В среду спортивный директор "Локомотива" посетил в Москве международный футбольный конгресс IN FOOTBALL 2017. По окончании собственной презентации немецкий специалист дал интервью, в котором с воодушевлением рассказал о первом этапе работы в России.
РОССИЯ – ХОРОШО РАЗВИТАЯ ФУТБОЛЬНАЯ СТРАНА
– Вы работаете почти четыре месяца в России. Готовы подвести первые итоги? Есть, к примеру, вещи в нашем футболе, которые вас удивили?
– Поправлю: в январе и феврале мы все-таки ездили вместе с командой на зарубежные сборы, так что в Москве я живу лишь два месяца. Но никаких сюрпризов со знаком минус для меня здесь нет. И даже не считаю, что существует серьезная разница между европейским футболом и российским. К примеру, у "Локомотива" прекрасные возможности и инфраструктура, экономика, клубный персонал – все это очень высокого уровня. И в данном отношении я чувствую себя так же, как и дома, в Германии. Работаю в очень профессиональном клубе. Даже три года в Канаде, где трудился в федерации, получились для меня намного сложнее. А в России любят футбол, это хорошо развитая футбольная страна. И мне здесь нравится. Никаких удивительных моментов.
– В своей презентации на выставке вы подробно рассказали, как Германия в 2000-х проделала огромную работу, изменила структуру подготовки молодых игроков и смогла за счет этого вновь занять место на мировом футбольном Олимпе. В "Локомотиве" сейчас пытаетесь внедрить те же вещи, что когда-то – в "Шальке"?
– Есть немецкий путь, французский, голландский... И должен быть – российский! Ваш собственный. Везде же разные условия. Если посмотреть на Германию, то это маленькая по территории страна с большим населением. И хорошего соперника вы можете найти буквально за углом. К примеру, мы в "Шальке", когда играли с "Боруссией", могли доехать из Гельзенкирхена до Дортмунда на трамвае. В России расстояния намного больше, здесь в некоторых городах иногда нужно не только отыскать команду-оппонента соответствующего тебе высокого уровня, но и учитывать фактор переездов, а это уже вопрос экономики клубов и академий. По мне, нет смысла ехать два дня, чтобы провести один матч, а потом столько же времени добираться домой. И поэтому должен быть российский путь развития футбола, а не слепое копирование немецкого.
– Вы ведь в "Локо" занимаетесь не только работой академии, но и главной командой?
– Безусловно. Но вы сами понимаете, что это абсолютно связанные между собой вещи. Когда мы рассуждаем о том, как можно улучшить экономическую составляющую работы клуба, обязательно нужно заботиться о правильном и успешном развитии игроков. Я на 100 процентов верю в это дело! И знаю на примере "Шальке", к какому результату можно прийти. Если не готовишь молодых футболистов – значит, тебе некого поднимать в основную команду. И для меня лучшая вещь, которая может случиться с клубом, – 11 доморощенных, экономически выгодных игроков в стартовом составе.
ЭТИ ДВА ПАРНЯ ВСЕГДА ГОТОВЫ ПРИЙТИ НА ПОМОЩЬ
– Приближается летнее трансферное окно. Какие у "Локо" цели?
– Я понимаю, что это самый захватывающий и горячий вопрос для журналистов! Но у меня правило: я никогда не буду комментировать трансферы, пока они не состоялись. Никаких обсуждений слухов, новостей или планов.
– Тогда чуть-чуть переформулируем вопрос. Скоро вам предстоит финал Кубка России, вы его наверняка планируете выиграть...
– (Смеется). Это было бы замечательно!
– Так вот. Зависит ли от фактора победы в этом турнире и, соответственно, от участия в еврокубках в будущем сезоне летняя трансферная политика?
– Давайте сначала сосредоточимся на матче в Сочи и посмотрим, как он сложится. И только потом, в случае победы, будем думать и говорить о наших планах. Нельзя забегать в таких случаях вперед! Можно просто сглазить! И ухудшить карму. Никогда так не делайте. Никогда-никогда.
– Раз о будущих трансферах вы говорить не хотите, давайте хотя бы обсудим прошлые. Зимой в клуб, в частности, пришли два звездных форварда – Фарфан и Ари.
– И у них все идет довольно хорошо.
– Перуанец, пусть и забил победный гол в Уфе, играет пока не так много.
– Проблема в повреждении, которое он получил на зимних сборах в последнем контрольном матче. Фарфан уже был готов играть, но пришлось все начинать сначала, заново набирать форму. Поэтому его дебют за "Локомотив" пришлось отложить. Если бы не травма, все бы сложилось по-другому. Что ж, такие вещи случаются, их нельзя предсказать. Джефф работает, уже вернулся в общую группу, получает игровые минуты, и теперь, думаю, все будет хорошо.
– Вы уже слышали историю о Фарфане и Ари, которые в компании с физиотерапевтом вытащили нескольких людей из машин после крупной дорожной аварии по пути из Тулы в Москву (разговор состоялся в среду днем, через несколько часов после появления новости в интернете. – Прим "СЭ")?
– Пока нет. Серьезно? Они прямо вытащили их?
– Да. Можно сказать, спасли жизнь.
– Вау. Сильная история. На самом деле, Ари и Фарфан – замечательные парни. Джеффа я знаю уже очень долго, почти 10 лет, и он не только классный футболист, но и прекрасный человек. И, если честно, меня не сильно удивляет то, что вы рассказали. Но я счастлив и горд! Пострадавшим повезло, что именно эти два парня проезжали мимо. Они всегда готовы прийти на помощь, к любому.
МИРАНЧУК – УЖЕ УСПЕШНЫЙ ФУТБОЛИСТ
– Какие новости с будущим Миранчука?
– Без комментариев!
– Тогда обсудим фигуру Алексея безотносительно его клубного будущего. По-вашему, он действительно может вырасти в успешного игрока не только по российским меркам, но и европейским?
– Он уже успешный футболист. Выступает за национальную сборную, отлично играет за "Локомотив". Самое важное – нужно доверять молодым игрокам, давать им время и возможности для развития в главной команде. И это касается не только России, а всех других стран. В 18, 19, 20, 21 год они будут ошибаться, и нельзя относиться к ним так же требовательно, как к 25-летним. Они должны пройти через все ступени, испытать многое на себе. Самый хороший пример: Дракслер, который в 17 лет дебютировал в "Шальке". Он начал как ракета! Но потом были спады, которые всегда сопровождают молодых. В такие моменты важно доверие. И я со своей стороны окажу Алексею – говорю про него "наш", поскольку он играет за наш клуб – всяческую поддержку, чтобы помочь ему развиваться и показывать отличные результаты, в том числе на международной арене в составе сборной.
– Есть в "Локо" и другие очень талантливые парни. К примеру, Артем Галаджан, который был одним из лучших на предсезонке, но в официальных матчах шанс пока не получает.
– В первую очередь, необходимо заслужить место в составе. Одного лишь таланта мало, нужна ежедневная усердная работа. И тогда рано или поздно тренер увидит, что ты готов, и даст тебе игровое время. В данном вопросе снова нужно разделять: можно говорить о развитии молодых, а можно – о главной команде, где, конечно же, нам нужен результат. Прямо сейчас. Если мы ставим с первых минут 18-летнего парня и требуем от него немедленных успешных выступлений, это оказывает на игрока огромное давление. Разве нет? Тот же Галаджан тренируется с основным составом и каждый день учится очень многому у опытных партнеров – Фарфана, Ари, Майкона, это прекрасная школа для молодых.
– В последнее время это становится распространенной российской проблемой: мы не спешим бросать в бой 18 или 19-летних, считаем их еще не готовыми, боимся оказывать давление. А в Европе, в той же Англии, это происходит здесь и там.
– Плохой пример. Вы реально считаете, что Англия – подходящий случай? Скажите, сколько 18, 19 или 20-летних футболистов постоянно играют в "Челси", "МЮ"?
– Назовем "Тоттенхэм" – там есть Алли и Кейн, которые пусть и постарше, но уже давно на виду. В "Ливерпуле" рано заиграл Стерлинг.
– Все равно считаю, что Англия не лучший пример. Сколько их клубов с молодыми игроками в составе выступают сейчас в Лиге чемпионов? Почему у них постоянно возникают большие проблемы у сборной на международных турнирах? Как раз потому, что футболистов нужно правильно готовить. И даже если ты постоянно выходишь на поле в матчах премьер-лиги, это не обязательно значит, что ты уже соответствуешь самому высокому уровню – такому, как чемпионат мира.
– А что тогда может служить показателем?
– Германия подходит лучше. Давайте вспомним вторник. "Бавария" встречалась с "Реалом", и против нее оказался не только великий соперник, но и препятствие в черном – судьи, с которыми тоже иногда нужно иметь дело. Как считаете, большой ли опыт получил 22-летний Киммих, который вышел на замену, увидел, как в ворота его команды забиваются два мяча из офсайда, а перед этим Видалю показывают красную карточку за чистый отбор? Все это происходит в лучшем клубном турнире при почти 100 тысячах зрителей на трибунах. Жуткое давление! Но еще и огромный опыт, который обязательно поможет в будущем. А много подобных примеров можно привести с английскими игроками? Думаю, что нет.
ПОНИМАЮ, ПОЧЕМУ В РОССИИ ВВЕЛИ ЛИМИТ. ЭТО БЛАГОЕ НАМЕРЕНИЕ
– Ваше мнение о лимите на легионеров?
– Я понимаю, почему его ввели. Понятно, что тем самым вы хотели предоставить игровую платформу для российских футболистов, в частности – для молодых. И это хорошо, благое и правильное намерение. Другой вопрос – как этот инструмент использовать... В Германии немного другой подход, там нет ограничений на иностранцев на поле, но в заявке клуба 12 человек обязательно должны быть немцами, и команды, исходя из собственного видения и философии, сами решают, в каком составе они играют. Кто-то делает ставку на доморощенных. Кому-то нужны сильные иностранцы, которые могут помочь в Лиге чемпионов или Лиге Европы. Это нормально.
– Разве для играющих в еврокубках российских больших клубов, к которым смело можно причислить "Локомотив", формула "6+5" не проблема?
– А вы считаете, что проблема? Я еще раз вспомню времена моей работы в "Шальке": у нас всегда было достаточно немецких игроков в заявке и составе. Мы потихоньку внедряли в команду игроков из академии и все происходило само собой.
– Но Германия и Россия – это все-таки два разных мира в футболе. Хотя бы по количеству талантливых футболистов.
– Не всегда. Нужно уметь находить способных ребят и работать с ними. Важен правильный подход. И работа займет определенное время. Сколько у вас действует уже лимит?
– C 2006 года.
– В конце концов вам нужно посмотреть на все правила, которые вы вводили, и оценить их результат, сколько они принесли пользы, а сколько вреда. Но я говорю абсолютно серьезно: мы в "Локомотиве" хотим, чтобы у нас за главную команду играло как можно больше ребят из академии. И я настроен очень оптимистично по этому поводу.
"СЭ", Михаил Гончаров