Исходно это должен был быть комментарий к посту, но он как-то разросся в мой первый блог на этом сайте. Заранее предупреждаю, я не экономист и не пиарщик, все написанное ниже - это мои соображения, основанные на моих, весьма ограниченных, знаниях в данной области.
В своем интервью Кикнадзе много говорил про необходимость подтягивания к основе молодежи и продажи игроков, в первую очередь в контексте экономическом, мол если не начнем продавать игроков, то нам жопа
Не хочу даже касаться всего этого обсуждения про Динамо Загреб и Аякс, это по-моему прекрасно разобрано в посте "Работа с молодёжью. Юрий Сёмин vs Марко Николич", за что автору поста большое спасибо
Не хочу касаться и денег за ЛЧ (по словам самого Кикнадзе - пятая часть бюджета клуба!)
Но вот с его же слов 60% бюджета - это спонсорские контракты. А из чего они вообще составляются? Это ведь не просто "пришли РЖД и отвалили 5 миллиардов", именно для этого и существует финансовый фэйр-плей - чтобы проверять, что клубы получают от спонсоров честные деньги за оказанные услуги. Какие услуги? Естественно, рекламные.
Одним из основных факторов стоимости рекламы является, естественно, размер аудитории. Сложно, конечно, оценить реальное количество болельщиков Локомотива, но если смотреть на размер аудитории в соц. сетях (а ведь соц. сети, особенно сейчас, - это один из основных инструментов взаимодействия с аудиторией), то количество подписчиков официальных инсты, ВК, ютуба и твиттера в сумме выходит где-то около миллиона, даже если предположить что это все - разные люди (хотя понятно что это не так, но допустим).
Для сравнения, у условного канала Demolition Ranch (конкретные названия каналов я привожу не в целях рекламы, а просто чтобы все желающие могли сами посмотреть и убедиться, что я говорю правду) на ютубе 8.4 миллиона подписчиков. Для справки, это оружейный канал, основной контент на котором выглядит примерно как "давайте посмотрим, сколько сковородок могут остановить пулю пятидесятого калибра". И уж конечно даже близко не самый крупный канал на ютубе. И естественно, никаких спонсорских контрактов на десятки миллионов долларов ему никто не предлагает. Так какова же ценность спонсорского контракта с ФК Локомотив? Зачем спонсорам платить футбольному клубу кучу денег за рекламу, когда можно заключить договор с каким-нибудь популярным блогером в разы дешевле, и притом иметь больший охват аудитории?
При всей спорности его фигуры и его отношений с Палычем, Геркус прекрасно понимал, что чтобы больше зарабатывать на спонсорских контрактах, не попадая под санкции за нарушение ФФП, нужно расширять аудиторию, привлекать новых болельщиков. И активно взаимодействовал с фанатами - ребусы, матчдэй, Покрас Лампас, само приглашение Палыча в конце концов. И соответственно, у Геркуса получалось приводить новых спонсоров и партнеров. Успехов Кикнадзе на этом поприще я как-то не вижу. В этом смысле все разговоры Смородской, Мещерякова, Кикнадзе и прочих руководятлов о том, что болельщики мол приносят в кассу только 3.5% бюджета, а потому они тут не главные - дикий бред. Все до копейки деньги со спонсорских контрактов клуб получает как раз благодаря болельщикам
Вторым важным критерием является вовлеченность аудитории - насколько люди ассоциируют себя с клубом, готовы ли они покупать атрибутику, насколько важна для них реклама с участием футболистов клуба при выборе продуктов и.т.д.
И здесь нельзя не привести шикарный пример взаимодействия с аудиторией - шоу Critical Role. Что это вообще такое? Это еженедельное шоу, на котором несколько сравнительно известных актеров озвучки играют в настольную RPG Dungeons and Dragons. На их канале на ютубе "всего" 900 тысяч подписчиков. И действительно, сложно ожидать сильно больше от столь нишевого продукта. Однако уровень вовлеченности этих девятисот тысяч невероятный.
Как пример можно привести их кампанию на Kickstarter, где они собирали деньги на создание мультсериала по мотивам своих похождений в D&D. Так вот, этот кикстартер собрал 11.4 миллионов долларов буквально за несколько месяцев. Это примерно как если бы болельщики Локо взяли и скинулись на покупку еще одного Крыховяка. Или примерно сопоставимо с доходами Локомотива от продажи билетов за год (в интервью в 18 году Геркус упомянул, что "билетная выручка за хороший матч может составить 30 млн руб.". Соответственно за 30 матчей РПЛ имеем максимум 900 миллионов, 11.4 миллиона долларов же - это 800 миллионов рублей). И это только один штрих, не считая донатов, платных подписок, продажи всевозможной атрибутики. Как Critical Role такого добились? Активное взаимодействие и общение с фанатами, любовь и уважение к ним. Другого пути тут в принципе быть не может.
Откровенно омерзительное отношение нынешнего руководства клуба к болельщикам как к чему-то ненужному только оттолкнет людей от клуба. Кто-то перестанет болеть вообще, кто-то перестанет ходить на стадион, кто-то решит не покупать атрибутику.
Третьей важной частью являются имиджевые права на игроков (и кстати, скорее всего и главного тренера, хотя уж не знаю, был ли в контракте Семина подобный пункт). То есть, право клуба продавать игровую форму с фамилиями игроков, всевозможные предметы с их автографами, привлекать игроков на всевозможные организованные клубом мероприятия и рекламные акции. Соответственно, появляется и заинтересованность спонсоров и технических партнеров в том чтобы участвовать в этих мероприятиях. И понятно, что ценность участия в рекламных акциях звезд (например, Миранчуков, Крыховяка, Баринова. Или самого Семина, чье имя знают даже многие далекие от футбола люди) гораздо выше, чем ценность участия в них условных Мурило и Николичей.
Немалую роль играют и спортивные успехи - трофеи и достижения добавляют клубу известности и репутации.
В свое время Геркус, по крайней мере по его словам, добился пересмотра УЕФА в большую сторону той самой "честной" стоимости спонсорских контрактов Локомотива. И понятно как это произошло - у команды стало больше болельщиков и они стали активнее вовлекаться во всяческие активности. Соответственно, увеличилась аудитория и ценность всевозможной рекламы. Сейчас же, учитывая все происходящее, приходится опасаться обратного пересмотра. А если это произойдет, дальше последует эффект домино - не будет денег на покупку качественных игроков и их зарплаты, соответственно клуб перестанет попадать в Лигу Чемпионов и потеряет деньги от нее, после чего расходы придется урезать еще и еще... Офигенный "новый этап развития", что я могу сказать