Бывший президент «Локомотива» Николай Наумов — о финале Кубка России, судействе и феномене Юрия Семина.
— Не могу сказать, что игра получилась зрелищной, — начал Наумов. — Как правильно, финал — это не много голов, напряжение и азарт. Но мне понравилось. Потому что был нерв, игра держала в напряжении.
— Нервничали, потому что сомневались в успехе «Локомотива»?
— Нет. Уверенность в победе железнодорожников была задолго до стартового свистка. Мне казалось, что «Локо» выиграет с разницей в два или три мяча. Но, к сожалению, команде не удалось это сделать. Было бы проще играть, забей они второй. После перерыва у «Урала» были моменты. Однако не сомневаюсь, что «Локомотив» забил бы второй, если бы екатеринбуржцы сравняли счет. Игроки «Локо» были уверены в своих силах, у них был кураж. Они заслуженно победили.
— Накануне финала было много разговоров о том, что «Локомотив», якобы работает с судейством. Как вы относитесь к обвинениям железнодорожников, в частности от Сергея Хусаинова?
— Не представляю, какое влияние Станислав Сухина может оказывать на арбитров. Все это разговоры в пользу бедных. В данной ситуации я полностью поддерживаю Василия Кикнадзе. Если у вас есть факты, то говорите. А вот молоть языком что попало и наводить тень на плетень… Это не делает чести господину Хусаинову. Нельзя допускать такие вещи. С Сергеем я знаком давно, знаю его как человека и судью. Ему нужно быть осторожнее с этими словами. Зачем зря наговаривать?
Вы поймали кого-то за руку? Нет. Чего же вы тогда говорите, что кто-то на что-то повлиял? Сколько «Локомотив» потерял очков из-за судейских ошибок? Уйму! Но никто об этом не говорит, как будто не замечают. А здесь вдруг увидели. Что увидели? Разве в финале Кубка России Сергей Лапочкин что-то свистнул в пользу «Локо»? Не было такого. И судейство, кстати, было абсолютно объективным. Арбитр давал играть и вовремя пресекал эмоции.
— Считаете, что при таком судействе не было ни единого шанса на повторение финала 2017 года, когда игроки «Локо» и «Урала» сошлись в кулачном бою?
— В том финале, как и в этом, тоже был нерв. И здесь ситуация могла взорваться в любой момент, но Лапочкин держал нити игры в своих руках. Он судил очень уверенно. Когда рефери дает однозначные оценки ситуациям, эта уверенность передается футболистам и самой игре. У меня не было ощущения, что начнется драка. Да, были жесткие стыки. Футболисты играли с азартом. Например, Дмитрий Баринов, который забил гол. Обратите внимание, как он боролся на поле. Это же молодой Игорь Денисов (смеется). Но благодаря судье, конфликта на поле не произошло. А накал должны быть, это же финал! Иначе бы мы не любили футбол.
— После возвращения Семина, «Локомотив» завоевал чемпионство и два кубка России. В чем феномен Юрия Палыча?
— Большого секрета здесь нет — Юрий Палыч всегда был сильным тренером. Когда я пришел в «Локомотив» (в 2007 году. — Прим. ред.), к сожалению, до меня уже был оформлен договор с Рашидом Рахимовым. Я уже ничего не мог сделать. Но я пригласил Палыча сразу же, как появилась возможность. Потому что я знал, что Семин — это дух «Локомотива». И во время работы в клубе я старался собрать всех бывших железнодорожников. Тогда пришли Евгений Харлачев, Владимир Маминов, Олег Пашинин, который до сих пор работает, как и Саркис Оганесян. Дмитрий Лоськова я пригласил, и знал, что он останется тренером в клубе. У «Локомотива» существует особый дух, и его не вытравишь.
— С командой все более-менее понятно, но давайте вернемся к особенностям Юрия Палыча.
— Он — сильный психолог, обладающий огромным опытом. Семин знает о футболе все. Да, может быть, он не пользуется какими-то современными и научными методиками: лактаты не смотрит, датчики-матчики. В свою очередь он по виду футболиста на тренировке может сказать, как он завтра сыграет в матче. Когда мы работали, Семин часто говорил: «Николай Алексеевич, вы можете посоветовать мне кого-то из игроков, но решение принимаю я. Потому что я работаю с ними каждый день, знаю каждого из футболистов». В этом и есть весь Юрий Палыч. Меняются игроки, поколения, руководители, бывают спады у команды. От этого никуда не деться. Но сила Семина была и остается в глубоком знании футбола.
— Нет никаких сомнений, что руководство продлит контракт с Семиным, но Юрий Палыч не молодеет. Как вы думаете, сколько он еще проработает в качестве главного тренера, учитывая почтенный возраст?
— Дай бог ему здоровья, ведь возраст свое все равно берет. Решение, конечно, будет за Палычем. Но поделюсь с вами идеей, которая была у меня во время работы в «Локомотиве». Я думал сделать Семина главным тренером клуба, когда мы станем пожилыми, и он не сможет бегать по полю. Во время тренировок он носится, постоянно находится в игре. Это огромные физические нагрузки, тренировки по два раза в день. И Семин будет тренировать до тех пор, пока может это делать. Потому что он не мыслит себя без футбола.
— Хотелось бы поподробнее услышать про вашу идею. Главный тренер клуба — это?
— Я хотел оставить его в клубе, создав новую должность. Можно назвать ее как угодно, но основная задача — воспитание футболистов и помощь тренерам, работающим со всеми командами «Локомотива». Свести игру всех команд железнодорожников воедино, внедрить свою методику, чтобы все команды придерживались одной футбольной философии. Считаю, что это очень важная должность. И я бы ее доверил Юрию Палычу, когда он не сможет тренировать на поле.
— После финала Семин бодро перепрыгнул рекламный щит, чтобы подойти к фанатам. Кажется, это лучший ответ на вопрос о его возрасте.
— Семин — крепыш. Не уверен, могу ли я выдавать его секреты, но раз в год он уезжает, отрешаясь от всего на месяц, и усиленно занимается физической подготовкой. Это правильно, но я бы так не сумел (смеется). Семин никогда не будет обузой для футбола. Пусть он работает до последних дней, даже когда не сможет быть на поле. Пусть руководит на бровке, на скамейке. Он всегда принесет пользу «Локо». И думаю, что руководство клуба это прекрасно понимает.
Владислав Тополев