится среди других аксессуаров.
Мой петушок олицетворяет успехи «Локомотива» вместе с людьми, которые в нём работали. Это символ прогресса «Локомотива», начала с нулевого цикла, с маленького фундамента.
«Ещё неизвестно, кто из Миранчуков через полгода будет сильнее»
— С той поры, когда «Локомотив» брал чемпионство, прошло уже много лет. В «Локо» состав вроде бы годный и тренер тот же (вы), но команда смотрится намного слабее. В чём причина? Чемпионат России стал сильнее или всё же проблема в «Локо»? (Мурад)
— Проблему нужно всегда искать в себе. Но тренер только пришёл, и не нужно наваливать на него всё. Тренер не проводил подготовку к сезону, команда до его прихода находилась внизу, сыграв четыре матча вничью. При новом тренере три матча выиграли, прошли дальше в Кубке – это уже плюс. Любой тренер просит времени – чудес сразу не бывает.
— Вас задел выпад бывшего руководителя клуба Ольги Смородской, которая заявила, что 11-е место «Локомотива» — не её вина?
— Нет. Я бывших руководителей никогда не комментирую. Прежнему руководству дали много времени, чтобы клуб сделать топовым, – ну так дайте и нам столько же. Вне сомнений, мы превзойдём те результаты.
— Сколько времени вам понадобится, чтобы привести «Локомотив» к чемпионству? (Stan92)
— Дайте столько же – шесть лет. И мы это сделаем, даже не сомневаюсь.
— Вам было проще работать с прежним поколением футболистов – Гариным, Чугайновым – чем с нынешним?
— Нет, не проще. У меня нормальные взаимоотношения с игроками. Вы можете вспомнить, чтобы хоть один футболист говорил, что у него конфликт с Сёминым? Вот и это поколение не скажет.
Есть требования футбола, тренера и команды – игрок их должен выполнять. А остальное меня не волнует, так же, как и раньше. Меня не волнует, ходят ли они вместе в ресторан. Есть футбольное поле, на котором надо показать себя зрителям, дать результат, тренироваться ежедневно – вот это мой критерий самоотдачи игрока. Он может отдаваться за клуб, за себя, за семью, за футбол. Душа должна гореть. Мы к этому стремимся.
— Раньше молодые игроки, снизившие требования к себе, садились в запас на полсезона. Теперь же – чуть что — за игрока вступается агент.
— Я ни одному агенту ничего не должен, никому подыгрывать не собираюсь. Я сам по себе, и у меня никогда в жизни агента не было. Придёт он или не придёт – пусть разбирается со своим игроком.
Если агент хороший, то он скажет футболисту, что тот неправильно себя ведёт, тренируется. Главное – быть честным по отношению к футболу.
— Почему Алексей Миранчук так и остался на своём уровне в плане развития своих футбольных качеств? (Сергей Уланов)
— Подождите, Миранчук только начал стабильно играть в этом году. Играет-то он хорошо, только не забивает. Значит, есть элемент, над которым надо работать.
— Некоторые упрекают Алексея в том, что он больше думает о ситуации с контрактом, нежели о футболе.
— В его возрасте очень важно правильно выбрать себе команду. Это касается и его брата. Но решение должен принимать не какой-то третий человек, а игрок – своей головой. Если у футболиста есть самолюбие, внутреннее чутьё, он не будет никого слушать, а решит сам. А когда решение принимается самостоятельно, оно всегда правильное.
— Получается, кто-то принимает решение за них?
— Не знаю, кто за них решает. Алексей должен сам понять, хочет ли он остаться. Есть пример Генриха Мхитаряна. Был ведущим игроком «Боруссии», имел хороший контракт, но вдруг ушёл. Это было неправильное решение – так что теперь Мхитаряна как игрока мы практически не видим. Если он сам принял решение – слава богу, значит, сам ошибся. Но если за него решил кто-то другой, он всю жизнь будет об этом жалеть.
— Разные ситуации бывают: Игнашевич ведь ушёл из «Локомотива» и после этого выиграл всё, что можно, вместе с ЦСКА.
— А это уже другой пример. Игнашевич сам принял такое решение. Никто ему ничего не подсказывал.
— Вы его сразу простили?
— Тут нечего прощать. Мы долго его уговаривали остаться, но я видел, что его шаг был осознанным. Ну и молодец – в итоге всё сложилось. А если слушать агента, брата, друга – ничего хорошего не выйдет.
— То, что Сергей в 37 ещё играет, удивление для вас?
— Нет. Я только желаю ему играть дальше. Считаю, что на сегодняшний момент он лучше всех в сборной. Это наша беда, но это действительно так.
— Разве это не говорит о том, что у нас просто мало хороших защитников?
— Это-то и плохо. Сейчас будем растить!
— Антон Миранчук вернулся в расположение клуба. На какой позиции в команде вы его видите и видите ли вообще? (Сергей Уланов)
— Вижу. По таланту они приблизительно равноценные игроки. По уровню подготовки на сегодняшний день немножко отличаются. Но я уверен, что Антон может быть игроком основного состава. А по позиции… Хорошему игроку всегда позицию найдём. Если он соображает. Для него есть шесть позиций в атаке.
— То есть братья Миранчуки не рассматриваются в условном «пакете 1+1», когда к хорошему игроку прилагается его брат?
— Ну что вы? Ещё неизвестно, кто из них через полгода станет ведущим.
«Если бы Ниасс остался, мы бы сейчас не искали нападающего»
— У вас есть понимание, как «Локомотив» должен усилиться зимой?
— Кардинального усиления не нужно. Но игрокам основы необходима конкуренция. Очевидно, что нам не помешает игрок в атакующую линию, тут секрета нет. Даже если не получится его приобрести, ничего страшного – тогда будем искать другие тактические варианты. В последнем матче Майкон замечательно сыграл в атаке. Если бы он играл так каждый матч, мы бы не искали нападающего.
— Но в вашем списке наверняка более одной позиции для усиления, не так ли?
— Я бы хотел усилить две-три позиции. Но желание не всегда совпадает с реальностью. И мы не будем брать игрока для галочки. Он должен быть или очень перспективен, или явно сильнее тех, кто у нас есть. А так – у «Локо» уже достаточно хорошая группа футболистов, которых можно поменять местами. Это разносторонние игроки.
— Но деньги у «Локомотива» на новых игроков есть?
— Смотря какие деньги. Я тоже не знаю, в какой мы ситуации относительно финансового фэйр-плей.
— Самедов лидер, но не молод. Есть ли альтернатива на правый край атакующего хавбека? Собираетесь ли укреплять эту позицию? (Павел Осипов)
— Альтернативы всегда должны быть, и они есть. Жалко, что из «Локомотива» в этом сезоне ушла группа молодых игроков, которые могли составить конкуренцию. Но конкуренция всегда будет.
«Локомотив» — возрастная команда, но меня это особенно не волнует. Вон, Игнашевич играет – и слава богу, все довольны. Пусть и у нас так играют. Главное – соответствовать требованиям сегодняшнего футбола.
— Говорят, в Казани у вас был конфликт с Самедовым после его замены в перерыве...
— У меня не бывает конфликтов с футболистами. Могут быть только требования, которые должен выполнять игрок. Если он этого не делает — я его меняю, вот и всё. Но это не называется «конфликт», это нормальный рабочий процесс.
Да, у футболиста была ответная реакция. Поймите, ни один игрок никогда не скажет: «Я виноват, плохо играл». Недовольство случается, но эти проявления остаются в раздевалке.
— Вы уверены, что с Денисовым не «бомбанёт», как было в его предыдущих клубах?
— Денисов хорошо тренируется, неплохо играет, выполняет все задания. А что мне ещё от него нужно? Мы с ним здороваемся, иной раз разговариваем. То, что он меня в гости к себе домой не зовёт, не страшно.
Говорите, Денисов всегда бурчит и недоволен? В «Локомотиве» я такого не замечал. У нас в клубе настолько хорошо, что всем всё нравится.
— При условии более ранней смены руководства и тренера, хотели бы вы оставить в команде словака Яна Дюрицу? (Антон Домбрин)
— Он очень хороший игрок, хоть и возрастной. И по сей день играет за сборную Словакии. Но он нашёл себе новый клуб, и сейчас уже ничего не изменить.
— И кого бы вы хотели сохранить из ушедших за последний год-два игроков?
— Разве что Ниасса. Если бы он остался, мы бы сейчас не искали нападающего. А об остальном уже не вижу смысла говорить.
— Не обсуждается ли вопрос о том, чтобы вернуть Ниасса обратно? (Коля Демин)
— Мне кажется, такие тройные переходы — это нереально.
— Стоит ли ждать Рената Янбаева на левом фланге защиты команды, потому как Виталий Денисов в последнее время играет плохо в атаке и ошибается в передачах вперёд? (Александр Вячеславович)
— Посмотрите статистику процента брака Денисова в InStat. Виталий играет на хорошем проценте передач – около 85% пасов у него получаются успешными. Это очень хороший средний показатель для защитника. Мнение со стороны не всегда совпадает со статистикой. И с мнением тренера.
«У Черевченко не должно быть обид ни на меня, ни на «Локомотив»
— Стоит ли ждать возвращения в структуру клуба или в тренерский штаб Бориса Игнатьева? (Александр Буданов)
— А зачем ему? Он вице-президент «Торпедо» — уже ушёл на «государственную должность» (смеётся).
— Овчинникова не хотите переманить к себе из ЦСКА?
— Сергею нужна самостоятельная работа – зачем переходить помощником? Ему бы команду и должность главного тренера.
— Когда Игорь Черевченко был игроком, вы могли предположить, что он станет тренером? Может, ждали такого развития карьеры от других?
— В «Локомотиве» всегда было много хороших тренеров. Черевченко в том числе. Он вдумчивый и стабильный человек, достаточно крепкий. Впрочем, предугадать, что он станет тренером, я не мог. Люди сами управляют своей судьбой. А почему он ушёл, я не знаю.
— После его ухода вы не общались?
— Нет.
— Допускаете, что у Черевченко осталась обида на вас? Всё-таки вы пришли на его место, и предпосылок для его отставки не было.
— А я тут при чём? Для моего прихода тоже не было больших предпосылок. Я даже не знал, что он уходит. Тогда мы тоже не поговорили – но это, скорее, к нему вопрос. Я всё-таки постарше.
Возможно, у Игоря тоже были определённые переживания. Может быть, ещё встретимся, поговорим. Если человек захочет открыться – он придёт. У нас хорошие отношения – я работал с его отцом, и сам Игорь у меня играл. Ни на меня, ни на «Локомотив» у него не должно быть обид.
«Пускай Лоськов сначала вес сбросит…»
— В нынешнем тренерском штабе все специалисты – бывшие игроки клуба. Правильно ли это, на ваш взгляд?
— Большую часть штаба должны составлять люди, которые завоёвывали большие трофеи. Хорошо, когда они работают в клубе, но не совсем принципиально. Должны приходить и люди, которые принесут новые веяния. Это тоже нормально.
— Лоськову дадите сыграть?
— Я ему сказал: «Готовься». А после зимы решим. Пускай сборы пройдёт, вес сбросит. А то выпускать будем – а форма не налезет (смеётся). Дима уже скинул килограмма четыре. Ну, пусть ещё шесть как минимум сбросит.
— Скажите, недавно вы говорили про сюрприз. Случайно это не просмотр сына Гуренко? (Дмитрий Спицын)
— Так мы обыграли ЦСКА, разгромили «Анжи» — разве это не приятные сюрпризы? А так Гуренко-младший — хороший футболист. Мы его посмотрели, определённые данные имеются. Дальше будем думать.
— Предлагаю следующую слегка сумасшедшую идею. Что если в команду вернуть самого техничного игрока за всю историю российского футбола — Марата Измайлова… (Андрей Мудрик)
— Хорошая идея, вовсе не сумасшедшая. Измайлов не исчерпал себя, он по-прежнему отличный игрок. Но Марат же на контракте в «Краснодаре»… А сомнений в его высочайшем уровне нет. Игрока с такой техникой, после Черенкова, в России не было.
— Билялетдинов и Сычёв — «отработанный материал»?
— На их позициях у нас есть футболисты. А, кстати, Сычёв вообще сейчас играет?
— В любительской лиге.
— Я не знал. Диму подвела травма, он толком не восстановился, не вернул былую скорость. В его возрасте уже тяжело играть форварда.
— При вас ушли бы этим летом Жемалетдинов и Махатадзе? (Dremach)
— Конечно же нет. И Оздоев не ушёл бы.
Вопросы из сети «ВКОНТАКТЕ»
— Почему отказались играть с Томью в манеже в Красноярске?!!! (Максим Жеребцов)
— Зачем играть в северных городах зимой? Почему нельзя было перенести матч с «Томью» в южный город? «Локомотив» бы с удовольствием поехал в Сочи, Краснодар, Махачкалу, Владикавказ.
— У вас есть хобби? (Никита Мухин)
— Есть. Люблю после тренировок поиграть в футбол вместе с помощниками.
— Самый сильный игрок, которого вы тренировали? (Вадик Татарников)
— Шевченко. У него есть и большие футбольные знания, и харизма. Думаю, из него выйдет серьёзный тренер.
— Юрий Павлович, считаете ли вы правильным вернуться к системе «весна-осень»? И возможно ли это в нынешних реалиях? (Alexey Parygin)
— Да. Потому что посещаемость явно упала. При прежней системе мы выиграли два еврокубка, сборная блестяще выступила на Евро-2008. А с новой чего добились? Правильно, ничего.
И это неправда, что разница всего в паре недель. Поймите, раньше в ноябре игрались решающие матчи. Да, мороз, не очень приятно, но ведь была борьба за медали, интрига в каждой игре! Потому народ и ходил. А сейчас в середине чемпионата, конечно, мало кому хочется на стадионе мерзнуть. Ради чего?
— Нашему футболу нужен лимит на легионеров?
— Нет, не нужен. Но если и делать его, то разрешать брать иностранцев до 25 лет. Потому что в молодом возрасте у них есть мотивация проявить себя, прогрессировать, перейти в хороший клуб из топ-чемпионата. Возьмите донецкий «Шахтёр», который брал молодых Виллиана, Дугласа Косту, Фернандиньо, Мхитаряна. Все они сейчас играют в лучших клубах мира. «Шахтёр» и денег заработал массу, и игроков вырастил блестящих.
Так и нужно работать с легионерами. Брать с умом, а не тех, кто только заработать в России хочет.
— Но вы же сами приглашали ветерана Лиму в «Локомотив».
— Хорошее замечание, но из каждого правила бывают исключения. Лима был нужен, чтобы выиграть золото. Вполне возможно, без него мы бы титул не взяли.
— Палыч, когда «Спартак» завоюет титул???! (Jack Dowson)
— Должен в этом сезоне. Пока «Спартак» очень хорошо идёт.
— Почему вы сказали Булыкину снять варежки? (Дмитрий Бернага)
— Чтобы боролся на поле. Решил, что если руки замерзнут, так и будет.
«А давайте возьмём кубок…»
— Вы чуть ли не единственный тренер «старой школы», работающий в РФПЛ. В этой связи вопрос: Романцев может вернуться к работе?
— (Изумлённо.) А я разве из старой школы?! Я знаю, как работают сейчас, как будут работать. Чувствую в себе энергию, огромное желание! Хорошо, давайте так: пусть у меня старая школа, но в ней множество обновлений. Я регулярно езжу на семинары, узнаю о современных тенденциях.
Что до Романцева, то Олег мог бы работать, разумеется! Он просто сам не хочет связываться с новыми руководителями клубов. Романцев «наелся» работой в нашем футболе, а я пока — нет.
— Некоторое время назад наш читатель Марлен узнал, что вы забили первый гол «Спартака» в еврокубках. Просит вспомнить, как это было.
— В музее «Спартака» можно найти всё, что угодно! Я пришёл, нажал «свою кнопочку», и там все мои голы за красно-белых. Притом в отличном качестве, хорошая картинка. Ну, первый гол я там корявенький забил, а второй, в том же матче, красивым получился!
— Кто вас прозвал Шило?
— В «Динамо» Георгий Рябов. Он двухметрового роста, 90 кг весит… Вот всё время ругался на меня, худенького и щупленького: «Не крутись вокруг! У меня синяки от тебя остаются!».
— Как вы считаете: Артём Милевский талантливее Андрея Шевченко? И смог бы он выиграть больше титулов, если бы не пил горькую со своим дружком Алиевым? (Евгений Максимейко)
— Шевченко — уникальный по таланту, по здоровью футболист. Понятно, что Милевский — тоже одарённый нападающий. Но не настолько, разумеется.
— Что бы вы сделали, приди при вас Милевский на презентацию тренера в халате?
— Выгнал бы, конечно! Хотя это должен был сделать президент. Меня ведь только представляют, правильно?
Но если пофантазировать, что Милевский на мою установку явился в таком виде — то, естественно, я бы потребовал его удалиться.
— Напоследок самый главный вопрос от читателя. Вернее, предложение: «Давайте возьмём кубок в этом году!». (Александр Дорошенко)
— А давайте! Дельное предложение!