В распоряжении «Советского спорта» оказались мемуары Николая Алексеевича Наумова – экс-президента столичного футбольного клуба «Локомотив» (2007-2010). Их дайджест будет напечатан в ближайших номерах еженедельника «Советский спорт – Футбол». В интернете же мы решили публиковать эти уникальные и, порой, по-настоящему сенсационные записи, безотлагательно и без купюр.
ГЛАВА I
ПРОТИВОСТОЯНИЕ «СЕМИНСКИХ» И «ЛИПАТОВСКИХ»
Недавно исполнился год, как я простился с «Локомотивом». Меня никто не выгонял. Я ушел сам. Ушел, потому что… Впрочем, об этом скажу позже. Хочу рассказать все о локомотивской истории периода 2008–2010 годов. По истечении времени это можно сделать спокойно, без лишних эмоций.
Мою кандидатуру на пост президента «Локомотива» Якунину предложил один из наших общих друзей. Якунин знал меня как опытного менеджера, способного управлять большим коллективом. Он решил сделать оригинальный ход – поставить у руля клуба неизвестного футбольному миру человека. Ну откуда ему было знать, что я долгое время играл в футбол? Начинал еще в 8 лет в детской республиканской футбольной школе, затем была школа олимпийского резерва, затем – Группа подготовки при команде мастеров и профессиональная команда первой союзной лиги. После – три года тренерской работы, а позже – председатель Попечительского Совета профессиональной команды. Я об этом не говорил, и меня не знали, так как было все это в Средней Азии и очень давно. Тем более что в 25 лет мне пришлось выбирать между профессией инженера-машиностроителя (это мое первое образование) и профессиональным футболом. И выбор – самый тяжелый в моей жизни – был сделан не в пользу футбола. Фанатичная любовь к игре уступила место прагматизму, который говорил мне, что с моим левым мениском я в 30 лет стану никому не нужным инвалидом. Если бы тогда наша медицина была такой, как сейчас!
Предложение мне было сделано в сентябре 2007 года. Приходить на занятое место и подсиживать кого-то я не собирался. Поэтому пришел я в ноябре, когда ни Бышовца, ни Семина в клубе не было. Я просил еще об одном обновлении, но мне отказали, и председателем Совета директоров остался Сергей Липатов. Кандидатура нового главного тренера была уже согласована на всех уровнях, и предстояло только формально подписать бумаги. Мне сказали: «Слушай, ну не надо лезть в бутылку после двух дней работы в клубе…». Так на сезон 2008 года и пять туров в 2009 году главным тренером команды стал Рашид Рахимов.
На предварительной беседе с президентом РЖД, а затем и в Совете директоров мною была представлена общая перспективная программа развития клуба. Она была одобрена. Суть программы: постепенный переход от использования иностранных футболистов к собственным воспитанникам и воспитанникам других российских школ.
Тот, кто знаком с футбольной индустрией, понимает, что задача эта крайне трудная и требует выполнения множества промежуточных задач. А самое главное – нужна стартовая ступень, с которой можно было начинать работу. Что увидел я в «Локомотиве» в 2007 году?
1) Полуразвалившаяся футбольная школа:
– общежитие в аварийном состоянии;
– из тренировочных полей – только синтетика 40х80 метров без освещения, где очередь на тренировку ждут многочисленные команды;
– покосившееся воздушно–опорное сооружение, совершенно не отапливаемое;
– раздираемый склоками коллектив тренеров, многие из которых, мягко говоря, не выполняют своих служебных обязанностей.
И на фоне всего этого – довольное лицо директора школы, который катается по заграничным командировкам и передвигается по Москве на автомобиле размером чуть меньше железнодорожного вагона.
2) База главной команды в Баковке, не пригодная к проживанию:
– полностью изношена и не пригодна к эксплуатации газовая котельная;
– скважина питьевой воды сгнила полностью и заросла илом;
– тренировочное поле не пригодно даже для выпаса коров.
3) Стадион «Локомотив» и вся черкизовская площадка в 27 гектаров земли:
– мониторинг канатной системы не проводился, надежность ее не известна;
– подходящие к стадиону теплотрассы (длина 2 км) вышли из строя;
– стадион сдан в эксплуатацию с неоконченным строительством (помещения под трибунами не готовы);
– входная зона, где расположены кассы, турникеты для зрителей и камера хранения построены незаконно, без оформления земельного участка;
– табло практически изношено и требует срочной замены;
– на главном футбольном поле в декабре 2007 года травяной покров полностью отсутствовал;
– на площадке памятником долгостроя возвышался бетонно-стеклянный остов аквапарка, падающие стеклопакеты которого представляли большую опасность.
Таково вкратце было состояние инфраструктуры.
Не лучше обстояли дела и в коллективе. Откровенное противостояние двух групп работников – «семинских» и «липатовских» не могло не бросаться в глаза.
Добавьте к этому жесткое недовольство фанатских движений, когда баннеры критического, а чаще оскорбительного характера преследовали клуб и команду не только в Черкизове, но и в поездках по России, и вы поймете, в какой кипящий котел я попал.
Говорю все это не для того, чтобы поплакаться в жилетку, а для того, чтобы рассказать, как мы вышли из этого положения, что было сделано, а чего сделать не удалось.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Николай НАУМОВ
Родился 4 января 1953 года.
Закончил Фрунзенский политехнический институт. Работал главным инженером на заводе. Затем занимался девелопментским бизнесом в Санкт-Петербурге. С 12 ноября 2007 года до 29 июля 2010 года – президент футбольного клуба «Локомотив» (Москва).
В бытность Наумова президентом «Локомотив» не выиграл ни одного титула, однако Наумов многое сделал для стадиона. При Наумове на территории стадиона появились Малая спортивная арена и тренировочный зал. Кроме того, при нём был создан клуб «Локомотив-2», успешно выступающий во втором дивизионе чемпионата России.
Воспитывает двух дочерей.