Константин Генич и Георгий Черданцев на Первом канале сочно прокомментировали матч группового этапа чемпионата мира Россия — Алжир. А сразу после эфира продолжали жечь уже для «Советского спорта».
«Может, в Алжире витамины?»
— Какой это был матч?
Черданцев: Матч был клевый. Борьба, обе команды стремились к победе в силу своих возможностей. И тут уже вопрос заключается в том, у кого какие были возможности.
Генич: Мне кажется, по качеству игры и эмоциям это был самый интересный матч сборной России на этом чемпионате. Игра даже превзошла встречу на «Маракане» с Бельгией.
Черданцев: Да заруба была! Толкались, бились. Конечно, поле было безобразным. Разговоры по поводу отмены игры — это бред. Мы играли и на худших полях. И комментировали на худших полях. Просто на таком поле играть в разумный футбол бессмысленно. Послушайте, каждый алжирец мощнее и здоровее. Не знаю, может в Алжире витамины? Арбузы там…
Генич: 15 или 18 игроков сборной Алжира родились во Франции. На этом чемпионате больше ни у одной сборной нет такого количества футболистов, которые родились в другой стране. Да, много натурализованных игроков у швейцарцев. А здесь многие родились во Франции, но решили играть за историческую родину…
Черданцев: И что из этого следует?
Генич: То, что они родились в других условиях. Они атлетичнее и мощнее. И играют за более качественные клубы в Европе. Посмотрите, за кого играет тот же Слимани? За лиссабонский «Спортинг». Фегули — за «Валенсию». Пусть Браими играет за «Гранаду», но это испанская примера! Гулям выступает за «Наполи» и в этой сборной не выходит! Гилас, который играет в «Порту», выходит только на замену.
Черданцев: Генич разбирается в футболе! Вот если б меня попросили на спор повторить все, что он сказал за 10 стаканов кайпириньи, не назвал бы ни одной фамилии!
«Харэ! Два очка мы принесли»
— То есть выход такой — российским игрокам уезжать в зарубежные чемпионаты?
Генич: Капелло об этом говорил. Конечно, это не единственная проблема сборной, из-за чего наши играют хуже и хуже обращаются с мячом. Просто это тенденция.
Черданцев (намекает на то, что Генич много говорит): Генич — главный. А я его водитель.
Генич (не замечая подколки): Юра говорит про поле. Но это не мешало Алжиру…
В этот момент Черданцев ставит чашку себе на голову, чтобы как-то привлечь к себе внимание.
Генич: Шут гороховый! Ты комментатор федерального канала!
Черданцев: Людям нравится, когда их развлекают. Если ты комментируешь футбол, как профессор Принстонского университета, это неинтересно А если станешь кривляться и не уронишь чашку со своей головы, это запомнит гораздо лучше, чем то, что ты скажешь тысячу умных вещей.
— Капелло сетует на то, что неизвестные светили лазером в Акинфеева. Как это повлияло на результат?
Черданцев: Никак!
Генич: Подожди, Юр. А Капелло не говорил, что комментаторы матча на Первом нефартовые? Даже поменяли Гусева, а двое не справились…
Черданцев: Харэ! Два очка мы принесли!
Генич: Давайте будем откровенны. Как лазерная указка могла помешать Акинфееву?
Сам же Акинфеев сказал, что это не помешало ему в эпизоде с пропущенным голом. Да, мы видели, что в него светили. Но мы не стали об этом говорить в эфире, потому что нам это показалось незначительной деталью.
Черданцев (демонстрирует фото на телефоне, сделанное перед игрой): Вот я показываю, что два очка мы принесли. И ты показываешь (обращаясь к Геничу). То есть мы знали, что сборная России наберет два очка.
Генич: Мы сказали, что все проблемы сборной — это верх. Проиграли весь верх в первом тайме…
Черданцев (просит Генича дать возможность ему развить мысль): Дай мне пас! Наша задача была принести сборной очки. Ну, мы ей и принесли. Не проиграли ни одного матча! Мы с Геничем стелились в подкатах, отбирали мяч, гнали эту команду вперед. Все, что от нас зависело, мы сделали. Мы сделали ничеечку. Базис. Но, как говорил товарищ Ленин, над базисом должна быть надстройка. За настройку почему-то отвечал итальянец…
Генич: Да, мы принесли два очка. Но мы работали на двух матчах сборной с самыми слабыми соперниками в группе. Если б с Бельгией принесли три или хотя бы одно…
«Толик, заходи»
— В твиттере много восторженных откликов о том, как эмоционально вы начали репортаж…
Черданцев: А закончили мы плохо?.. Первый канал — особенный. Главный канал страны. Его смотрят и те, кто не интересуется футболом. Нам нужно было сделать вот так (ковыряет вилкой стол). Надо было зацепить аудиторию. Не спать, подъем! Алле, добрый вечер! И очень хорошо, что сборная забила на шестой минуте, а мы с Костей все истерики на этой минуте закончили. Потом была очень профессиональная работа. А до гола очень клево, что мы задали вот такой градус и сборная забила.
Генич: Слушаю сейчас Черданцева и не понимаю, как мы с ним в паре отработали. Я толику серьезности добавлю…
Черданцев: Толик — это кто? (Кричит) То-о-лик, заходи!
Генич: Бышовец Анатолий Федорович зашел… Чуть-чуть серьезности. Действительно, некоторые нас критикуют за агрессивное начало, что нагнетали, что много эмоций. Матч Россия — Бельгия собрал самую большую аудиторию по спортивным трансляциям за последние несколько лет. Это не вопрос конкуренции — перетащить аудиторию сюда. Просто игра России с Алжиром за последние шесть лет действительно что-то значила. Мы выходили на позицию и готовились быть на одной волне со страной. Может, перебор эмоций был. Но он не то что искусственный. Он был оправдан. В этот момент люди со стадиона должны были передать энергетику.
Черданцев: Нам надо было подсадить людей, которые не знают, на каком месте в группе сборная России, на футбол.
Генич: Огромное количество людей смотрели футбол не только дома, но и в барах, других увеселительных заведениях. И не везде был живой комментарий. Реально надо было этих людей зажечь. Мы с Юрой были на этой волне…
Черданцев (заканчивает фразу): Лучшие!
«Пусть Карпин тренирует сборную»
— А что вы хотите увидеть в 2018 году? Нас ведь ждет домашний чемпионат мира.
Черданцев: — Хиддинка хотим. Только Хиддинк, только пиар.
Генич: — Подожди. Ты был первым, кто выступал против Хиддинка.
Черданцев: — Но теперь-то мы можем сравнивать.
Генич: — Красные штаны, мокасины на босу ногу.
Черданцев: — Конечно. Я бы хотел быть Хиддинком. Это ж умудриться надо – будучи нулем как тренер, создать такую историю, что вокруг тебя все начнут бегать как вокруг гуру. Проигрываешь – все поклоняются и в тебя верят.
Капелло хотя бы, в отличие от этого условного персонажа, выиграл пару чемпионатов с командами типа «Реал» (Мадрид). И вот скажите, что мы хотим от сборной? Крутую команду, маркетинговый таргет. Цель, вокруг которой все объединятся.
Или нам нужен Освенцим с жесткими пытками. Если позвонишь по телефону – тебе отрежут пальцы. В моем понимании – пошел бы Капелло в свою Италию…
Дальше Георгий переходит на итальянский.
— Пускай Карпин тренирует. А что? Нормальный мужик. Он людей зажжет.
Генич: — Слушаю и думаю, что и ты можешь быть главным тренером.
Черданцев: — Готов, кстати. Вы мне даете 8 миллионов евро в год. Да хоть один. Ты видел когда-нибудь миллион?
Генич: — Евро? Только на картинке. Долларов? В кино.
Черданцев: — За эти деньги можно нанять какой угодно персонал в мире. Любого фитнес-тренера, человека по питанию. Это такая ахинея! Агент Капелло – мега крутой чувак, который разводит на деньги Российский футбольный союз.
«Отдать 32 миллиона. За что?»
Генич: — Я считаю, бессмысленно что-то обсуждать. Если РФС продлил с ним контракт до 2018 года – нужно смириться.
Черданцев: — Отдать 32 миллиона за что? Детям отдайте, чтобы в футбол играли. Вот я месяц назад был в Улан-Удэ. Там, где родился Владимир Гранат. Спрашиваю у людей: «Чего не хватает, чтобы вы играли в футбол?» — «Странно, что у нас всего 9 команд на огромный регион. Нет полей, играть негде».
Это тоже ахинея, что отберем контракт у Хиддинка или Капелло – и все эти деньги куда-то направим. Все понятно, они уйдут в песок.
Но футбол в этой стране есть. Люди любят футбол. Они от него фанатеют. Абсолютно неправильный подход, что давайте наймем имя во главе сборной. И к нему будут все стремиться.
Нет, стремиться будут, если вы – Николай Александрович или Иван Иванович – в своем далеком Иркутске или Улан-Удэ сделаете так, чтобы детям было интересно играть в футбол. И чтобы тренеры на местах получали за это человеческие деньги.
Генич: — Возвращаясь к Капелло. С ним контракт продлен до 2018-го. Нужно смириться.
Черданцев: — Лично я против.
Генич: — А что поделать?
Черданцев: — Давай мы будем тренировать. Сейчас у нас есть возможность через самый популярный и посещаемый портал самой крутой газеты в России сделать заявление. Я, Георгий Черданцев и Константин Генич, комментаторы матчей сборной России, хотели бы наняться в РФС тренерами сборной России.
Мы абсолютно точно гарантируем результат. Мы выведем сборную России в финальную часть чемпионата мира-2018.
Генич: — Гарантия 100 процентов. Будут ухабы, барьеры. Но мы пройдем по этой дороге.
Черданцев: — Цена вопроса – одна единица в евро.
«С мячом играли хуже всех»
— Но все-таки, чему лично вы будете довольны в 2018 году? Выходу из группы, красивому футболу?
Черданцев: — Не может быть никакого Капелло за 8 миллионов евро. Есть соотношение «цена-качество». Работа этого человека не стоит такого количества денег. Если есть меценаты и люди, обожающие футбол… Понимаю, вы не хотите отдавать деньги дяде Васе или Николаю Александровичу Толстых. Но придумайте, как вы хотите поддержать футбол в вашем городе.
Площадку в школе постройте своему сыну. Мы здесь видели мужика, который привез 10-летнего мальчика в Бразилию. Берите своих детей на футбол. И вы, папы и мамы, сделаете гораздо больше, чем РФС, ФИФА, Платини. Заставьте детей любить футбол. И будет круто, поверьте. Может, из сотни хоть один вырастет в футболиста. А вот условия мы попробуем как-то создать.
Генич: — Четыре года – очень много. Перед 2018-м нас ждет непростой 2016-й. На Евро, конечно, тяжело будет не выйти из нашей группы (Россия, Швеция, Австрия, Черногория, Молдавия, Лихтенштейн). Да еще с расширением команд до 24. У нас есть тренер со своими методами и взглядами – что мы сделаем? Капелло плевать хотел на общественное мнение. Он поставил Кержакова в состав не потому, что все ныли, выли и кричали. А потому что надо было.
Не уверен даже, что против Молдавии мы выйдем в два форварда. Будем как «Атлетико» (Мадрид), своих соперников шарфиком перематывать. Может, и задушим узелком. Нужно учиться жить при Капелло. А громкие слова Юры по поводу детей, которые должны идти в академии и заниматься футболом…
Черданцев: — Я неправильно сказал?
Генич: — Может, и правильно. Но назови мне хоть одну нормальную академию. Коноплева в Тольятти? Что она дала, кроме Дзагоева? Сейчас появилась академия Галицкого в Краснодаре. Если она принесет плоды через 8-10 лет, мы будем считать, что не зря работает эта схема.
Если отталкиваемся от немцев и бельгийцев, воспитавших красивое правильное поколение игроков, выступающих за рубежом – давайте к этому стремиться. А мы до тех пор, пока будем вариться в собственном соку, будем иметь лимит, ставящий наших игроков в рафинированные условия – ничего хорошего не получим.
Этот чемпионат мира – лакмусовая бумажка. Все, кто считались звездами на нашем уровне, здесь себя толком не проявили. Я с уважением отношусь ко всем нашим ребятам. Мне с ними еще общаться, комментировать матчи – в Лиге чемпионов, Лиге Европы, чемпионате России.
Но все команды на этом ЧМ оказались по многим футбольным компонентам просто лучше, чем наша сборная. Мы не уступили только в объеме легкоатлетической работы. Мы хорошо бегали, но очень плохо работали с мячом.
Если хотим просто побегать по кругу – это другой вид спорта. А футбол – это игра с мячом. И вот с мячом на этом чемпионате мы играли хуже всех.