Защитник «Локомотива» ответил на вопросы «СЭ».
В конце июля «Локомотив» объявил о подписании нового защитника. Им стал 31-летний эквадорский футболист Кристиан Рамирес, который уже давно знаком российской аудитории по выступлениям за «Краснодар». За время жизни в нашей стране он успел выучить русский язык, полюбить культуру, кухню и даже получить российский паспорт.
В интервью «СЭ» защитник ответил на вопросы о выборе в пользу «Локомотива», любви к России и назвал место, которое считает своим домом.
Россия навсегда стала частью меня
— У тебя хороший русский язык. Как не забыл его за период выступлений в Венгрии?
— У меня много русскоговорящих друзей как в России, так и в Венгрии. Общались, ходили вместе ужинать, играть в гольф. К тому же я, как и моя семья, получил российское гражданство и не хочу забывать язык, поддерживал уровень.
— Как оценишь свой уровень владения языком?
— Все понимаю, могу отвечать. Мне хватает.
— Сколько всего языков ты знаешь?
— Шесть, но дома говорим на четырех из них: английском, венгерском, русском и испанском. Использование конкретного языка зависит от настроения. Например, моя семья может говорить по-венгерски, потом резко перейти на русский. Тренер, репетитор и школа у детей на русском. Испанский используем только для общения с бабушками и дедушками.
— Ты говорил, что очень скучал по России. А по чему конкретно?
— Даже не смогу найти слов, чтобы это объяснить. Когда я впервые приехал в Россию, меня сразу же приняли как дома. И я продолжаю это чувствовать, ощущение стало только крепнуть, я начал обрастать связями, адаптировался. Россия навсегда стала частью меня. Мне очень нравится культура, кухня. Скучал по России, очень хотелось вернуться. И вот я снова тут, чувствую себя как дома.

Для любого футболиста поиграть в «Локомотиве» — это событие
— Когда впервые появился вариант с «Локомотивом»?
— У меня заканчивался контракт с «Ференцварошем», в этот же момент появился интерес от «Локомотива». Были и другие варианты, но я вернулся в Россию по зову сердца. Были предложения от команд из Латинской Америки, но ехать туда душа не лежала. Как только появился «Локомотив», согласился буквально сразу.
Был вариант с еще одним российским клубом, но ситуация развивалась очень быстро. Нужно было сделать выбор, и он оказался в пользу «Локомотива». Почему? Большой клуб из столицы, у которого огромная история. Для любого футболиста поиграть в такой команде — это событие. «Локомотив» — известный бренд.
— Как проходит твоя адаптация в новом клубе?
— Меня здорово приняли здесь. И футболисты, и сотрудники — все. Приятно, что с первых дней оказали доверие, дают игровое время и в чемпионате, и в Кубке. Вы сами знаете, что иностранцам порой непросто адаптироваться, но мне помогают с первых дней.
— С кем больше всего общаешься? Монтесом и Фассоном?
— Испанский и португальский похожи, мы много разговариваем. Но в целом я со всеми поддерживаю общение и отношения. Для меня не проблема говорить на русском языке.
— Как тебе работается с Михаилом Галактионовым?
— Мне нравится! Знал его еще по работе в «Нижнем Новгороде». Он классный профессионал и отличный человек. Поверьте, мне есть с кем сравнить — довелось со многими тренерами поработать.

Этот этап в карьере я начал с чистого листа
— В какой-то момент ты даже приостанавливал контракт с «Краснодаром», но через несколько месяцев вернулся обратно. Как тебя встречала команда?
— У меня был контракт с клубом, но из-за семейных обстоятельств его пришлось приостановить. Все прошло абсолютно нормально, полное взаимопонимание и уважение. Тогда я пытался словами и делами доказать, что мне действительно хотелось вернуться в «Краснодар». Приняли тепло!
— Как происходил твой отъезд в Венгрию? Почему выбрал «Ференцварош»?
— Все удачно сложилось, «Ференцварош» был заинтересован во мне — заплатил «Краснодару» за переход. Моя жизнь связана с Венгрией, моя жена оттуда, вместе жили там некоторое время. На тот момент я возвращался домой, это было удобно для всех.
— Эдгар Севикян рассказывал, что именно ты помогал ему в первое время после его трансфера. Когда ты переходил в «Локомотив», обращался к нему за советом?
— Когда Эдгар только пришел в «Ференцварош», мы сразу нашли с ним общий язык. Мне было легко — он знает русский и испанский языки. Помогал ему, а сам практиковал русский. Но когда переходил в «Локомотив», я уже не звонил Эдгару. Сам знал, куда иду. Знаю чемпионат, менталитет. Со многими игроками общался лично, против кого-то играл. Этот этап в карьере я начал с чистого листа, хотя и многое знал о России.

В Эквадоре небезопасно, летаю только в расположение сборной
— В 2023 году ты говорил, что завершил карьеру в сборной Эквадора. Но уже в 2024-м вызывался, как и в сентябре этого года. Что изменилось?
— У меня были разногласия с тем руководством сборной, когда мне пришлось уйти. При этом к самой сборной нет никаких вопросов. Отыграл много лет за свою страну, это всегда большая честь. Потом сменилось руководство — новый тренерский штаб позвонил мне, сказал, что рассчитывает на меня. Мое возвращение получилось естественным.
— Как оценишь уровень сборной Эквадора сейчас?
— Честно, у меня большие надежды на предстоящий чемпионат мира. Сейчас у нас самая сильная сборная за всю историю. Практически все игроки Эквадора являются футболистами европейских клубов — это показатель класса. Хочется добиться чего-то на чемпионате мира, у нас есть амбиции.
— Руководство эквадорского футбола рассказывало о возможном матче против сборной России. Кто победит в этой игре?
— Было бы очень интересно, с удовольствием бы сыграл в таком матче. У России молодая команда, как и у нас, — все амбициозные, получилась бы классная игра. А вот кто победит, сказать сложно — уровень футбола выравнивается по всему миру.
— Что с твоей академией в Эквадоре? Ты продолжаешь ею заниматься?
— Проект поставлен на паузу из-за сложностей с безопасностью в Эквадоре. Не хотим рисковать, но и отказываться от идеи не планируем. Как только ситуация улучшится, мы возобновим работу. Хотим помогать молодым ребятам открыть для себя футбольный мир.
— Какие сложности в Эквадоре?
— В стране в целом небезопасно. Но вдаваться в детали я не хочу, это наши внутренние дела. Стараюсь сохранять нейтралитет в этой ситуации.
— Когда ты последний раз был в Эквадоре?
— Летаю только в расположение сборной, а в отпуск давно не езжу. Если хочу увидеть родных, они прилетают ко мне.

В роскоши не найдешь счастья
— В твоих социальных сетях написано, что ты посетил 53 страны. Есть какая-то цель по количеству?
— Пока живой, хочу увидеть как можно больше. Наш мир настолько большой и настолько интересный... Мне нравится знакомиться с новыми культурами, языками, кухнями, обычаями. Это невероятно интересно!
— Самое красивое место на планете, которое ты видел?
— Одно я назвать не смогу. В каждой стране есть множество таких, которые обязательно стоит посмотреть. Поэтому мне и нравится изучать мир, узнавать как можно больше.
— Какая страна показалась самой экзотической?
— Мне нравятся страны, где можно с головой окунуться в дикую природу. Так было на Мальдивах, на Галапагосах, это впечатляет! Как-то садился обедать, а рядом лежал морской лев. Такие места притягивают и звезд, и известных личностей. Например, актер Ди Каприо бывает на Галапагосах — это неслучайно.
— Какие три страны нужно обязательно посетить?
— Галапагосы — сто процентов. Юго-Восточная Азия — там невероятная природа. Многие друзья советуют Японию, говорят, что это другой мир. Пока не было возможности съездить, но сейчас это номер один в списке моих планов.

— Среди 53 стран, которые ты посетил, на каком месте находится Россия в твоем личном рейтинге?
— Точно будет в десятке. Россия — огромная и очень разнообразная страна. Есть сумасшедшие сочетания ландшафта — например, как в Сочи или Геленджике, где горы соседствуют с морем. Это не в каждой стране увидишь.
— Что есть в России, чего ты не встречал больше нигде?
— Борщ. Сырники. Вареники. Это невероятно вкусно, мне очень нравится русская кухня.
— Как тебе помогает российский паспорт в жизни?
— Очень много преимуществ, когда ты живешь в стране. Могу выезжать и приезжать без мыслей о визе. Плюс во многих других странах есть безвизовый режим по российскому паспорту. Может, когда завершу карьеру, останусь в России, открою свое дело. Есть паспорт, есть люди, которым я доверяю. Может, получится остаться в российском футболе после завершения карьеры.
— В твоих социальных сетях много фотографий в брендовой одежде. Что самое дорогое есть в твоем гардеробе?
— Раньше были очень дорогие вещи, но я отошел от этого. Что-то продал, что-то подарил. Например, ко мне приезжали друзья из Эквадора, так они возвращались домой с чемоданами вещей от меня. А я стал очень просто относиться к одежде. Жить надо попроще, обойтись можно и без люкса

— Из-за чего так поменялось отношение?
— Все пришло с возрастом. В роскоши не найдешь счастья. Сейчас я богат иначе. Чувствую себя миллионером, потому что у меня есть семья, жена, дети и хорошие друзья. Простые жизненные вещи делают меня счастливым. Знаю очень богатых людей, которым роскошь не доставляет удовольствия.
— Жена из Венгрии, ты из Эквадора, один ребенок родился в Краснодаре, а сейчас вы все живете в Москве. Где твой дом?
— Дом там, где работа. Сейчас я в Москве — это мой дом. Мои родственники в Эквадоре, там тоже мой дом. Есть дом и в Будапеште. У меня три жизненных центра — Москва, Будапешт и Эквадор.