«Даже не думал, что меня вызовут в сборную!»
— Это уже третий вызов в сборную. Насколько удалось освоиться?
— В целом освоиться успел. Благодарен партнерам по команде, которые подсказывают, разговаривают со мной. Но хочется уже наконец дебютировать.
Нет такого, что в сборной кто-то опекает. Стараюсь где-то добавить, перенять у каждого по чуть-чуть — у Саши Головина, когда он был на сборе, сейчас Леша Миранчук приехал. Это игроки с опытом игры в Европе, очень интересно тренироваться с ними.
— Как проживаете это томительное ожидание перед первым матчем за сборную? Должны были дебютировать в сентябре в матче с Таиландом — тайфун, а в октябре матч с Пакистаном не состоялся.
— Спокойно принимал это. Значит, так надо. Такая судьба. Надеюсь, в ближайшем матче дебютирую.
— Есть цель забить в первом матче за сборную, учитывая уровень соперников?
— Без разницы, какой рейтинг у соперников. Хочется уже провести матч! Дадут пять минут — сыграю пять. Дадут весь матч — сыграю. Уже находиться здесь для меня большая честь.
— Если говорить об отношении к сборной, недавно резонировали слова вашего бывшего одноклубника Максима Глушенкова, который сказал, что ему лучше тренироваться с легионерами «Зенита», чем играть за сборную против Вьетнама. Удивили довольно резкие слова с его стороны?
— Не скажу, что удивили. Это его мнение, которое мы должны уважать. У каждого оно свое — сколько людей, столько и мнений. Для меня вызов в сборную — это большая честь, и я буду ездить, когда будут вызывать.
Когда он на футбольном поле, когда он в порядке и играет, всем нравится, мы получаем удовольствие от его игры. Наверное, нужно делать акцент на том, что он классный футболист, который показывает хорошую игру.
— А чем требования в сборной отличаются от требований в клубе?
— В сборной другая схема. Поэтому разные задачи, разные требования. Карпин, наверное, видит меня в роли «десятки», под нападающим.
— Когда возникло внутреннее понимание, что доросли до вызова в сборную России?
— Такого не было. Я весь в работе в «Локомотиве» — сосредоточен на тренировках и играх. Даже не думал, что когда-то могут вызвать. В какой-то момент администратор команды сказал: «Скинь данные паспорта». Я спросил: «Сборная?» — он ответил утвердительно. Потом уже он сказал, что речь идет об основной сборной, а не о молодежной. Изначально думал, что в молодежную. Когда сказали, что в основную, обрадовался и позвонил родителям.
«Дзюба — великий игрок для русского футбола»
— Игроки в зависимости от возраста по-разному отвечают на вопрос. Верите ли вы, что доведется сыграть за сборную России на крупном турнире?
— Доведется или нет — вопрос не ко мне. Но я верю!
— Вернемся в прошлое. Какое первое воспоминание о сборной России, первый матч?
— Для меня первое отчетливое воспоминание о сборной — это чемпионат Европы 2012 года, когда в группе были Чехия, Польша и Греция. Очень расстроился, что тогда не вышли в плей-офф.
Вживую мне не доводилось смотреть матчи сборной, а так, если говорить о памятных голах сборной, увиденных по телевизору, вспоминается мяч Марио Фернандеса в ворота хорватов, когда перевели игру в серию пенальти. Эмоции были потрясающие!
— Недавно Валерий Газзаев говорил, что из действующих игроков вы напоминаете Федора Черенкова. Александр Головин отмечал, что у вас с ним есть что-то общее с точки зрения позиции на поле. Каково вам, когда такие слова звучат не от болельщиков, а от людей из профессии?
— Очень приятно, конечно, но стараюсь не зацикливаться на этом, работать над собой и прогрессировать. Просто прочитал это. Могу что-то подметить для себя, могу что-то пропустить мимо ушей.
Что касается сравнений с Дмитрием Лоськовым, это мы с ним не обсуждаем. Он мне дополнительно подсказывает на тренировках, как подать, как ударить и где расположиться. За это я ему очень благодарен.
— В последние месяцы к вашей персоне приковано очень много внимания. Что помогает сохранять голову холодной, держаться так спокойно и уверенно?
— В первую очередь помогает окружение — моя семья, друзья. Я благодарен им за то, что где-то подсказывают, поддерживают. Благодаря им получается держать голову холодной.
— На ваш взгляд, нужна ли профессиональному футболисту помощь психолога даже в рядовых моментах, учитывая повышенное внимание?
— К психологам я отношусь положительно, но сам еще не пользовался их услугами. Считаю, это нормально — опытный специалист может помочь, особенно молодому футболисту, справиться с давлением и славой.
— Возвращаясь к теме окружения, кто в данный момент является вашим агентом — Вадим Шпинев или Владимир Кузьмичев?
— С обоими общаюсь, в равной степени обоих можно назвать агентами.
— А в чем, на ваш взгляд, секрет ударного первого года на профессиональном уровне? В чем отличие от ребят вашего возраста из академии «Локомотива» и других команд, что вы разрываете РПЛ?
— Насчет «разрываю» не особо соглашусь. Помогает доверие тренерского штаба и партнеров по команде. Они всегда рядом со мной — подсказывают, поддерживают. Наверное, из-за этого что-то да получается.
— Недолгое время вашим партнером по «Локомотиву» был Артем Дзюба. Каким он запомнился?
— Было приятно играть с великим для русского футбола игроком, перенять у него опыт, стремление всегда побеждать. Это мне запомнилось больше всего. Он советовал работать и верить в себя — тогда все получится.
— Не удивила ситуация этим летом, когда «Локомотив» разом покинули сразу несколько игроков основного состава? За счет этого в составе освободилось место, чем вы отлично пользуетесь.
— Немного удивило. Думал, что кто-то из трех футболистов, Антон (Миранчук), Рифат (Жемалетдинов) или Артем (Дзюба), останется. Видимо, не договорились с клубом, вышло как вышло. Сейчас в «Локомотиве» хорошая атмосфера, и мы движемся практически тем же составом, какой и был на сборах.
Зимой на Лигу чемпионов
— Лучший ваш матч в «Локомотиве» за этот год?
— Наверное, отмечу игру с «Ахматом», потому что там была самая высокая результативность — забил и отдал три голевые. Первый яркий матч — он и запомнился.
— Самый запоминающийся гол?
— Питерскому «Зениту» на выезде, потому что проигрывали. Хотелось добыть три очка, но получилось одно.
— Тот удар так и задумывался с отскоком от газона, чтобы вратарю «Зенита» было неудобно?
— Просто ударил, потому что в целом было тяжело подстроиться под этот мяч. То, что я хотел ударить в угол, — да. А то, что с отскоком, возможно, так получилось случайно. Но гол не пахнет!
— А есть ли гол мечты — забить каким-то определенным способом?
— Через себя в девятку с линии штрафной.
— Как Криштиану Роналду или как Уэйн Руни?
— Как Руни.
— Кто для вас сейчас лично более принципиальный соперник — «Зенит» или «Спартак»?
— Назову «Спартак», потому что это идет с детства, когда соревновались с московскими командами. Но вообще все соперники принципиальны и нельзя недонастраиваться. Каждый соперник силен по-своему, и мы к ним готовимся.
— Если говорить о карьере в ближайшие лет пять, вы видите себя только в «Локомотиве» или рассматриваете вариант отъезда в Европу?
— Не люблю загадывать и сейчас тоже не буду. Сейчас я в «Локомотиве», хочу приносить пользу клубу и занять как можно более высокое место в таблице.
— Недавно активно обсуждался вопрос вашего контракта с «Локомотивом», его условий. Насколько вы были вовлечены в процесс и кто выступил инициатором пересмотра личных условий?
— Пока я подписал только дополнительное соглашение. Это исходило с обеих сторон — и со стороны моих представителей, и со стороны руководства клуба. Мы приняли решение подписать допсоглашение. В скором времени, возможно, переподпишу полноценный контракт.
— То есть новый контракт будет не до 2027 года, а на более долгий срок?
— Не могу пока ничего сказать. К этому вернемся ближе к зиме. Пока я не думаю об этом, все мысли только о футболе.
— Если возвращаться к допсоглашению, речь идет о повышении бонусной части за результативность?
— Да. У меня оставалось несколько матчей до поднятия зарплаты. Клуб пошел навстречу, за что я благодарен. Подписали дополнительное соглашение о том, что эти пункты проходят.
Для меня ценно то, что я чувствую, — клуб заинтересован во мне, верит в меня. Я чувствую поддержку каждого — и тренеров, и руководства. Благодарен им за это!
— Какая была самая дорогая полезная трата? Может быть, квартира или машина?
— Не успел обзавестись ни тем, ни тем. В процессе. Пока я думаю о футболе, но вскоре это придет. Всему свое время.
— А если говорить о самых крупных тратах на себя? Какую блажь можете себе позволить?
— Могу позволить себе купить кроссовки. Самая дорогая покупка, наверное, iPad — купил с зарплаты еще зимой, когда в прошлый раз переподписал контракт. Пока ничего большого не купил.
— О чем мечтаете для себя лично до конца сезона? Может, есть в мыслях зимой отправиться в путешествие?
— Может быть, если получится, зимой полечу в Италию. Если все удачно сложится, хочу сходить на Лигу чемпионов — «Милан» — «Црвена Звезда».
Если говорить о мечтах на несколько лет вперед, хочется обзавестись своей квартирой. Это первостепенно. Пока думаю, что буду брать в Москве. Не знаю, как сложится.