Сегодня ни один российский футбольный клуб не является собственником активов. Это своего рода мыльные пузыри. Например, «Локомотив», как акционерное общество, имеет уставный фонд 50 000 рублей. Такой клуб может зарегистрировать любой человек, имеющий в кармане указанную сумму. Кроме нескольких компьютеров и автомобилей, у клуба за душой ничего нет.
Именно поэтому футбольные клубы остаются вне экономического поля России. Это искусственно созданные образования, зачастую являющиеся лишь игрушкой в руках богатых людей или кампаний. В этой связи хотел бы остановиться на важной проблеме, требующей безотлагательного решения.
Если рассматривать клуб как хозяйствующий субъект (а именно к этому мы стремимся), то это – предприятие, которое производит продукт под названием «футбол». Основным средством производства в отсутствие машин и механизмов являются футболисты, с помощью которых этот продукт производится.
Любое предприятие, согласно закону о бухгалтерском учете, приобретая основное средство производства, ставит его к себе на баланс, а затем в течение нескольких лет списывает эту балансовую стоимость путем амортизационных отчислений. Проще говоря, если ты заплатил из кассы предприятия рубль за станок, то, как только он у тебя заработал, ты вносишь этот рубль опять в кассу и получаешь нулевой баланс.
Но футбольные клубы покупают футболистов. Клуб отдал из кассы за футболиста рубль, а поставить его на баланс нельзя. Российский бухгалтерский учет не позволяет. В кассе образуется убыток. Более того, если ты этот убыток не покроешь, тебя признают по итогам финансового года убыточным клубом и лишат лицензии на участие в соревновании.
А теперь представьте себе, что клуб платит за футболиста не рубль, а пять миллионов евро. Как он покроет эти издержки? С учетом того, что УЕФА начал строгий контроль за финансовой деятельностью, российские клубы столкнутся с серьезной проблемой.
Выход между тем есть.
Сегодня клубы, оформляя покупку футболиста, подписывают контракт не о приобретении конкретного человека, а прав на него, как на работника. Я же предлагаю рассматривать футболиста, как носителя рекламы. Приобретая его ставить на баланс в бухгалтерском учете с дальнейшим отчислением амортизации. Тогда в учете будет полный ажур.
Например, если бы ЦСКА или «Зенит» могли поставить на баланс в бухучете своих футболистов, они сразу бы получили в собственность активов на сумму 200–300 миллионов евро. Это огромные деньги, позволяющие клубам использовать их, например, как залог при получении банковских кредитов, что очень важно в деятельности любого предприятия.
Решение об изменении закона о бухгалтерского учете в футболе возможно только на уровне Правительства России, куда с предложением должен войти РФС.
Доказывая свою правоту в РЖД, мы говорили и о выгодах кампании, которая будет освобождена от финансирования спортивной инфраструктуры, школы, молодежной команды. Это будет делать клуб. За компанией останется только текущее финансирование главной команды.
Имея собственность с огромной ценовой составляющей, клуб мог бы сам финансировать свою трансферную политику за счет текущих кредитов банка. Ведь деньги клубу на приобретение футболистов нужны не тогда, когда они есть у спонсора, а к открытию трансферного окна. А эти периоды не всегда совпадают. Так, например, мы планировали и начали переговоры по приобретению форварда сборной Парагвая Луки Бариоса, которого нам предложили за 4 миллиона евро. Но на тот момент РЖД не смог нам выделить эти средства, и Бариос стал футболистом дортмундской «Боруссии». Сейчас его цена выросла в несколько раз.
Главное же в нашем проекте было то, что даже если бы вдруг, по объективным или субъективным причинам, РЖД отказался от финансирования, клуб продолжал бы существовать, так как являлся рентабельным хозяйствующим субъектом, органично вписанным в экономику страны. Да, как ни крамольно это звучит, до поиска нового спонсора пришлось бы временно отказаться от главной команды. Но всегда оставались бы школа и молодежная команда, продолжающие участие в чемпионате России. Собственные доходы – по нашим подсчетам, это порядка 1,2–1,4 миллиарда рублей, - позволяли клубу жить даже без титульного спонсора.
Не менее важным является и то, что в качестве правовой формы нового клуба мы планировали избрать акционерное общество открытого типа (ОАО). Это позволило бы клубу выпускать акции в виде ценных бумаг для реализации среди потенциальных акционеров. Таким образом, в работе клуба могли бы принимать участие и простые болельщики-акционеры, что для футбольного клуба жизненно необходимо.
06 сентября 2011, 12:07
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ