Известный футбольный эксперт, побывавший в гостях у «Арт-футбола», объяснил, почему футболисты не заслуживают благодарности, сравнил футбол и искусство, дал прогноз на исход чемпионата России и получил приглашение на IV Международный футбольно-музыкальный фестиваль.
- Спасибо, Александр Викторович, что нашли время приехать к нам…
- Вот за что вы меня благодарите? Вы – словно тренер, который на пресс-конференции начинает говорить, как футболисты хорошо сыграли и как он им за это благодарен. Какое спасибо?! Да они за игру такие деньги получают! Им не спасибо надо говорить, с них нужно спрашивать.
- Но мы вам гонорар не обещали, хотя официально приглашаем на Фестиваль «Арт-футбол».
-
Какой гонорар! Я ведь к друзьям приехал, с Юрой (Юрием Давыдовым, основателем ФК «Старко» и «Арт-Футбола», на снимке слева) мы много лет знакомы. Поэтому благодарить не надо. А за приглашение на «Арт-футбол» спасибо.
- Отлично. Но согласитесь, что благодарность футболистам за игру – это некая форма поощрения.
- Возможно, но тренер ведь благодарит на пресс-конференции, то есть, он об этом журналистам сообщаем прежде всего. Никогда не слышал, чтобы Лобановский или Бесков прессе сказали, что они благодарны футболистам! Это надо говорить тет-а-тет. Кто-то когда-то слышал, чтобы тренер на пресс-конференции говорил, что он не благодарен футболистам, потому что они проиграли и тем самым его подставили! Бесков в таких случаях говорил: «Я все правильно им объяснил, но они не смогли сделать!»
- Вас иногда называют футбольным Жириновским. Мы же вас знаем с другой стороны. У вас прекрасное чувство юмора, вы эрудированы и по своей природе доброжелательны. Как объяснить такое противоречие?
- Я долго думал, какую форму и манеру общения избрать, чтобы то, что я говорю, лучше доходило до сознания зрителей и слушателей. Иногда получается резко, даже грубо, но примерно так, только с большИм обилием мата, говорят спортсмены. Что же касается Жириновского, то мне он не симпатичен, хотя бы потому, что я бы никогда не схватил женщину за волосы, как он это однажды сделал в Госдуме. Я не такой человек, и близкие люди это знают. Моя манера общения, это в какой-то степени образ, роль.
- А футболист должен быть артистом?
- В общении с журналистам, которые ждут от тебя чего-то небанального, да, на поле нет. На поле должна быть честная борьба. Некоторые пытаются за счет своих актерских качеств и судью, и публику провоцировать. Когда я играл в «Динамо», Царев (главный тренер) разрешал Курненину (нападающий московского и минского «Динамо») падать в штрафной. Он делал это так умело, что судьи все ловились. Юра (Курненин) цеплял одну ногу другой и падал чуть ли не под аплодисменты. Для меня это было дико. Когда футболисты после игры начинают взасос целоваться, это тоже актерство, но оно не для мужиков. Такие актерские таланты я отрицаю. Но если ты на поле сделал финт, который вызвал восхищение или пусть даже смех, придал матчу артистичности, такое актерство мне нравится.
- Неймар актер?
- Бразильцы все актеры, это у них в крови. У них на первом месте не результат, а красота футбола. Они от этого получают кайф. И если сборная Бразилии станет чемпионом мира, но не покажет этой красоты, ее будут критиковать. У них другая философия, и нам ее не понять. А у нас за четвертое место на Европе Заслуженных мастеров спорта дают и чуть ли не в ж… целуют!
- Были в нашей стране времена, когда тренера снимали за второе место на чемпионате Европы.
- Да, Бескова сняли... У нас с Бразилией разный подход, разные цели, разные планки. По большому счету, какой человек в жизни, такой он и на поле. Играя, он показывает свою суть. В футболе все проявляется: честность и подлость, мужество и трусость.
- Интересная тема. Был артист Миша Булгаков (полузащитник «Спартака») и был артист Давид Кипиани (полузащитник тбилисского «Динамо»). Оба – артисты, но первый изображал, а второй творил.
- Я давно уже сравниваю футбол и искусство. Почему? Все люди искусства ходили на футбол и кайфовали от него, потому что футбол по своей сути непредсказуем. Именно поэтому он сложней театра. Режиссер, ставя спектакль, уже знает, чем все закончится, потому что у него есть сценарий. Он «тренирует» актеров каждый день, добиваясь совершенства в их игре. В футболе никто не знает ни начала, ни конца. Сценария нет! Канву можно выстраивать только в тренировках. Но точно такую же канву выстраивает и другой тренер, твой противник. Кроме того, в театре никто тебе не мешает. На поле не только мешает, но еще и бьет. Футбол не случайно называют иногда войной. По сути в нем даже терминология военная – оборона, атака, защитники, нападающие… Между футболом и еще многими видами деятельности можно проводить параллели, но надо всегда помнить, что футбол – единственный вид спорта, в который играют ногами. То есть, самый сложный. И я согласен с Мишелем Платини (президент УЕФА), который сказал, что футбол выше театрального искусства. Сколько народу ходит на спектакли? 200, 500, ну пусть 5000 человек. А на стадионах собирается по 100 000! Гладиаторы отдыхают, хотя в Риме таких арен не было…
- А что вам любопытней: поющие футболисты или играющие в футбол артисты?
- Ну, во-первых, футболисты никогда в жизни не споют так, как артисты…
- А как же Хулио Иглесиас, который выступал за мадридский «Реал»? А Зураб Соткилава?
- Это исключения из правил. Соткилава, кстати, после тренировок и матчей в душе пел. Однажды ему так и сказали: ты не туда пришел, иди лучше пой. А то бы в итоге ни футболиста, ни певца бы не было. Бесков что говорил? «Если тебе учеба мешает играть в футбол, выбирай – либо футбол, либо учеба». А футбол, конечно, мешает учиться. Есть исключения из правил, но нужно быть очень одаренным и в учебе, и в футболе. Родители могут повлиять. Моя мать, например, ненавидела футбол. Когда я говорил ей, что хочу стать футболистом, она отвечала, что я дурак и что такой профессии нет. Ни она, ни отец не догадывались тогда, какие деньги зарабатывают футболисты. В советское время зарплаты тоже были немалыми, хотя с нынешними ни в какое сравнение не идут. Но в конце концов родители сдались.
- И вы стали профессиональным футболистом, хотя, действительно, в советское время такой профессии официально не существовало. Говорят, что вы, как настоящий профи, не употребляли алкоголь и не курили. Неужели никогда?
- Даже пива не пил! Помню однажды в Орджоникидзе проходила первомайская демонстрация. Родители взяли меня на нее. Было очень жарко, и мне захотелось пить. Тогда отец дал мне глотнуть пива. Оно показалось мне горько-соленым, чуть не вывернуло наизнанку! С сигаретами тоже самое. Один раз попробовал в детстве – вокруг-то все курили, и едва не задохнулся. Было противно. Потом, когда уже стал серьезно играть в футбол, отец сказал мне: «Если хочешь быть профессионалом, не пей, не кури и будь осторожен с женщинами». Последнее тоже важно, потому что может отвлекать от футбола.
- Профессионализм – тема бесконечная, но давайте поговорит о сегодняшних делах российского футбола. Вы уже сделали для себя анализ завершающей части чемпионата России?
- Да, и главный вывод, что шесть команд имеют реальные шансы побороться за чемпионство. Явного фаворита нет. По ходу первенства казалось, что «Зенит» должен выиграть в одну калитку, и все вопросы он должен был решить еще зимой, но в клубе начались скандалы и разборки, появились группировки, Спаллетти перестал нравиться. А достаточно было всего-то немного укрепиться во время перерыва… У меня порой складывается впечатление, что в «Зените» вообще никто не разбирается в футболе. Как можно было ожидать, что Халк в одиночку потянет «Зенит»? Мало того, что купили его за бешеные деньги, так еще и не поняли, что в «Порту», откуда он пришел, главной фигурой был не он, а Фалькао. Да и «Порту» совершенно другая команда по стилю и философии игры, чем «Зенит». Халк старается, бегает, много бьет, удар сумасшедший, хотя много мажет. Головой почти не забивает, в отличие от Фалькао, который и ногами, и головой. В «Порту» Халк не был звездой, работал на команду. В «Зените» все наоборот.
- Вы считаете, что для «Зенита» это был селекционный провал?
- Не провал, а неправильная оценка. Из-за этого – неправильная цена (60 миллионов евро). «Зениту» вообще тяжело игроков приглашать, потому что все считают, что у «Газпрома» денег немерено. Сами себе такую репутацию создали, из-за этого и проблемы. Футболистов развратили. Сегодня в России игроки думают только о деньгах. А кто им колоссальные зарплаты выбивает? Агенты, чтобы получить как можно больший процент. А агенты под кем? Под криминалом. Вот и получается печальная картина российского футбола. Для наших футболистов лучший выход – уехать за границу. Но куда они уедут от таких денег?!
- Мы отвлеклись, давайте, вернемся к чемпионату. За счет чего «Локомотив» так поднялся?
- За счет тренера. Кучук – тренер советской формации, работает по советским методикам. Он грамотно готовит команду функционально, следит за дисциплиной. Кроме того, у Кучука есть и собственные тактические наработки. Он умеет и разъяснять, и требовать. А у нас большинство тренеров произносят только общие слова. Билич (предшественник Кучука) просил найти ему плеймейкера и опорного полузащитника высокого класса, однако при нем в команде появился только классный центральный защитник Чорлука. В пользу «Локомотива» сыграл и развал «Анжи». Это же стечение обстоятельств! Пока «Спартак» и «Динамо» раскачивались, «Локо» перехватил Диарру и Буссуфу, и игра команды кардинально изменилась, потому что укрепилась центральная ось. Плюс еще удачно вратаря Абаева взяли из Нижнего Новгорода. Заиграл в полную силу Тарасов. Прибавил Ндойе. Самедов стал брать игру на себя. Я ему не раз советовал чаще смещаться в центр, что он и стал делать в последнее время. Короче, Кучук поставил команде игру и теперь ее совершенствует. «Локомотив» выгодно отличается от других конкурентов сбалансированностью игры, которой нет ни у ЦСКА, ни у «Спартака», ни у «Динамо», ни у «Зенита», ни у «Краснодара».
- Кто из этой пятерки наиболее опасен для «Локо»?
- Пожалуй, «Динамо». Говорят, правда, что на финише у него большинство матчей на выезде, но, на мой взгляд, для «Динамо» это только преимущество. Соперник будет атаковать, а игру на контратаках Петреску сумел поставить близко к идеалу. Кроме того, в «Динамо» есть кому забивать головой, поэтому едва ли не каждый штрафной на половине поля соперника – почти пенальти.
- ЦСКА…
- Армейцы отстают уже сильно, но, что еще хуже, не прогрессируют. Прогресс закончился с приходом Слуцкого. Молодые игроки не прибавляли, а звезды играли все хуже. Какой потенциал был у Дзагоева! А что видим сейчас? Средний полузащитник. Единственный плюс ЦСКА – стабильность. Это сыгранная команда, которая давно не опускается ниже определенного уровня, даже молодые. Но хватит ли этой стабильности, чтобы бороться за чемпионство, – вопрос. И если главные конкуренты не будут терять очки на ровном месте, ЦСКА вряд ли сможет рассчитывать на золото. К тому же до конца чемпионата всего 10 туров и впереди еще игра с «Зенитом».
- Что думаете о «Спартаке»?
- Во время паузы команда не усилилась, а в обороне как был бардак, так и остался. И что думает Карпин, когда пробует играть в защите с тремя защитниками? Боюсь, скоро посмеемся.
- То есть, вы ставите на «Локомотив»?
- Я еще в прошлом году говорил, что это теневой лидер. Сегодня «Локо» стал лидером по всем параметрам. Думаю, в команде есть понимание, что такого шанса на чемпионство, как в этом году, уже может не быть. С деньгами все в порядке – РЖД заключили с клубом новый спонсорский контракт на 4,5 миллиарда рублей. То есть, все нацелено на чемпионство, и я не удивлюсь, если «Локомотив» станет в этом сезоне первым.
Art-football.ru