Воспитанник "Локомотива" рассказал "СЭ" о своем переходе в голландский "Витесс"
Напомним, в конце прошлого года 19-летний нападающий отказался подписывать новый контракт с железнодорожниками. Президент московского клуба Ольга Смородская тогда в резкой форме раскритиковала нападающего, сказав следующее: "10 лет мы с ним работали. Растили как футболиста. Он и его семья жили у нас в интернате. Обоих родителей устроили на работу, всем обеспечивали. Пришло время заключать контракт, и тут возникает его агент с простым и понятным тезисом: "А зачем тебе "Локомотив"? Найдем более крутое место".
- Когда возник вариант с "Витессом"?
- В конце прошлого года. В компании ProSportsManagement, которая занималась переходом, сказали, что нужно приехать на просмотр в начале января. Про подписание контракта поначалу даже речи не шло.
- Как проходил просмотр?
- Уф… Было тяжело. Тренировки очень интенсивные, много работы с мячом. Принял участие в двух контрольных матчах. В одном провел на поле один тайм, в другом - чуть больше. Забил по голу, отдал результативные передачи. Видимо, приглянулся тренерам.
- Не смущает, что контракт рассчитан всего на полгода?
- Ничего страшного. Главное - доказать свою состоятельность за отведенное время.
- Чем отличаются ваши функции на поле в "Витессе" по сравнению с "Локомотивом"?
- В принципе, тренер требует примерно того же самого в атаке - либо действовать на острие, либо смещаться на фланг. А вот что касается обороны, то здесь нужно активно прессинговать на чужой половине поля и при потере мяча сразу вступать в отбор. В "Локо" начали это практиковать только под конец моего пребывания в клубе.
- На каком языке общаетесь с тренерами, партнерами по команде?
- На английском. Учил его в школе, где-то еще песенки послушал (смеется). Уже и некоторые голландские слова понимаю.
- Давайте о наболевшем: когда решили для себя, что из "Локомотива" нужно уходить?
- Примерно за неделю до конца контракта.
- Главная причина, по которой не подписали новое соглашение?
- Я очень хотел оказаться в основном составе. Но понимал, что шанса мне не дадут. Не хочу винить руководство "Локо". Это их право определять состав главной команды. Просто хотел дальше расти и развиваться как футболист.
- С Миодрагом Божовичем не обсуждали свое будущее в команде?
- С Божовичем - нет, а вот с Кучуком разговаривал. Однако никакой конкретики не было. Леонид Станиславович хвалил, сказал, что скоро начну постоянно тренироваться с основой. Но... Удивляет, когда тебе говорят, что ты уже способен защищать цвета клуба в премьер-лиге, а в итоге продолжаешь работать в дубле... Зачем нахваливать? Не проще ли прямо объявить, что я пока не тяну и посоветовать, в чем необходимо прогрессировать. Тогда и вопросов никаких не возникло бы.
- Считаете, что уже созрели для основы "Локо"?
- Голословно утверждать не берусь. Все проверяется в бою - на тренировках, в играх. Мне такого шанса не предоставили, поэтому решил попробовать себя на другом уровне, в "Витессе".
- И все-таки, может, стоило еще немного потерпеть? В том же "Локомотиве" редко, но складывается ситуация, когда тренер вынужден прибегнуть к помощи ребят из молодежки. Пример тому Алексей Миранчук.
- Не было смысла ждать. Любой человек должен прогрессировать, если хочет чего-то добиться. В основе действительно оказался только Леша Миранчук. Ему дали шанс еще при Славене Биличе, когда многие игроки получили травмы. То есть возник форс-мажор. Он им воспользовался. Не всем так везет так, как Алексею. О своем решении не жалею.
- А на слова президента "Локомотива" Ольги Смородской о неблагодарности обиделись?
- Никаких обид нет. "Локомотив" дал мне многое, я провел в клубе почти 10 лет. Слова президента… Она выполняла свою работу. Каждый вправе говорить то, что считает нужным.
- Правда, что вы отказались переходить в "Спартак" и "Кубань"?
- От "Спартака" никаких предложений не было. Может быть, мой агент общался с представителями клуба. "Кубань" действительно на меня выходила.
- Почему ответили отказом?
- Хотел уехать в Европу.
- Ни разу не разговаривали с руководством "Локомотива" по поводу вашей аренды в другой российский клуб?
- Общались на эту тему. Но если бы ушел, то скитался бы по арендам аж три года! Мне это не подходило. А в "Локомотиве" я себя уже не видел.
- Вы говорили, что в молодежной команде в месяц получали 37 тысяч рублей. Какую сумму вам предлагали в случае переподписания контракта?
- Не хочется озвучивать цифры. Наверное, неправильно обсуждать контракт, от которого в итоге отказался. Предлагали больше денег, этого отрицать не буду. Поймите меня правильно: в "Витесс" уехал, чтобы играть в футбол, не ставлю перед собой цели стать бизнесменом.
- В общем, поговорка "молодым везде у нас дорога" - это не про чемпионат России?
- К сожалению… Вы просто сравните средний возраст игроков в чемпионатах России и Голландии. Возможно, в Нидерландах уровень исполнителей во многих командах ниже, чем в том же "Локо". Однако в сборной постоянно появляются новые лица.
Почему у нас не доверяют молодым? Вопрос риторический. Как правило, тренеры считают, что у юного игрока нет опыта, он будет нервничать на поле, "пожарить". Такая вот жестокая объективная реальность.
- Вернемся к Голландии. Потихоньку осваиваетесь?
- Да. Арнем - маленький, спокойный городок. С Москвой его, конечно не сравнишь. Но, в принципе, комфортно.
- В "Витессе" играют два грузина и один украинец. С ними общаетесь больше всего?
- Нет. Общаюсь со всеми ребятами из молодежной команды на английском языке.
- Какую цель ставите перед собой на ближайшие полгода? Может быть, по примеру Дмитрия Булыкина поборетесь за звание лучшего бомбардира чемпионата?
- Думаю, у каждого свой путь. Я пойду своей дорогой. Надо себя проявить, доказать, что чего-то стою в футболе.
Виталий АЙРАПЕТОВ