Дырка от публики. Почему 14 тысяч на матча ЦСКА и «Локо» - это катастрофа
Дорогая редакция, это нельзя показывать по телевизору.
Урал - Амкар, полторы тысячи человек. Рубин - Кубань, четыре тысячи. Локо - ЦСКА, 14 тысяч, на Динамо, по-моему, пришли около 5 тысяч.
Представьте, что вы менеджер по продажам, вы организатор концертов, вы, ну черт знает, положим, вы да хоть продавец веников в бане.
Ну вот если бы у вас были такие результаты, как дела с посещаемостью у менеджмента РФПЛ, вас бы вышвырнули на второй день.
Который уже тур смотрю нашу лигу - как будто заело, все одинаковые. Как вот эти выступления несколько десятков лет назад. Не все можно понять, но, насколько понимаю, мало кто и старался.
На прошлой неделе я слушал по радио Спорт FM выступление исполнительного директора РФПЛ Сергея Чебана, где факультативной стала тема посещаемости. Коллега Борзыкин пишет об этой катастрофе регулярно, почитайте его блог.
Сергей Владимирович говорит много, но неубедительно. Смысл там один и тот же раз за разом - построим стадионы, вот-вот, а так клубы работают хорошо.
Свернем от лирики к физике. Недавно, чему я был несказанно удивлен, клубы лиги избрали на пять лет Сергея Прядкина - главой РФПЛ. Не избранию удивлен (дипломатические способности Сергея Геннадьевича известны), а единогласному мнению. То есть даже тульский «Арсенал», который ранее высказывался разгромно, промолчал.
Но вот что я бы хотел сказать. Мы уже около года слышим о том, что некая компания разрабатывает какой-то документ по развитию РФПЛ. Ноль конкретики. Мне представляется, что главным делом на ближайшие пять лет для лиги должно стать повышение посещаемости. Не строительство стадионов, не результат. Главное - именно интерес людей.
Не надо кивать не стадионы. В Черкизово нормальная арена, там метро в пяти шагах, там сейчас есть парковки. И - 14 тысяч болельщиков.
В Химках хороший стадион.
Просто то, что сейчас предлагает лига, клубы - неинтересно аудитории. Как-то Евгений Серафимович (он, напомню, тренировал одно время команду артистов) рассказывал о практике в шоу-бизнесе.
«Зовут артиста, сразу оговаривая неустойку за сорванный концент, если не соберут зал, -- говорит Ловчев. - И иногда действительно не собирают, платят артисту, чтобы тот не приезжал, потому что невыгодно».
Вы не задумывались, что вот эти цифры - полторы тысячи на игре Урала, четыре в Казани, 14 тысяч в Черкизово - это и есть неустойка «чтобы не приезжали».
Падение интереса объяснимо. Если не брать пиар-составляющую (а я бы мягко сказал, что ее просто нет - по-моему, за ВСЮ весну московские клубы РФПЛ не провели и пяти открытых тренировок), то само зрелище в целом слабое. Просто неинтересно. Много иностранцев уехало, наши слишком сытые, чтобы выплевывать легкие каждый матч. А сама система (вот то, о чем я говорил вначале - про менеджера по продажам) не заточена на то, чтобы футболист зависел от результа своего труда. В лигу прокрался вирус безразличия - как-то эту фразу запустил в народ работавший тогда в сборной Михаил Гершкович.
Но вернемся к Чебану. Я имею привычки собирать всякий футбольный хлам - программы развития, обещалки, которые давали люди-инициаторы идиотской системы осень--весна (как там, кстати, много народу ходит на интригующий финиш сезона на хороших-то полях?), проекты.
У меня есть ежегодник РФПЛ по итогам сезона-2008, в котором исполнительный директор лиги Сергей Чебан рассказывал о перспективах и ставил задачи на несколько лет вперед. К сожалению, по посещаемости этот документ не дает ориентиров. А вот по деньгам, по прибыли лиги - все вполне конкретно.
Итак, главная задача второго этапа развития РФПЛ (2010-12 годы)
-- ... увеличить ежегодный доход премьер-лиги до 200-250 миллионов долларов США (при неблагоприятной ситуации в экономике -- до 150-200 миллионов долларов США).
Как вы думаете, достигнут ли этот уровень? Но Сергей Чебан продолжает занимать один из самых высоких постов в лиге и говорить о развитии.
Вот еще одна цифра из его доклада. Посещаемость матчей РФПл в 2006-07 годах составила 13 104 человека. Логично предположить, что посещаемость не должна как минимум упасть. Сейчас она около 10 тысяч. Минус 2-3 тысячи человек.
На мой взгляд, самой главной задачей РФПЛ, клубов является повышение посещаемости матчей. Лига стала слишком сытой и не зависящей от результатов своего труда.
Как вы думаете, написал ли Сергей Чебан в новом проекте развития (а полагаю, без его участия составление документа не обошлось) конкретную желаемую цифру посещаемости?