— Заметил, у тебя появилось любимое выражение: «Иногда ты на коне, иногда — под конем». Сейчас ты где — на или под?
— Сейчас — в стадии залезания, скажем так. Серьезно занимаюсь своим развитием, пытаюсь прогрессировать и в футболе, и в жизни. Что-то получается, но впереди еще много работы.
— Как можно оценить твои первые полгода в «Локо»? Вроде есть заметный прогресс по сравнению с «Рубином» и «Крыльями», с другой — 4+2, это далеко от того Вани Игнатьева времен «Краснодара».
— Согласен, двоякие ощущения. Ты помнишь ситуацию в момент моего прихода в клуб? Голевая засуха, мало игрового времени, потеря каких-то навыков из-за простоя. По отдаче, по игре, по движению я серьезно прибавил. Помимо голов и передач — то есть того, о чем ты говоришь, делал много не особо заметной черновой работы. Раньше на меня это было непохоже, мне на эти вещи не хватало сил.
С другой стороны, травма помешала мне сыграть еще шесть матчей. Уверен, будь я в строю, то помог бы команде где-то добрать очки и быть выше в таблице.
— Как провел вечер после того матча с «Оренбургом», когда забил три?
— Ничего особенного. Вышел после игры со стадиона, прошелся с братом по улице вдоль дороги и автобусных остановок, потом поехал на базу.
— До сих пор в Баковке живешь?
— Пока что да, это же удобно.
— Неужели никак не отметил? Когда после игры ты сказал: «Надо готовиться к следующей игре», подумалось, это шутка.
— На самом деле, это была такая запланированная акция, сказал это больше в шутку. Интервью «Матч ТВ» я же потом все равно дал. Без вопросов, это важнейшее событие в карьере, мой первый хет-трик на профессиональном уровне. Но мне было не до отмечаний.
— Пересматривал матч? Слышал комментарий Константина Генича про тебя? «Снег выпадет, земля перевернется»? Мне бы было немного обидно…
— Конечно, пересматривал. Не знаю, что тут сказать… Это дело Константина, не мое. Наверное, в своей карьере он сделал много хет-триков, снега было много.
***
— Кажется, ты один из немногих, для кого 2022-й стал даже чуть-чуть лучше, чем предыдущий, настолько у тебя был плохой 2021 год. Верно?
— Думаю, да. У меня действительно все стало получше — и в личной жизни наладилось, появился человек, и в футбольной вижу прогресс. Поэтому в 2023-й смотрю с оптимизмом: все-таки год кролика, мой год. Дай бог, все сложится.
— Загадал что-то?
— Загадал, но вслух говорить не хочу.
— Что-то в личной жизни или в карьере?
— Я в общем загадал, для всех людей.
— Тогда можно не объяснять. Видел, в социальных сетях в день рождения ты выложил фото с минералкой. Это отсылка к другой твоей знаменитой фото с бутылкой?
— Не то чтобы отсылка… Скажем так, это символ переосознания той ситуации. До сих пор настаиваю, что тогда ничего сверхъестественного не произошло. Многие, да вообще почти все, могут позволить себе выпить пива в отпуске. Что тут такого?
Личный Архив Ивана Игнатьева
Моя проблема была в том, что публично все это выставил. Тем более тогда был не самый лучший период для меня. Дал дополнительный повод себя пообсуждать, а вам, журналистам, это и было нужно. Тогда, кстати, многие меня поддержали. Но это — черное пятно на моей карьере, и его инициатором стал я.
— При переходе в «Локомотив» ты сказал: «Пришло время отложить прошлое в сторону». Это тоже символ переосознания?
— Были времена, когда я был полностью сконцентрирован на футболе. Думал о тренировках, об играх, о команде. А потом появились моменты, которые меня от футбола стали отвлекать. Называть их не буду, сам все знаешь. Плюс в жизни произошли не самые лучшие вещи. Все это накладывалось друг на друга, моментами я себя терял, не понимал, что для меня важнее, не ставил футбол на первое место.
— А теперь?
— Сейчас многое переосмыслил. У меня есть цель, футбол сейчас на первом месте, остальное отставил в сторону. Каждый день работаю над собой. Посмотрим, как эта работа окупится в дальнейшем.
— Что конкретно ты изменил? В ночные клубы перестал ходить?
— И до того ходил нечасто, но теперь — вообще перестал. Все поменял. У меня появился личный тренер, который контролирует мое питание, режим сна, разрабатывает персональные тренировки, чтобы я не стух во время отпуска и так далее.
— Алкоголь?
— Полностью отказался.
— Давно нашел этого человека?
— Скоро год будет или около того. Еще перед «Локомотивом» мы связались и договорились о сотрудничестве. Мне его Шапи посоветовал: он с ним работает уже довольно продолжительное время, и результат виден.
— У тебя эффект сразу появился?
— Естественно. Когда у тебя правильное питание, правильный сон, организм вообще по-другому реагирует на нагрузки. Больше рывков можешь сделать на поле, больший объем работы дать.
— Получается, это даже не столько тренер, сколько ментор? Контролирует все процессы жизни.
— Так и есть. Потому что я такой человек, которому нужен рядом такой человек-наставник.
***
— При переходе в «Локомотив» видел реакцию в прессе, в Telegram-каналах, среди болельщиков? Мол, переходит человек, закончивший с футболом?
— Честно скажу, не смотрел никакую реакцию. Максимум — прочитал мнения болельщиков, они в любой ситуации мне интересны. А громкие слова всяких там экспертов для меня никогда не были важны, потому что они ничего хорошего все равно в себе не несут. Если к ним прислушиваться, можно сойти с полосы, которую я для себя выбрал.
— То, что «Локомотив» устроил просмотр, тебя не напрягло? Сейчас в РПЛ такие вещи — большая редкость.
— Это так больше в прессе представили, как просмотр. До этого уже был диалог Цорна с моим агентом. Когда я провел две тренировки, мне дали понять, что во мне заинтересованы. Называть просмотром эту ситуацию слишком громко.
— Что почувствовал, когда узнал о приходе Галактионова в «Локомотив»? «Мой тренер»?
— С оптимизмом воспринял, а как еще? Мы с ним большой период работали вместе, начиная с юношеской сборной. По юношам при нем я очень много забивал на разных турнирах. В молодежке уже была серьезная конкуренция, как раз тогда начался неудачный период в «Рубине», было мало игрового времени и мало результативных действий. На финальный этап вообще не поехал.
— Не осталось обиды за то, что не взял в Венгрию?
— Какие могут быть обиды, если я не играл в «Рубине»? Тренер был прав в той ситуации на 100 процентов. Я не играл, как бы он меня там использовал? Конечно, в глубине души обидно не ехать на финальный турнир, когда ты помогал команде туда отбираться. Но что поделаешь? Жизнь — такая штука, в таких ситуациях надо искать причину в себе.
— Говорят, нагрузки у Галактионова какие-то нереальные. Подтверждаешь?
— Жестко, конечно. Тут главное перетерпеть еще пару дней, потом будет легче. Мы настраиваемся на то, что все это обязательно поможет по ходу сезона. Сейчас заложим фундамент, а потом через игры будем его поддерживать. У меня и раньше были серьезные забеги во время предсезонки, но не такие. Наверное, сказывается, что перерыв этой зимой был больше чем обычно — полтора месяца. Больше отдохнули, теперь надо больше набирать. Чемпионат только в марте возобновляется, есть время.
— Корректно говорить, что такого у тебя еще не было?
— Чтобы вот так подряд пять дней жестких двухразовых тренировок — такого не вспомню за все время, что играю в футбол. Но согласен со всеми парнями: это обязательно принесет весной свои плоды.
***
— Твой первый тренер Владимир Тетерин недавно сравнил тебя с Артемом Дзюбой, напоминая, что тот тоже имел белые и черные полосы в карьере. Похоже, у вас действительно есть много общего: позиция на поле, хейт, не лучший бэкграунд. Согласен?
— Тут надо в целом смотреть на наш футбол, а не на частности. Заметил, что многие нападающие в России раскрываются к 26-27 годам. Чтобы быть регулярно успешным на острие, недостаточно физических данных и таланта. Нужен наработанный футбольный опыт — когда бежать, куда правильно открыться, как действовать. Этот опыт можно приобрести только через игры, ему в школе не научат. Надо работать, другого варианта нет.
— То есть это всех касается, не только Дзюбы.
— У Смолова была другая ситуация? Тоже когда-то считали количество матчей без голов. Можно долго перечислять.
Федор Смолов
— С Шапи, я так понял, вы на связи? Как он там?
— Он реально кайфует. Футбольный климат там ему подходит. И в Турции, и в Израиле. Шапи очень доволен.
— У тебя ведь тоже были варианты за границей?
— Насколько знаю, агент с «Партизаном» вел диалог. Но когда появился «Локомотив», все переговоры прекратились — очень хотел перейти сюда. Москва, большой клуб с достижениями и титулами, с классной базой и стадионом, с болельщиками. Конечно, хотел сюда.
— Вообще какие мысли у тебя по поводу Европы? Появись вариант в той же АПЛ, все бы бросил и уехал?
— Мне кажется, бессмысленно сейчас бросаться громкими словами и строить грандиозные планы. Надо идти шаг за шагом. Если карьера пойдет в гору, если у меня будет получаться помогать «Локомотиву», появятся какие-то варианты — будем думать. Сейчас все мои мысли о том, чтобы мой нынешний клуб успешно провел вторую часть сезона и был как можно выше в таблице.
— Ты всегда довольно открыто говоришь о деньгах. Например, когда-то проскакивала фраза «не хотел бы падать в три раза». При реальном варианте в топ-5 Европы ты готов жертвовать зарплатой? Или такой вариант даже не рассматриваешь?
— В такой постановке вопрос получается очень провокационным. Но если разбираться, помимо денег есть же множество факторов. Что за лига? Что за клуб? Что за тренер? Какое место занимает? Какие условия? К той же Англии нужно быть готовым: зачем туда приезжать и сидеть на скамейке?
Если туда ехать, то на пике формы, когда о тебе знают, когда тебя берут для игры в старте для определенных задач. Хотя бы как Павлюченко уехал в «Тоттенхэм».
***
— Лео Месси — твой кумир. Чемпионат мира смотрел с особыми эмоциями?
— Да. Когда на Матче звезд РПЛ в Москве мы говорили, я же сказал, что топлю за Аргентину из-за Месси. А потом в отпуске мне еще и сон приснился, что аргентинцы побеждают. Это было где-то за десять дней до финала. Тогда появилась уверенность, что они точно выиграют. Так и произошло.
Лео Месси
— Месси можно заканчивать? Теперь он точно лучший в истории?
— Лично для меня — да, величайший. Я же не видел своими глазами Пеле или Марадону, а на играх Месси рос, не пропускал ни одного матча.
Да, по факту, ему можно заканчивать: он и так давно уже всем всё доказал, но в Катаре поставил финальную точку. Хотя ему, наверное, теперь в кайф поиграть в статусе чемпиона мира, человека, достигшего в футболе всего. Месси и раньше кайфовал на поле, но было видно, что этого титула ему не хватало. Теперь статус есть, и мы увидим еще больше классных моментов в исполнении Лео, где бы он ни оказался.
— Год назад в интервью «Матч ТВ» ты сказал: «Из молодых могу выделить Пиняева». В итоге вы уже в двух клубах пересеклись. Не поменялось мнение?
— Он очень талантливый парень. Самый или не самый — не могу так говорить, не мне это оценивать, сейчас много крутой молодежи в чемпионате. Теперь Сергей должен показывать, на что способен, это его работа.
— Общаетесь хорошо?
— Да, отлично.
— Почему спрашиваю: были слухи, что он хотел себе 9-й номер в «Локомотиве». Не разговаривали на эту тему?
— Нет, мы это не обсуждали. Не знаю, откуда это могло взяться. Почему я должен с кем-то делиться своим номером? Очередные выдумки журналистов.
***
— Когда был в Ачинске последний раз?
— Вот сейчас, ездил на Новый год, бабулю проведал.
— Я последний раз приезжал туда зимой в 2012 году, и ощущения были тоскливыми — казалось, город умирает. Это не так?
— Сейчас там поменялся мэр. Убрали ларьки, которые стояли вдоль дорог, остановки поменяли, сделали все красиво. Мэр из Красноярска приехал, пытается сделать все как в там. Мне кажется, стало заметно лучше. А в целом в Ачинске жизнь идет так, как и всегда шла. Что-то строят, что-то сносят. Ничего особенного там к худшему или к лучшему не меняется.
Ачинск
— Школе своей как-то помогаешь? Может, турнир свой получится организовать?
— Бывает, где-то частично помогаю. В этом январе как раз шли разговоры, чтобы что-то организовать вроде детского турнира на мои призы. Друг разговаривает, если у него получится, то в ближайшее время всё проведем.
— Что можно посоветовать ребятам из таких моногородов, которые хотят выбраться из них за счет футбола? Уезжать как можно раньше в большую академию, как сделал ты?
— Да ситуации разные же бывают, тот же Головин уехал в ЦСКА из Новокузнецка уже более-менее взрослым. Конечно, я безмерно благодарен своему тренеру Владимиру Николаевичу, что получилось уехать в Краснодар. По его воле все это произошло.
Думаю, универсальный рецепт тут один: главное, любить футбол, посвящать себя ему и верить в себя. Тогда все будет.