Президент «Локомотива» Ольга Смородская лишила клуб возможности проведения сборов в Сочи на своем поле
В декабре стадион «Локомотив» в Хосте перейдет на баланс администрации Краснодарского края. Ранее стадион «Локомотив» в Хосте состоял на балансе одноименного московского футбольного клуба, но президент «железнодорожников» Ольга Смородская приняла решение отдать его на безвозмездной основе. Стадион занимает 1,44 га земли. Также в комплекс входит двухэтажное здание дома физкультуры площадью 1,2 тыс. кв. м с двумя раздевалками и спортзалом размером 22х11 м.
Примечательно, что это произошло в тот момент, когда «Локомотив» лишился возможности провести сборы в Турции. Напомним, что после того, как 24 ноября турецкий истребитель сбил российский бомбардировщик Су-24, ряд российских футбольных клубов заявили об отказе от проведения зимних подготовительных сборов на территории Турции. Позже такую рекомендацию клубам дали Министерство спорта РФ и исполком РФС.
Единственным клубом, сопротивлявшимся этой инициативе, был «Локомотив», президент которого Ольга Смородская заявила, что не будет отменять два зимних сбора в турецком Белеке. Как рассказал «Известиям» источник в РФС, на заседании исполкома Смородская в жесткой форме отказала Мутко, аргументируя это тем, что клуб уже частично оплатил аренду гостиницы и полей в Белеке. Также она заявила министру: «Может быть, вы меня заставите в России проводить зимние сборы?» Виталий Мутко, по словам источника, не растерялся и предложил Ольге Смородской любую базу на черноморском побережье России, отметив, что это, помимо прочего, дешевле.
Через два дня после исполкома «Локомотив» на официальном сайте объявил, что отменяет сборы в Белеке и приступает к поискам других мест для подготовки. По информации «Известий», столь резко изменить позицию Смородской пришлось после жесткого разговора с вице-премьером правительства РФ и членом совета директоров РЖД Аркадием Дворковичем, который после августовской отставки с поста президента РЖД Владимира Якунина является куратором клуба со стороны главного акционера, поскольку новый глава РЖД Олег Белозеров особого внимания «Локомотиву» не уделяет в силу сильной занятости по основному профилю.
Стоит отметить, что Виталий Мутко был недалек от истины в отношении возможностей «Локо» проводить часть зимних сборов в России, поскольку долгое время красно-зеленым принадлежало поле в Хосте, микрорайон Сочи. Это поле было открыто в 1947 году и прикреплено к местному пансионату Московской железной дороги. «Локомотив» в советские времена регулярно проводил там предсезонные сборы. В частности, там тренировались лидеры «Локо» 1950-х годов, футболисты сборной СССР Валентин Бубукин (чемпион Европы-1960) и Владимир Маслаченко.
Также периодически на этом поле тренировались московское «Торпедо» Эдуарда Стрельцова и Валентина Иванова, московский «Спартак» и ленинградский «Зенит». После развала СССР на стадионе «Локомотив» несколько раз проводились матчи высшего эшелона российского футбола. Так, в марте 1992 года в Хосту приехали самарские «Крылья Советов», принимавшие «Спартак» в четвертьфинале последнего в истории розыгрыша Кубка СССР. 7 марта 1993 года свой дебютный матч в высшей лиге провела сочинская «Жемчужина», из-за плохого состояния газона на своем домашнем стадионе также вынужденная сыграть с нижегородским «Локомотивом» в Хосте. В 1993 и 1995 годах Хоста еще несколько раз принимала у себя домашние матчи «Жемчужины». Также сочинцы постоянно тренировались на этом поле в период выступлений в высшем дивизионе. Несколько раз сборы в Хосте проводил в 1990-е годы «Локомотив» под руководством главного тренера Юрия Семина и президента Валерия Филатова.
В 2000-е годы местом регулярного проведения сборов Хосту выбирал тогдашний главный тренер молодежного состава «Локомотива» Ринат Билялетдинов.
— Через Хосту прошли Глушаков, (Георгий) Габулов, Коченков, Полоз, Дьяков, — рассказал «Известиям» Билялетдинов. — Сам я там появился еще игроком в 1982 году, когда «Локомотив» тренировал Александр Александрович Севидов. Тогда база принадлежала МЖД, которой руководил Паристый (Иван Паристый, в 1978–1998 годах — глава Московской железной дороги. — «Известия»). Никому не пришло бы в голову, что это никому не нужно будет в МЖД и РЖД. Хотя условия были — одно поле, месили грязь, но не замечали этого. Это был наш родной дом, по пять сборов проводили там по 9–11 дней. В этом году посетил Хосту, когда там был четырехдневный тренерский семинар в Сочи. Нашел время съездить в Хосту — зрелище удручающее. Бьется директор Николай Алексеевич Богатыренко с одним дежурным в одиночку. Видно, что поле не топтаное, футболисты не приходят. Уникальное, но никому не нужное, брошенное хозяйство. Наверное, у нас чересчур много земли на черноморском побережье, что так просто выкидывается стадион.
В конце 1990-х годов Валерий Филатов и Иван Паристый вели переговоры о передаче части имущества МЖД на баланс футбольного клуба. В результате в 1999 году стадион в Хосте стал принадлежать ФК «Локомотив» (Москва). Пансионат, при котором находился в советские времена стадион, был передан санаторию «Мыс Видный». Но с приходом на пост руководителя клуба Ольги Смородской интерес к объекту пропал, и с 1 января 2012 года стадион находился на балансе у дирекции социальной сферы МЖД.
В июле 2015 года еще возглавлявший РЖД Владимир Якунин прибыл в Хосту осматривать местный железнодорожный вокзал. В ходе визита он побывал и на стадионе, заявив, что РЖД не планирует его финансировать в дальнейшем. Ранее, по информации «Известий», на тему будущего стадиона в Хосте Якунин консультировался со Смородской, которая убедила своего шефа избавиться от объекта.
В сентябре, уже после отставки Якунина, директору стадиона Николаю Богатыренко пришло уведомление о скорой передаче объекта краевым властям и его возможном переходе под управление краевой федерации легкой атлетики с уничтожением футбольного поля и строительством на его месте сектора для метания копья и нескольких беговых дорожек. Однако министр спорта Краснодарского края Людмила Чернова опровергла «Известиям» информацию о намерении убрать футбольное поле, но подтвердила факт передачи объекта региону, не исключив, что стадион при этом будет использоваться и для тренировок легкоатлетов. Тем не менее, по словам министра, футбольные функции поле не утратит.
— Стадион нам подарили, это безвозмездная передача объекта, она уже официально оформлена, и теперь в Сочи у нас появилась дополнительная база, на следующий год планируем провести ее реконструкцию, сделав полный стадион, насколько это позволяет площадь территории, — сказала Чернова. — Сделаем новые беговые дорожки, если поместятся, но поле никто убирать не собирается. Возможно, поле будет отдаваться футбольным клубам под сборы. Не думаю, что у нас сейчас не хватает полей в Сочи, чтобы заменить Турцию, но и Хосту можно задействовать в этом, учитывая ее хорошее расположение.
Ринат Билялетдинов в разговоре с «Известиями» выразил сожаление, что объект теперь никак не связан с клубом.
— Мы тут за Турцию цепляемся, а после того, как ее отцепили, изучаем Кипр, Эмираты, чтобы очередные деньги из бюджета вывести за рубеж, — сказал Билялетдинов. — Говорят, что в Сочи нет места... Да есть место. Нашли же два синтетических поля в Адлере и в «Спутнике» в Мацесте. Можно найти место в Дагомысе. В Сочи нашли поле заброшенное, сделали нормальное искусственное покрытие, где сейчас и международные турниры играются. Мы такой стадион выкидываем куда-то. Хорошо, если Краснодарский край отнесется к стадиону более бережно и сумеет его реконструировать в соответствии с современными требованиями.
По словам бывшего главного тренера «Рубина», стадион и поле в Хосте можно модернизировать за небольшие деньги, использовав как тренировочное место зимой в качестве альтернативы не самым дешевым базам в ОАЭ, Турции, Испании и на Кипре.
— Зимой поле там, конечно, ломалось, — рассказывает Билялетдинов. — Там чернозема 1,5 м. И зимой оно выбивается. Там нужно песковать, но ничего сверхъестественного не требуется, чтобы его модернизировать. Нужно просто правильно провести дренажные работы. Не воровать и не экономить. Рядом протекает река Хостинка, которая спокойно забирает все лишние воды. Нужно просто просчитать проект, не экономить на каких-то 10–20 тыс. рублей. И проконтролировать, чтобы не своровали, не набили свои карманы. Тогда можно будет сделать дренаж, как в Белеке. Там, когда идет ливень, вода уходит и не стоит вообще — можно спокойно тренироваться. Так в Хосте лучше, чем в Белеке, потому что, когда в Белеке задувает ветер с пустыни, там песок на зубах скрипит.