Диалог между руководителями и болельщиками в России отсутствует как явление. Президентские ложи не считают нужным общаться, фанатские трибуны не могут достучаться. В Черкизове стороны давно перешли на крик, но по-прежнему не слышат друг друга. Еженедельник «Футбол» отправился на трибуны стадиона «Локомотив», чтобы послушать, что болельщики красно-зеленых хотят сказать Ольге Смородской кроме оскорблений.
Угля в топку
Перед игрой с «Тереком» на стадионе «Локомотив» проводили обзорную экскурсию. Шустрая девушка Дарья с гордостью указала на символ черкизовской арены – статный паровоз Л-3516. Установленный в конце сезона-2006, он является напоминанием о последних завоеванных «Локомотивом» наградах в чемпионате. Та «бронза» была оценена положительно со скидкой на невнятную рокировку в тренерском штабе. Фиаско в Кубке УЕФА, где «железнодорожники» капитулировали перед почтальонами из «Зюльте-Варегема», стоило работы Славолюбу Муслину. К финишной ленточке «Локомотив» вел Олег Долматов, не заслуживший, впрочем, доверия на будущее. Считается, что именно с тех пор «Локомотив» пошел под откос.
Дарья уверяет: «Паровоз реальный, если ему закинуть в топку угля, он поедет». В глазах окружающих ее болельщиков нет в этом уверенности: футбольному «Локомотиву» сколько в топку ни кидай, он наотрез отказывается взбираться вверх по турнирной таблице. Видимо, нужен еще и квалифицированный машинист.
Стены коридоров на стадионе «Локомотив» увешаны фотографиями, две трети которых относятся к периоду президентства Ольги Смородской. Чем дальше от ее кабинета, тем чаще попадаются кадры из прошлого клуба. С недавнего времени выходящих на поле футболистов встречает Дмитрий Лоськов с чемпионским кубком в руках, напротив него - огнедышащий паровоз. Клуб предоставил ведущий к полю тоннель художникам, которые украсили стены граффити. «Красота всех спасет. Сразу видно, что клубом руководит женщина», - иронизирует мужчина средних лет и, усмехнувшись, идет смотреть на поле.
Не нужно быть агрономом, чтобы поставить черкизовскому газону неуд. С тоской взирая на кочкообразное и местами присыпанное песком поле, мужчина задает вопрос экскурсоводу:
- Смородскую убирать планируют?
- Этот вопрос надо адресовать совету директоров, я такой информацией не владею, - перенаправляет вопрос Дарья.
Позже президент РЖД Владимир Якунин сообщит, что Смородской и Биличу будет оказана «всесторонняя поддержка». Но разговоры северной трибуны все слышнее.
Бунтующая юность
- Надоели эти перестановки. Хорошо, давайте уберем Смородскую, но кто придет на ее место? Снова будет новый тренер, полсостава, политика? Еще несколько лет ждать, пока все устаканится?
- Уж лучше так, чем терпеть то, что происходит сейчас.
- Ее можно убрать подальше от президентства: все-таки не бабское это дело – лезть в футбол. Но свою задачу антикризисного менеджера она выполнила: почистила команду от «шлака», аквапарк недостроенный снесла, тот же «Вагонъ» открыла.
- Угу, болельщики «Локомотива» радуются успешному в плане финансов году. Даже если забить на то, что в клубе ее родственники работают, на ее слова про «купленные чемпионства», есть результат: 7-е место, теперь вообще хрен знает какое, а Семина за 5-е уволила. Тогда было неудовлетворительно, сейчас и 10-е стало положительным.
Разговоры южной трибуны
Новый сезон фанаты «Локомотива» встречали в Саранске, где навели шороху. Провинциальный город впервые испытал на себе нашествие такого количества ультрас со всеми вытекающими последствиями. На трибунах крошечного стадиона «Старт» «железнодорожники» с помощью нескольких баннеров обратились с «открытыми заявлениями» к руководству: «Когда встреча с болельщиками? Хотим обещаний и автографов», «Тот самый момент, когда сезон еще не про....» Тот самый момент, кажется, настал.
Всего несколько лет потребовалось когда-то самому мирному фанатскому движению в стране, чтобы предельно радикализироваться. Началось с Сергея Липатова, чье назначение на пост главы совета директоров ознаменовалось конфликтами с Дмитрием Лоськовым и Вадимом Евсеевым, появлением Анатолия Бышовца, перестановками в структуре клуба. Отношения с трибунами у Липатова с самого начала не заладились, но главе компании ТТК некогда было обращать внимание на баннеры «(Филатов+Семин)-Липатов=Локо» и «ЛипатOFF».
Ольга Смородская себе такой роскоши позволить не может, хотя постепенно движется к полной изоляции от внешнего враждебно настроенного мира. Последняя встреча с болельщиками датирована 2011 годом, когда зал ДК МИИТ сотрясался от бесконечного свиста в адрес президента. Мужчины в возрасте и юноши с блеском ненависти в глазах наперебой задавали президенту неудобные вопросы и открыто просили уйти из «Локомотива». Едва сдерживаясь, Смородская держала оборону: «Я пришла в ваш клуб, чтобы он занимал места, достойные вашей любви». Но по ту сторону баррикад ее никто не пытался услышать. Стерпеть безобразие с газоном и странные перемещения в руководящем аппарате болельщики еще могли, но не увольнение Юрия Семина, который хлопнул дверью: «У Смородской конфликт с футболом».
Не в силах объять необъятное, президент сделала мудрый шаг и договорилась с организованными фанатскими группами о перемирии. Затишье оказалось предвестником бури, и к незалеченным обидам добавились свежие раны: увольнение легенды клуба врача Александра Ярдошвили, напрочь отсутствующий газон, особенное негодование вызвало предоставление стадиона в аренду «Анжи». Баннеры в адрес руководства появились даже на центральных секторах. Чтобы так называемые «кузьмичи» ввязались в какие-то акции протеста, их нужно сильно разозлить.
На встрече с узким кругом журналистов президент обмолвилась: «Это не моя позиция – праздновать десять лет лузерства. Надо завоевывать, а не жить прошлым. Если вы хотите ткнуть меня прошлым, то я все знаю про то и другое чемпионства». Инициативные люди с восточной трибуны предложили Смородской встретиться, чтобы обсудить годы «лузерства». Диалога снова не получилось, стороны разошлись с тем же багажом ответов и вопросов.
Рок жив!
- Просто Билич – он неклубный тренер, весь его опыт работы – это сборная Хорватии. А Смородская берет его и говорит, что это один из лучших тренеров Европы.
- Ему нужно время и возможность создать свою команду, человек вообще только понял, в какую задницу он попал. Пока у него только фрагментами что-то на поле получается, а не целая картина. Игроки ему нужны под ту схему, которую он видит, а не кого захотят селекционеры.
- Ну и пусть придет к Смородской и скажет: мне нужен такой-то, потому что я главный тренер.
- На фига ему идти против своего работодателя? Вон Семин и Коусейру тоже что-то пытались доказать, закончилось для них плачевно.
Разговоры южной трибуны
Клубный бар «Вагонъ» - один из немногих примеров того, как «Локомотив» использует инфраструктуру вокруг стадиона. Заведение настолько самостоятельное, что предлагает смотреть домашние матчи «Локомотива» прямо здесь, хотя до арены пара минут прогулочным шагом.
Обычно в «Вагонъ» к болельщикам на общение приглашают кого-нибудь из футболистов. В смутные времена клуб не решился отправлять на растерзание публики игроков. Охладить пыл фанатов попытался актер Виталий Гогунский, прославившийся ролью Кузи в ситкоме «Универ». Сознавшись, что не является болельщиком «Локомотива», Гогунский принялся юморить:
- «Локомотив» приглашает меня играть тафгая в помощь Тарасову. Играем по схеме Ольги: 3+5+2, так красиво.
- То есть Бузова определяет схему? - брови задававшего вопрос парня от удивления ползут вверх.
- Ты еще не понял, что ли? – поясняет «Кузя» под одобрительные смешки. – Потом она решила играть 5+5. Ну ладно, какие ожидания у вас?
- Мы вылетим в первый дивизион, выгоним бабу из клуба и будем строить новую команду.
Это только доля шутки: ради перемен в клубе болельщики «Локо» готовы даже на чистилище ФНЛ.
Приглашение Славена Билича было изначально авантюрным шагом, зато полным амбиций. Хорват, так здорово работавший с «шашечными», пользовался спросом в Англии и Германии, а уехал в Россию – однозначный успех руководства «Локомотива». Брутальный рок-тренер виделся олицетворением «Локомотива» в будущем: дерзкого и молодого. Время шло, но Билич никак не мог подобрать нужные аккорды, и вместо гитарного соло всякий раз выходил неказистый скрип струн. «Работа в клубе – это в первую очередь каждодневное общение с ребятами и творчество. В сборной же больше внимания уделяется психологии и настрою», - поясняет тонкости бывший наставник сборной Украины Юрий Калитвинцев, ныне тренирующий «Волгу».
Пока «Локомотив» напоминает не рок-коллектив с именем, а банду музыкантов-любителей, играющих каверы и наивные песни собственного сочинения в гараже. Весь сезон в клубе бьются над решением ребуса: где найти плеймейкера. Билич тасует состав, как колоду карт, так и сяк крутит схему, а результат один и тот же. Осенью вся мощь «Локомотива» была заключена в штрафных ударах, как только растерял форму Александр Самедов – пропал и этот козырь. Креативного полузащитника Биличу так и не купили, а обращаться к услугам Дмитрия Лоськова или к молодежной команде хорват не собирается. «Играть выходят лучшие на тренировках», - повторяет Славен.
В октябрьском интервью «Футболу» тогда еще игрок «Локомотива» Андрей Ещенко рассказывал: «Я знаю, что многие выходят бороться на поле не только за клуб, за премиальные, но и за тренера тоже». Билич – превосходный мотиватор и психолог, умеющий зажечь огонь в глазах даже спящих гигантов. «Локомотиву» не откажешь в желании и самоотдаче, но эти «инъекции адреналина» должны быть секретным оружием команды, а не философией.
По приезде в Россию Билич тут же расставил временные рамки: «Первый год у меня и моего штаба уйдет на адаптацию». Прошло немногим больше полугода.
Разозлить протест
- Якунин сказал, что Билич – второй тренер в мире. Фергюсон, Моуринью, Дель Боске поржали бы, когда услышали.
- Да при чем тут Якунин, ему «Локомотив» не нужен как команда. И Смородскую он убрать не может, потому что у нее «покрышка федеральная», похоже. «Локомотив» в тупике просто: никто самостоятельно не уйдет из клуба. Футбол вне политики? Пф-ф, не смеши меня. Клуб по уши в этом дерьме.
- Теория всеобщего заговора, что ль? Кому оно надо?
- Убрать одного из конкурентов всегда хорошо. Смородская сама говорила, что не могла не сдать стадион в аренду «Анжи», потому что Керимову не отказывают.
- Как будто «Локомотив» последних лет был конкурент. Так можно начать протест против Смородской и дойти до Обамы.
Разговоры южной трибуны
Перед стартом весеннего этапа российского первенства «Локомотив» решил отказаться от продажи билетов по паспортам - неугодные баннеры все равно появились на трибунах. Пронести незаявленное полотно не так уж сложно, хотя приходится проходить два-три полицейских кордона. Перед матчем с «Зенитом» стражи правопорядка обнаружили всего один плохо спрятанный баннер, тогда как еще пять штук попали на трибуны. На игре против «Терека» протест был большее масштабным и радикальным, фанаты не стеснялись в выражениях, адресованных не только Ольге Смородской, но и президенту РЖД Владимиру Якунину. Отчаявшись добиться самостоятельного увольнения Смородской, болельщики направили активность на вышестоящую инстанцию. «Якунин, проснись, бардак надоел!», «Якунин, 10 место – позор РЖД», - кричали баннеры с южной и восточной трибун. На «восток» тут же выскочили полицейские и почти с руками вырвали провокационный плакат.
Смеха ради с дальних рядов нижнего яруса южной трибуны зарядили: «Сычев! Сычев!» Минуту спустя весь «юг» вспоминал покрывшегося пылью на скамейке форварда. «Саша Алиев! Саша Алиев!» - скандировала трибуна, когда «Локомотив» пробивал штрафной. Сейчас в «Локомотиве» вообще в моде черный юмор.
«Знаете, мы блестяще закончили год в плане финансов и показали очень серьезную устойчивость клуба, умение работать по всем направлениям, - отметила Ольга Смородская в интервью «СЭ». - И, честно говоря, мне есть чем гордиться на этом поприще». Бюджет «Локомотива», естественно, закрыт, но в 2011 году клуб заработал чуть больше 4 млрд рублей. Год спустя «железнодорожники» снова оказались в плюсе, однако реальная прибыль «Локомотива» складывалась из дотаций РЖД плюс заработанных денег. В 2011 году эта пропорция составляла 83% к 17%. При этом все основные спонсоры клуба (исключая технического – Puma и марки одежды The Windsor Knot) так или иначе входят в структуру РЖД и не пытаются скрывать этого.
В «Локомотив» Смородская приходила с амбициозными планами создать в Черкизове самоокупаемый клуб. Планировалось не только повысить посещаемость до 16 тысяч и привлечь на стадион платежеспособную публику, но и использовать прилегающую территорию. Помимо бара «Вагонъ» и ресторана «Локо-Пицца» в Черкизове работают частный фитнес-клуб, теннисные секции, ледовый дворец. Вот только цифра посещаемости движется в обратном направлении. На игре с «Волгой» был зафиксирован антирекорд последних лет – 8214 зрителей.
Безысходность
- Когда при Красножане команда классно играла, Смородской никто слова не говорил против. Даже при Коусейру все радовались, что идет акцент на молодежь. Был бы результат, никто протестовать не стал бы.
- С таким подходом никто из них долго не продержался бы. Всех, кто раньше работал, уволить, а привести с собой каких-то «левых» людей, которым плевать на цвета клуба.
- Если человек – профессионал, то никакой разницы нет, за кого он там раньше болел.
Разговоры южной трибуны
В середине первого тайма матча с «Зенитом» болельщики «Локомотива» дружно достали листки с надписью «Увольняй», спешно развернули баннеры и перечеркнутый портрет Смородской. «Увольняйте бабу из клуба!» – загромыхало на трибунах. Поддержали акцию, впрочем, не все пришедшие на южную трибуну. «Слишком много толерантных», - поясняют фанаты. Единого мнения, как протестовать и протестовать ли вообще, в фанатском движении «Локомотива» нет. Одни группы болельщиков отказались от активной поддержки команды и требуют перемен, другие совмещают одно с другим, третьи вообще против всего, что не имеет отношения к футболу. Такая ситуация руководству клуба только на руку.
Когда в «Манчестер Юнайтед» пришла американская семья Глейзеров, бунт болельщиков оформился в протест Love United, hate Glazer. На трибуне «Олд Траффорд» даже совершали ритуальную «казнь» манекена с маской Малколма Глейзера. Масштабы бедствия превзошли ожидания настолько, что особо активные фанаты организовали собственный клуб – «Юнайтед оф Манчестер». Сейчас команда кое-как развивается и пробивается сквозь недра английских дивизионов. Протестное движение тоже существует, но находится в стадии клинической смерти. «МЮ» по-прежнему успешен, свято чтит историю и проводит косметические реформы. А от добра добра не ищут.
Так и Ольге Смородской никто и слова бы не сказал, если бы не результаты: «Локомотив» идет по наклонной: 5-е, 7-е, 10-е место.
Вячеслав Опахин
Еженедельник «Футбол», №16 (19-26 апреля).
Фотографии: Екатерина Синичкина; Сергей Дроняев.