Экс-главный тренер «Локомотива» Игорь Черевченко рассказал об истинных причинах ухода, стажировке в Бундеслиге и уходе Самедова в «Спартак».
Уход Игоря Черевченко из «Локомотива» некоторое время был окутан завесой тайны. С момента расставания прошло чуть меньше полугода и в эксклюзивном интервью «Чемпионату» тренер вспоминает, как всё было на самом деле, и делится мыслями о своём будущем.
«Очень соскучился по работе и хочу вернуться»
— Прежде всего расскажите: где вы, как вы? Чем занимаетесь?
— Перед Новым годом съездил на стажировку в Германию. Клуб называть не буду, так как не люблю хвастаться. Скажу лишь, что команда сейчас на ведущих позициях, из первой пятёрки турнирной таблицы Бундеслиги. Великолепно провёл время, с пользой. Почерпнул для себя много нового.
— Например?
— Тренировки в Германии намного интенсивнее. Взял себе на заметку то, как там работают в тренажёрном зале. Очень прилично! Имею в виду нагрузки. Немцы и во время чемпионата занимаются так, как российские команды не всегда тренируются на сборах. Но удивляться нечему, там адаптированные футболисты, и для них это в порядке вещей.
— Говорили, что вы собирались в гости к Диего Симеоне. В «Атлетико».
— Люди, которые хотели организовать мне эту поездку, сказали, что Симеоне не общается тет-а-тет. А для меня очень важно поговорить с главным тренером лично. К тому же тренеры из «Локомотива» уже ездили на стажировку в «Атлетико», и Диего никаких бесед с ними не вёл, что лишний раз подтверждает факт сказанного. Пришлось откинуть вариант с Симеоне.
— Стажировки – это хорошо. А что с работой?
— Очень по ней соскучился! Всё-таки уже пять месяцев прошло, хочется поскорее вернуться в футбол. Не хватает адреналинчика!
— С адреналином можно столкнуться, возглавив клуб, который борется за выживание. Готовы к такому вызову?
— Конечно. Мне важно, чтобы был интерес. Не просто работать, а решать задачи. Это может быть команда и первого дивизиона, главное, чтобы были задачи.
— Предложения есть?
— Есть несколько вариантов, обсуждаем. Пока всё только на уровне разговоров, без чего-то конкретного.
— РФПЛ?
— Нет, не Премьер-Лига.
«Неладное почуял ещё на сборах»
— Вы покинули «Локомотив» всего после двух туров, после ничьей с «Томью». Прямо скажем, внезапно.
— Моё решение не имеет никакого отношения к матчу с «Томью» (2:2). Ушёл из «Локомотива», потому что неуютно себя чувствовал.
— В чём это заключалось?
— Всё началось ещё перед летними сборами. Накануне вылета в Австрию я узнал о том, что в «Локомотив» приходит новое руководство. Однако за всё время сборов мне не поступило ни одного звонка, командой просто никто не интересовался! Мы готовимся к новому сезону, играем товарищеские матчи, а тут — ни ответа, ни привета. Ни по трансферам разговоров – кто нужен, кто не нужен – ничего абсолютно! Получается, что мы находились в небытии. Конечно, я почуял неладное.
— С новым руководством, выходит, вообще не разговаривали?
— Нет. В то же время узнал, что человек из нового руководства звонит футболистам и обсуждает с ними тему продления контрактов. Всё делалось через мою голову. Когда я об этом узнал…
— Удивились?
— Не то слово! После этого в прессе начала активно муссироваться тема о моих возможных сменщиках. Я только контракт с «Локомотивом» продлил — и тут такое! Посчитал это некрасивым поступком по отношению ко мне. В конце концов, можно было хотя бы вызвать меня на разговор, конкретно обозначить позицию. Сказать, например: ты работаешь до зимы, а дальше видно будет.
— Разговоры о возможных сменщиках действительно имели под собой почву?
— Я точно знаю, что были встречи с кандидатами. И помимо Курбана Бердыева была встреча с ещё одним претендентом. Он сейчас действующий главный тренер команды из РФПЛ. В общем, мне не понравились разговоры за спиной, звонки футболистам и отсутствие доверия. Я чувствовал: что-то идёт не так.
— Что было после матча с «Томью»?
— После той игры я приехал на тренировочную базу в Баковку. Всю ночь провёл в раздумьях. В итоге, приняв окончательное решение, позвонил Анатолию Мещерякову и всё ему объяснил.
— В интервью Rambler News Service он рассказал, что чуть не упал со стула, узнав о вашем решении.
— Мягко говоря, он был удивлён. Чувствовалось, что не хочет отпускать меня из «Локомотива». Однако решение уже было принято, и пути назад не было. Мещеряков, кстати, единственный из высшего руководства, с кем у меня был разговор на тему ухода. Спасибо ему за поддержку.
— Как отреагировали футболисты на ваше решение?
— Когда приезжал прощаться с ребятами в Баковку, видно было, что они расстроены. Телефон разрывался, все звонили поддержать – и русские, и иностранцы. В принципе, это неудивительно, я со всеми был в хороших отношениях.
— А помощники – Пашинин, Оганесян?
— Были шокированы!
— У них не было желания покинуть «Локомотив» вслед за вами?
— Я им всё объяснил и сказал, чтобы они оставались в клубе. Даже в разговоре на эту тему с Мещеряковым сказал: «Хочу, чтобы Олег Пашинин продолжил свою работу в «Локо». Это же моё личное решение, правильно? Я уходил один и ни кого за собой не тянул. Сейчас регулярно созваниваемся и с Олегом, и с Саркисом. Наши отношения остались прежними, иначе и быть не может.
— На момент ухода уже понимали, что вам на смену придёт Юрий Сёмин?
— Разговоров о возможных кандидатах было много, и я допускал, что Юрий Палыч вернётся в «Локо». Конечно, утверждать тогда на сто процентов я не мог, но мысль такая была.
— У вас был какой-то разговор с Сёминым после его назначения на пост главного тренера?
— Нет. Последний раз я общался с Палычем ещё во времена его работы в «Анжи».
— Почему? Затаили обиду на Сёмина?
— Ни в коем случае! Я Юрия Палыча уважаю и как человека, и как тренера, поэтому никаких обид и быть не может. Более того, я хотел с ним поговорить ещё перед зимней паузой, когда «Локо» играл последний домашний матч первого круга с «Тереком». Но тогда я был с другом, которого сразу после игры нужно было довезти до аэропорта. Получается, что элементарно не успел. Но ничего, мы с Палычем ещё встретимся, вот сейчас чемпионат возобновится…
— Не было желания остаться в «Локомотиве» и поработать в тренерском штабе Сёмина?
— На тот момент таких мыслей не было. Я просто хотел отдохнуть, разобраться в себе.
— Получилось?
— Да, за такой-то большой срок… Чтобы в себе разобраться, много времени не нужно.
— Куда первым делом поехали?
— Слетал к друзьям в Ростов, где провёл четыре дня. Отдохнули, порыбачили. Улов, кстати, неплохим выдался (смеётся). Затем вернулся в Москву, стал заниматься семейными делами. Будучи постоянно в работе, много дел упустил в быту.
«Никому не позволял садиться мне на голову»
— Что изменилось в «Локомотиве» после вашего ухода?
— Как и при любом новом тренере. В клубе началась перестройка. Состав поменялся.
— А в самой манере игры?
— Анализировать матчи первой половины чемпионата не буду. А вот по тем контрольным играм, которые сейчас были у «Локомотива» на первом сборе, заметил, что команда стала чаще применять высокий прессинг. Ещё при стандартах у своих ворот футболисты стали действовать персонально.
— Игорь Чугайнов считает вас более контактным тренером, нежели Сёмина, при том же подборе футболистов, который застали вы оба. Почему?
— Наверное, потому что я долгое время был помощником главного тренера и общение с игроками входило в мои задачи. Это помогло мне в роли главного тренера — я уже знал ребят, а они меня.
— Многие считают Юрия Сёмина сторонником жёсткой дисциплины. Вы более гибкий человек в этом плане?
— Может, со стороны и казалось, что я мягче, но садиться на голову я никому не позволял. Дисциплина в команде была всегда. Если я не ставил футболиста играть в основной состав, то всегда вызывал его к себе и объяснял причину. Говорил, что я на него рассчитываю, но всё зависит от соперника, против которого нам предстоит сыграть. Игрокам нужно всё по полкам разложить, чтобы они понимали, почему происходит так или иначе. Ни один тренер в мире не будет идеальным для футболиста.
— С кем из футболистов приходилось разговаривать больше всего?
— С Ниассом. На тот момент он не играл и всё время приходил ко мне пообщаться. Узнавал, в чём ему стоит прибавить, чего от него хочет тренерский штаб. Хотя по тренировкам к Умару вообще не было никаких вопросов, он был сверхцелеустремлённым! Было много вопросов бытового плана, ведь его жена жила в Англии. Даже расскажу один секрет. Пару раз было такое, что я отпускал Ниасса, а он задерживался и прилетал на один день позже. Я разрешал это, но всего пару раз, в крайних случаях.
— Уход Яна Дюрицы — ваше решение?
— Не то чтобы моё, просто у человека закончился контракт. У нас тогда в команде были и Пейчинович, и Чорлука: что толку держать опытных игроков на лавке? Тем более на носу чемпионат мира.
— Не кроется ли причина ухода словака в его нестабильной игре и ошибках в ключевых матчах?
— Не ошибается тот, кто не играет. Просто я не гарантировал Яну места в основном составе. Тем не менее мы нормально разошлись, по-дружески. Для меня Дюрица — это уважаемый футболист, который очень сильно помогал не только мне, но и клубу. Могу выразить ему только благодарность.
— Что думаете о нынешней кадровой политике «Локомотива»? В команду пришли Игорь Портнягин и Игорь Денисов, Фарфан, ушли Эзекил Хенти, Александр Самедов. Из аренды вернулся Антон Миранчук, в аренду в «Краснодар» ушёл Роман Шишкин.
— С приходом Денисова средняя зона «Локомотива» стала более крепкой. По тем матчам, что я видел, Игорю удаётся выглядеть прилично. Какой бы ни была игра – официальной или товарищеской, – Денисов полностью в ней. Видно, что человек живёт футболом. Что касается Хенти, то ему нужна была игровая практика. Видимо, по каким-то футбольным моментам он на данный момент не подходит «Локомотиву».
— Но у «Локомотива» и так сейчас туго с нападающими.
— Этого не отнять. На данный момент один Портнягин, как я понимаю? Команде нужен добротный форвард!
— А как же Фарфан?
— Как футболиста не видел его уже много лет. Будучи в ПСВ, в «Шальке» — да, это был добротный игрок, звезда. Им даже «Бавария» интересовалась. 32 года – это хороший возраст для футболиста. Но в последнее время он выступал за «Аль Джазиру», поэтому его нынешний уровень — загадка. Даже не могу себе представить силу чемпионата ОАЭ. Думаю, что Фарфан приходит в «Локомотив» как альтернатива Самедову, он же правый инсайд.
— Ещё есть Прудников, который присоединился к команде на сборах.
— На мой взгляд, Прудников — средний нападающий по меркам России. Ни хороший, ни плохой – обычный!
— Шишкин ушёл в аренду в «Краснодар».
— Роме, исходя из того, что пишут в прессе, нужно больше игрового времени. К тому же он игрок сборной. А Сёмин говорил, что не может дать Роме полноценной практики. Может, тренера не устраивают футбольные качества Шишкина, ещё что-то. Точно могу сказать, что речи о каких-то конфликтах здесь и быть не может.
— Сначала Самедов, теперь Шишкин. «Локомотив» покидают лидеры. В чём причина?
— В моём понимании это значит, что уже кто-то есть на карандаше. Тот, кто может прийти и заменить. Если такие шаги делаются, значит, есть варианты.
— Вы с кем-то из игроков «Локо» общаетесь?
— Иногда созваниваемся с Виталиком Денисовым. Но о «Локомотиве» мы не разговариваем, общаемся на другие темы. Например, недавно спрашивал его о сборной Узбекистана – у них же ещё есть шанс попасть на чемпионат мира.
— А с ушедшими чуть раньше вас Ольгой Смородской и Кириллом Котовым?
— Не сказал бы, что у нас плотное общение, но с новогодними праздниками друг друга поздравили. О своих дальнейших планах они мне не рассказывали, мы на тему работы с ними не общались.
— После вашего ухода из «Локомотива» началась целая эпопея с Алексеем Миранчуком. Обсуждают его контракт, возможный уход в другой клуб.
— Это мешает любому футболисту, а тем более молодому. Когда вокруг человека начинается такая истерия, то хочешь не хочешь, а игрок будет отвлекаться. Думаю, что Алексей взвесит все «за» и «против» и примет какое-то окончательное решение. Здесь только ему решать — ведь играть будет именно он, а не кто-то другой.
— Что думаете о перспективах его брата Антона?
— Он неплохо проявил себя, будучи в аренде. И голы забивал, и передачи отдавал. Месяца два или три подряд признавался лучшим игроком «Левадии». Мы общались с Лёшей на эту тему, когда я ещё был в «Локомотиве». Думаю, что Антон должен закрепиться в команде. Совсем не удивлюсь, если он станет крепким игроком основы. Мне было бы интересно посмотреть на обоих братьев в одном составе.
— Их амплуа схожи?
— Антон, как я понял по его играм за дубль, больше игрок оборонительного плана. Его чаще использовали в опорной зоне, где он действовал из глубины. Лёша же больше заточен под атакующие действия.
— Что скажете о трансферной работе «Локомотива» в зимний период?
— Пока она не впечатляет. Много различных слухов, но никакой конкретики. В то же время нужно понимать, что проблемы с финансированием сейчас есть не только у «Локомотива», но и у всего российского футбола. Тем не менее до закрытия трансферного окна много времени, и я уверен, что у «железнодорожников» ещё будут приобретения. На данный момент вижу один плюс – на сборах «Локомотива» много молодёжи. Конечно, если сделают ставку на них, то нужно будет время, но молодёжь у «Локомотива» перспективная.
— А при вас были трансферы, которые не состоялись?
— Да. Прежде чем купить Хенти смотрели нападающего сборной Израиля Даббура. Мы находились тогда на сборах в Португалии, был последний день трансферного окна в Европе. По вине швейцарской стороны переход Даббура так и не состоялся. Ещё смотрели центрального защитника сборной Венгрии Кадара. Он неплохо проявил себя на Евро-2016, один матч провёл в центре защиты, остальные играл крайнего левого. Хороший универсал. Предполагаю, что его трансфер не состоялся из-за смены руководства, так как этот вариант разрабатывался к началу сезона-2016/17. Больше на тот момент кардинальных усилений и не требовалось.
— Какой вообще бюджет «Локомотива»?
— Я даже цифры не знал, если честно. Действовали по условиям фэйр-плей. Ведь прежде чем кого-то купить, нужно кого-то продать, верно?
— Кого выделите из молодёжи?
— Те, кто есть на сборе, это пока лучшие. Галанин, Лапшов.
— Из Галаджана может вырасти хороший форвард?
— Да. Артём доказал это в играх за молодёжную команду. Не отличаясь большими габаритами, он много забивал. Самое главное, что нужно для нападающего, – голевое чутьё. У Галаджана оно присутствует.
— Александр Самедов в «Спартаке». Могли себе такое представить?
— Был ошарашен этим трансфером! Всё произошло так быстро… Думаю, что Самедов и «Локомотив» нашли компромисс. Клуб получит денежную компенсацию за его переход, Саша – новую команду.
— Что думаете о перспективах Александра в стане красно-белых?
— У него всё должно получиться в «Спартаке». Самедов – ведущий игрок сборной России, о чём свидетельствуют последние матчи с его участием.
— Возраст не помеха?
— Абсолютно. Саша – целеустремлённый и опытный футболист. К тому же в «Спартаке» очень грамотный тренер, и я уверен, что Карерра найдёт Саше ту позицию, на которой игрок будет полезен команде.
— А при вас были какие-то разговоры с Самедовым на тему «Спартака»?
— Нет. При мне разговоры с Самедовым были исключительно о «Локомотиве».
— Многие упрекают Самедова в том, что он часто меняет клубы.
— У каждого футболиста своя судьба. Кто-то и 10 команд может поменять, кто-то всю жизнь проводит, выступая за один клуб. Я не вижу в этом ничего дурного, это футбольная жизнь, и заранее никто ничего не может знать. Ещё раз скажу, что Самедов – ведущий игрок сборной России и его переход в «Спартак» — нормальное явление.
— В чём, на ваш взгляд, секрет нынешнего «Спартака»? Команда впервые за многие годы закончила первую половину чемпионата на первом месте.
— Думаю, что «Спартак» заслуженно находится на своём месте. Красно-белые сейчас заряжены только на победу, и в этом большая роль Массимо Карерры. Многие матчи «Спартак» выиграл за счёт характера. Однако есть здесь и заслуга бывшего наставника Дмитрия Аленичева.
— То есть разговоры про «багаж Аленичева» небеспочвенны?
— Багаж, не багаж, а команду-то Аленичев собирал, верно? А Карерра был его помощником. Соответственно итальянец был в курсе, кто из игроков на что способен. Получается, было не очень сложно, ведь Массимо знал всю кухню изнутри.
— «Спартак» сейчас как никогда близок к чемпионству?
— Действительно, у «Спартака» сейчас есть очень хороший шанс, чтобы взять золотые медали. Но и отрыв от второго места небольшой — а там и «Зенит», и «Краснодар». Тот же ЦСКА, который ни в коем случае нельзя списывать со счетов. «Локомотив» тоже, надеюсь, будет подниматься вверх.
— Сейчас, спустя пять месяцев, не жалеете о том, что ушли из «Локомотива»?
— Нет. О своём решении покинуть «Локомотив» не жалею. В то же время я благодарен родному клубу и хочу сказать, что всегда буду переживать за «железнодорожников», кто бы там ни работал, где бы я ни работал и на каком бы месте не шла команда.
— За какие места может побороться «Локомотив» в этом сезоне?
— Попадание в тройку – под большим вопросом. Есть отставание от лидеров, и будет тяжеловато. Но ещё есть время для каких-либо приобретений. «Локо» должен побороться за место в первой пятёрке турнирной таблицы РФПЛ. Но первостепенной задачей на данный момент вижу победу «Локомотива» в Кубке России.