Вот только часть тем, на которые мы поговорили с Юрием Дмитриевичем:
- удивлен ли блестящим стартом сезона и чего ждет дальше;
- каковы тренерские перспективы Михаила Галактионова;
- можно ли уже оценивать трансферную кампанию или пока рано;
- аренда Митая, новый контракт Пиняева, статус Миранчука.
— На встрече с болельщиками летом вы сказали, что скептики будут удивлены стартом сезона. Но вы сами не удивлены, насколько успешно получилось стартовать?
— Рано говорить о каком бы то ни было успехе: сыграно всего семь туров и три матча в Кубке. Важно другое: то, что клуб следует избранной стратегии и добивается благодаря этому результата. Мы наблюдаем за нашими молодыми игроками, но они же не из небытия появились. Многие специалисты их ведут на протяжении десятилетий, тот же Леша Батраков с шести лет в системе клуба. Наши специалисты понимают, что этот талантливый молодой футболист раскроется, если с ним работать должным образом и давать ему игровую практику.
Когда в команде были чемпионы мира, чемпионы Европы и представители других национальных сборных, состоявшиеся и надежные, это была одна ситуация. Когда в команде молодежь — всё по-другому. Нужно выстраивать работу, должна быть глубина состава, молодым нужно давать передышку. Важно следить за функциональным состоянием, эмоциональной стороной ребят, не надломить их. Работают тренерский штаб и методисты, физиологи. У нас сильная научная группа и медицинский штаб. Все настроены на то, чтобы развитие шло постепенно.
— Вы говорили, что главная задача на сезон — быть в топе. После серии ярких матчей, побед и первого места при хорошей игре было желание пересмотреть поставленную задачу?
— Нет.
— Неужели не появляются мысли о трофее?
— Повторю, что говорю всегда: мы настраиваемся на то, чтобы к каждой игре подходить организованно, ответственно, с хорошим настроем и хорошей функциональной готовностью.
— То, что нет конкретной задачи, связано с тем, что в прошлом году таковая существовала и не была достигнута? Тем самым снимаете давление с тренерского штаба и игроков?
— Мы сейчас так выстроили работу с командой, что никакого давления со стороны руководства на команду нет. «Локомотив» в этом плане клуб удобный и комфортный для футболистов. Да, есть правила, контрактные обязательства, но ежедневной опеки и накруток нет, это не для нас. Спортивная и футбольная подготовка идет в режиме сотрудничества.
***
— Вы вспомнили отрезок, когда было много дорогостоящих легионеров. Сейчас «Локомотив» можно хотя бы немного сравнить с командой, построенной в начала века?
— Сейчас период необычный и нестандартный, сравнивать ни с чем не буду. Знаю, что наших молодых сравнивают со звездами «Локомотива» тех времен: Измайловым, Билялетдиновым и другими. Думаю, им приятно. Когда идет сравнение с теми, кто стал знаменитым выпускником клуба, это прекрасно. Это показывает, что есть традиции. Тот же самый Билялетдинов работает в клубе. Сычев, Пименов, Сенников и другие всегда оказываются рядом с клубом в дни каких-то событий. Мы стараемся сейчас поддерживать и возрождать традиции.
Не зря мы открыли звезду Валерию Николаевичу Филатову. Многие болельщики считали, что его несправедливо не увековечили в истории клуба. Он вместе с Семиным заложил основу современного футбола в «Локомотиве». Мы все делаем шаг за шагом, что-то делается быстро, что-то не так быстро. Мы тверды в одном: «Локомотив» — российский клуб, клуб железнодорожников страны и мы будем ориентироваться на россиян и своих воспитанников.
Они у нас есть. Не правы те, кто говорит, что сегодня нет молодых россиян в нашем футболе. Нужно давать возможность им себя реализовать. Да, это более кропотливый подход, но мы к нему готовы.
— Галактионов уже стал вторым тренером по количеству матчей, по количеству побед. Он — тот, кто войдет в историю клуба так же крепко, как когда-то вошел Юрий Павлович Семин?
— Мы сегодня с вами говорим о новой системе. Михаил Михайлович — главный тренер, который вместе со своими помощниками эту систему формирует. Эту новую систему нового «Локомотива», новые подходы. Где-то за последние 20 с небольшим лет в российских клубах утеряны определенные традиции тренерского мастерства. Галактионов — специалист, имеющий очень хорошую подготовку и прекрасный практический опыт. Не будем говорить о нем каких-то больших слов, но в том, что он находится на правильном пути, я ничуть не сомневаюсь.
— Кажется, вы в каждом интервью рассказываете о системе, но наш читатель, судя по отзывам, не особо верит в ваши слова. Даже когда эти слова подкрепляются делом на поле.
— Знаете, у нас такой спортивный, болельщицкий мир, где каждый всё время ждет подвох. Когда «Локомотив» абсолютно открыто и искренне рассказывает о делах, которые реально делает и воплощает, у некоторых возникает тень сомнения. Но ведь по итогам всех наших встреч то, что я говорю, мы стараемся воплощать в жизнь. Определенные подтверждения этих дел действительно видны. Нам скрывать нечего, все планы и задачи в клубе направлены на то, чтобы команда играла в яркий, быстрый, современный футбол, давала возможность развиваться молодым российским футболистам.
Порой набиваем шишки. Иногда читаю реакцию: «Зачем они учатся, находясь в «Локомотиве»? Сюда должны приходить те, кто в футболе знает всё». Но, поверьте моему опыту, так в профессиональном спорте не бывает. Здесь развитие идет постоянно, даже самый крутой специалист, прошедший всё и вся, постоянно учится, анализирует и делает выводы. Даже Виктор Васильевич Тихонов, если помните, в глубокой старости вёл блокноты, что-то записывал. Хотя казалось бы… А тот, кто говорит, что всё знает и ему не надо учиться, бог ему судья.
***
— За лето вы потеряли много мастеровитых игроков. Тем не менее команда, кажется, этого не заметила.
— Не буду давать каких-то определений игрокам. Ребята работали, бились, приносили пользу клубу. Мы со всеми расстались хорошо, и никто из них тоже не бросил камень в «Локомотив», что тоже нечасто бывает при разрыве отношений. Сейчас мы — боеспособная, дружная команда, настоящий коллектив, в котором играют те, кто хочет биться за «Локомотив».
Порой так получается, что игрокам надо что-то менять и клубу надо перезагружаться. Всем нашим ребятам, кто играл в «Локомотиве», могу пожелать только успехов в карьере. Но сегодня тот коллектив, который сформировался и формируется, характеризуется словом «команда». Это касается не только игроков, но и тренеров, специалистов, административного штаба. Нет ни одного равнодушного на поле, даже в матче с «Краснодаром» ребята бились до последнего, несмотря на счет.
— Вы продлили контракт с Пиняевым…
— Да, теперь отступные за Сережу высокие, соответствующие его уровню. Сергей — молодец, он видит, что «Локомотив» — та команда, где он может дальше развиваться. С ним крайне аккуратно работают, понимая, что это уникальный игрок. Это хорошая новость для наших болельщиков.
— Не забуксовал ли Сергей в последнее время?
— Нет. Идет развитие. Он стал крепче физически. Но против него совсем по-другому играют теперь: как минимум два защитника на нем всегда висят — и преодолевать эту историю стало намного сложнее. Но коллективно команда от этого выигрывает.
— Были ли основания, что он мог оказаться в это окно в «Спартаке» или другом клубе РПЛ?
— Сергей хочет дальше развиваться в «Локомотиве». В перспективе он хотел бы играть в Европе, все это знают, и он сам это говорил. Пиняев нравится болельщикам, кто-то даже персонально за него приходит болеть. В целом у нас сегодня хорошее, молодое, задорное нападение. И Пиняев, и Батраков, который не тушуется ни перед каким соперником, и Вадим Раков, и дебютант Радиковский, и очень хорошо вписавшийся в коллектив Воробьев, и набирающий обороты Тимофеев. Ребята играют дружно и вариативно.
— Может ли быть что-то по Миранчуку до конца окна?
— Никаких переговоров по нему не ведется. Вероятности, что он вернется в команду, на сегодняшний день нет.
— Не расстроился ли Баринов, что снова не удалось уехать в Европу?
— Мне кажется, что нет. Он сейчас полностью погрузился в процесс. Дима — настоящий капитан, который сейчас выполняет большой объем работы и на поле, и за его пределами. Думаю, ему самому очень интересно быть в этой новой команде, участвовать в ее строительстве. Всё-таки он один из последних, кто помнит еще тот, чемпионский «Локомотив». Дима — некий символ этой эстафеты сквозь время.
— Все заметили, как он поддержал Лантратова с «Краснодаром».
— Да, сейчас очень важно всем нам поддержать Илью. Абсолютно уверен в том, что Лантратов — лучший вратарь РПЛ, никому в голову не придет винить его в поражении.
— Вы, как глава совета директоров, трансферной кампанией довольны?
— Могу сказать, что она еще не завершена, у нас еще есть несколько дней. Могут быть приобретения. Нам еще нужно укрепить защитную линию. При том, что и Морозов, и Погостнов у нас в последнее время добились существенного прогресса, став в «Локомотиве» одними из сильнейших российских игроков своего амплуа. Но хотел бы трансферную кампанию оценить тогда, когда она будет полностью завершена.
— Но можно ли говорить о том, что вы заработали за это лето? Учитывая продажи плюс отложенные переводы за трансферы в предыдущие окна.
— Мы подходим сбалансировано к теме продаж и приобретений, как я вам уже говорил в предыдущем интервью. Болельщики на встрече пытались нам предъявить претензию, что «Локомотив» мало приобретает. Я в очередной раз ответил, что клуб пытается развиваться по правилам футбольного менеджмента, а нас снова пытаются втянуть в поле неких финансовых авантюр. Повторю еще раз: мы придерживаемся правила, что новые трансферы клуб может себе позволить, исходя из полученных средств с исходящих трансферов.
— Например, отдали Митая в Саудовскую Аравию…
— Верно. В частности, Митай уехал в платную аренду, возможно, на эти деньги мы сможем найти кого-то тоже в аренду, соблюдая финансовый баланс. К деньгам сегодня нужно подходить очень и очень внимательно. Да, клуб живет и работает в данной парадигме, мы этого не скрываем. Мы отказались от каких-то авантюрных заимствований, учитывая, что сегодня цена любых заемных средств неимоверно дорога.
— Вообще без кредитов, верно понимаю?
— Как я уже несколько месяцев говорю: клуб сегодня финансово стабилен, никаких заимствований или долгов не имеет. Кредит-то взять несложно, а вот отдавать его — непростая задача. «Локомотив» живет так, как должен жить любой коммерческий футбольный клуб. Не могу сказать, что это легко, нам очень сложно балансировать, с учетом большого хозяйства. У нас сегодня 30 команд на балансе по мужской и женской вертикале, стадион, база. Это очень непростая история, но клуб старается в этой парадигме работать.
***
— Главная тема старта сезона в РПЛ — судейство. Насколько всё плохо?
— Тема судейства всегда была, есть и будет актуальной. Ведь даже несмотря на все технические средства, всё равно у клубов и различных специалистов возникает масса вопросов к арбитрам. Моя позиция заключается в том, что нам необходимо на уровне нашего футбольного руководства наконец-то договориться об определенных единых подходах и стандартах.
Посмотрите, не так давно закончился чемпионат Европы. Были ли там вопросы по судейству? Конечно, были. Но общие подходы к единоборствам на поле судьями трактовались в одном стиле. Вот и нам нужно добиться того же самого.
В целом в очередной раз повторюсь: судьи всегда на острие, им непросто. Не считаю правильной тенденцию, когда после каждой игры у нас делается акцент именно на работе арбитра, на его ошибках, а не на самом матче и игре отдельных футболистов. Тем самым мы уводим болельщика от игры и от непосредственно футбола.
— Вы согласны с созданием некоего общественного совета, на чем настаивают некоторые клубы РПЛ?
— Если мы будем создавать параллельные структуры, то рано или поздно судьи просто перестанут принимать решения на поле, боясь чрезмерной критики. Судейская система должна быть независима, адекватна. И каких-то дополнительных органов, мне кажется, создавать нет смысла. Надо договориться о единых подходах — это да, это стратегическое направление развития судейства. Единые подходы должны внедряться в работу судейского блока, о них должны знать клубы. Вся эта работа должна быть нацелена на то, чтобы игроки развивались, футбол становился всё более и более зрелищным, а непосредственно игрового времени на поле становилось как можно больше. При таких вводных многие проблемы, о которых говорят коллеги, будут преодолены.
— РФС договорился о проведении матчей Кубка России в нормальное человеческое время, это повысит доходы «Локомотива»?
— Давайте будем честны, на кубковых матчах зрителей сегодня значительно больше, чем на регулярных играх чемпионата. Мы считаем, что это правильный шаг: болельщики и команды привыкли к еврокубковым матчам посреди недели, поэтому это позитивное решение для всех. Спасибо РФС и УЕФА, которые всегда принимают решения в интересах развития игры. Это очень важно.
— То внимание, которое мы оказываем Батракову, не испортит парня? Сейчас каждый второй его называет новой звездой.
— Он очень устойчивый к похвале молодой человек. Думаю, что повышенное внимание, которое есть сейчас, безусловно, является большой нагрузкой для Алексея. Но он с этим справится. Батраков очень любит футбол, очень любит «Локомотив». Думаю, что эти «медные трубы» не повлияют на него с негативной точки зрения.
Вообще, то, что делает «Локомотив» сегодня, открывает очень большие перспективы для пацанов, которые занимаются у нас в стране футболом. Потому что заниматься и понимать, что ты, скорее всего, не попадешь никогда в команду РПЛ, — это одно. А когда ты видишь такие примеры, как Батраков, когда ты в один день играешь в молодежном футболе, а на следующий — забиваешь в РПЛ, это многих должно вдохновить в разных уголках нашей страны.
— В сборной России сейчас колоссальное количество игроков «Локомотива». Как вы думаете, в какой-то момент может ли там оказаться Михаил Галактионов?
— Этот вопрос определяет, прежде всего, Российский футбольный союз. Не хочу эти полномочия каким-либо образом нарушать, даже делая некий прогноз. Со своей стороны мы обещали руководству РФС, что «Локомотив» будет помогать нашему футболу в подготовке российских игроков, мы это делаем. То, что у нас развивается очень толковый тренерский штаб, способный работать с этими талантливыми футболистами, это для РФС тоже вполне неплохо.
— Но вы без негатива смотрите, если Галактионов когда-то будет совмещать должности в национальной команде и «Локомотиве»?
— Если будут такие предложения, будем рассматривать. Таких предложений сейчас, очевидно, нет: в сборной есть главный тренер Валерий Карпин, он недавно продлил контракт, не вижу смысла вести подобных разговоров.
— Но в теории…
— Смотрите, Карпин совмещает? Совмещает. Тренерская профессия подразумевает постоянное нахождение в деле. И если ты освобожденный тренер сборной, то эта «чуйка», которая есть у работающего в ежедневном режиме клубного специалиста, в какой-то момент может потеряться. Я считаю, что в такой ситуации совмещение постов тренером абсолютно оправданно.