Начало 2000-х годов в российском футболе — период расцвета сёминского «Локомотива». Железнодорожники, считавшиеся до этого пятым колесом в телеге московских клубов, наконец-то выбились в элиту и стали регулярными претендентами на титул. Одним из творцов успеха той команды был южноамериканский легионер Джейкоб Лекхето.
15 лет назад он неожиданно скончался…
Большая работоспособность
Лекхето рос в пригороде Йоханнесбурга в годы апартеида, так что назвать его детство легким назвать нельзя. В районе, где жила семья Джейкоба, царила криминальная обстановка с постоянными перестрелками и уличными убийствами. От тяжёлой жизни спасал футбол. Всё детство Лекхето провёл во дворе, играя за любительские команды. Лишь в 18 лет ему удалось подписать свой первый профессиональный контракт. Талантливого защитника разглядели скауты клуба «Морока Свэллоуз».
Источник фото: Getty Images
В южноафриканском клубе Лекхето в итоге провёл пять лет. Полностью гладкой карьера на родине не получилась: Джейкоб несколько раз попадал в скандалы. Однажды он вместе с партнёром по команде провёл весёлый вечер в компании девушек, а наутро обнаружил, что те обокрали гостиничный номер. В другой раз Лекхето и ещё два футболиста клуба отказались участвовать в национальном обряде перед матчем, за что были исключены из основы на несколько игр.
В 2000 году главным тренером «Свэллоуз» стал россиянин Виктор Бондаренко. Именно он порекомендовал коллеге из «Локомотива» Юрию Сёмину присмотреться к своему левому защитнику. Сёмин присмотрелся и остался под впечатлением. Таких работоспособных футболистов в России ему встречать не удавалось. Вскоре был оформлен трансфер за смешные по нынешним временам 160 тысяч евро.
— Он вырос в Соуэто, предместье Йоханнесбурга, где самый высокий уровень преступности во всей Южной Африке. Лекхето прошёл богатую жизненную школу, и ему пришлось преодолеть немало трудностей. Но у него была цель — выбиться в люди. По характеру — как Чапай. Смелый, решительный, надёжный, — отзывался о Лекхето Бондаренко, слова которого приводит «Чемпионат».
На родине Лекхето отговаривали от перехода в «Локо». Рассказывали всякие ужасы о нашей стране: о криминале, о холодной погоде… Но Джейкоб решил рискнуть — и не прогадал!
Источник фото: Getty Images
Новый лидер
Много времени на адаптацию в московском клубе Лекхето не потребовалось. В первый же свой год в »Локомотиве» Джейкоб стал обладателем Кубка России, в котором реализовал послематчевый пенальти. Газеты восторженно писали о новом легионере чемпионата России, да и болельщики тут же прониклись любовью к Яше за его трудолюбие и позитивный настрой.
Даже если проиграли, мы поём, чтобы вернуть уверенность в своих силах. Таков менталитет южноафриканцев. Я хотел бы научить партнёров по «Локомотиву» такому же восприятию мира. Увы, они другие, — говорил Лекхето «Московскому комсомольцу».
В последующие годы Лекхето превратился в самого настоящего лидера «Локомотива». Забивал, раздавал голевые передачи и, конечно, брал титулы. После победы в чемпионате России 2002 года Джейкоб совершил своё легендарное восхождение на крышу базы в Баковке с кубком Премьер-лиги. Говорят, предлагал присоединиться самому Сёмину, но тот не захотел.
Летом 2004 года, когда Лекхето уже был обладателем всех возможных российских трофеев, клуб неожиданно объявил о его уходе. Причиной назвали семейные обстоятельства, при этом Сёмин подчёркивал: никто не ожидал, что Джейкоб захочет уйти. Впрочем, позиция левого защитника у железнодорожников была тогда укомплектована неплохо: могли сыграть и Дмитрий Сенников, и Сергей Гуренко. Чемпионат России удалось выиграть и без Лекхето, хотя в актив ему то чемпионство тоже, разумеется, записали.
Источник фото: ФК «Локомотив»
Две смерти
После отъезда Лекхето в СМИ начали появляться шокирующие новости. Якобы Джейкоб так резко сорвался с места из-за того, что узнал страшный диагноз — СПИД. Одни утверждали, что болен сам футболист, другие — что его жена. Вскоре девушка скончалась, а бывший одноклубник Лекхето Игорь Чугайнов рассказал, что она успела заразить и Лекхето. При этом в «Локомотиве» утверждали, что регулярно проводили тестирование футболистов на ВИЧ, и анализы южноафриканца всегда были отрицательными.
Возобновлять карьеру Лекхето не собирался. На родине он параллельно занялся бизнесом: вкладывался в недвижимость и собственный ресторан. При этом ударился в религию. Говорил, что возвращение в ЮАР было предназначено ему свыше, а деньги будут не нужны после смерти. Занимался Джейкоб и благотворительностью, создав в родном городе детскую команду, чтобы спасти ребят от ухода в криминал.
В феврале 2007 года стали появляться известия о смерти Лекхето. В России писали, что защитник погиб в автокатастрофе. Однако вскоре СМИ опубликовали видео, на котором живой Джейкоб обращается к болельщикам и просит не верить слухам. Многие отметили, что выглядит футболист не лучшим образом. Вновь начались различные догадки: от наркотической зависимости до СПИДа.
— Он сначала жену похоронил, у которой тоже был СПИД. Сам Лекхето резко сдал в последний год, исхудал сильно. Меня всегда вспоминал добрым словом за то, что рекомендовал в «Локомотив»: «Мистер, если б не вы, я бы так и жил в нищете, — рассказывал Бондаренко »Спорт-Экспрессу».
Источник фото: архив «Совспорта»
«Вторая» смерть Лекхето случилась 9 сентября 2008 года. На этот раз всё было совершенно точно, правда, о причинах произошедшего до конца так никто и не был осведомлён. Основной версией кончины экс-игрока »Локо» до сих пор считается СПИД. Из-за ослабленного иммунитета смерть мог вызвать любой вирус.
Впоследствии экс-голкипер «Локо» Сергей Овчинников скажет о Лекхето: »Ему надо было родиться русским». В нашей стране южноафриканца всегда будут вспоминать с теплотой и разочарованно цокать языком: он столько всего не успел!