Бывший тренер «Локомотива» Славен Билич о российском чемпионате.
— Следите за выступлениями бывших команд?
— Прежде всего я смотрю много матчей ведущих лиг, еврокубков. Безусловно, слежу и за теми командами, которые я тренировал.
— В курсе, что за последние полтора года у «Локомотива» уже третий тренер?
— Да-да, знаю. Хоть я и давно уехал из России, но у меня там оставались друзья. Тот же Чорлука, который только летом завершил карьеру. «Локомотив» — большой клуб, там нужен результат. В прошлом сезоне команда выиграла Кубок, надеюсь, в этом им удастся стать чемпионами.
— Удивились, что Чорлука провел в «Локомотиве» аж девять лет?
— Я был приятно удивлен. Иностранцу не так просто стать легендой клуба, а ему это удалось. Его достижение еще ценнее тем, что в современном футболе мало игроков, верных одному клубу. Ведран нашел себя в России, полюбил вашу страну, Москву.
— Еще один футболист, выступавший при вас в сборной, Ивица Олич лишь несколько месяцев потренировал ЦСКА и уехал.
— Знаю, о нем очень много писали в хорватских СМИ. Не в курсе, почему все так сложилось, но у Ивицы еще будет шанс попробовать себя в роли главного тренера. Сейчас он вернулся в сборную, где ему все знакомо. Вообще немножко удивлен решением ЦСКА так быстро уволить Олича. Насколько помню, этот клуб всегда доверял своим тренерам. Однако, повторюсь, не зная всех подробностей, трудно провести объективный анализ.
— У нас частенько ругают футболистов из-за больших зарплат, неправильного менталитета. Вам российские игроки какими запомнились?
— Не знаю, какие сейчас в России зарплаты, но в мое время они были достаточно большие. Но так ведь не только у вас, а во всем мире, особенно если речь о футболистах сборной. Я так понимаю, после неудачи на чемпионате Европы у вас снова критикуют национальную команду. Но я был на чемпионате мира в 2018 году в Москве, работал для английского телевидения. И мне было приятно видеть, как люди поддерживают свою команду, проделавшую отличную работу. Четвертьфинал такого турнира — это большое достижение как игроков, так и Черчесова. После Евро, как вы заметили, игроков стали критиковать. Я не против этого, но для меня дикость, когда люди всерьез рассуждают о том, хотят те или иные футболисты выступать за сборную или нет. Мне самому приходилось сталкиваться с такими вещами, и меня это всегда злило. Подобные разговоры — это оскорбление для любого спортсмена. Уверен: каждый российский мальчик, начинающий карьеру, мечтает однажды выйти на поле в футболке сборной. И так во всем мире.
— Вы за или против лимита на легионеров?
— Сначала был за лимит, но со временем чуть изменил свою позицию. Мне есть с чем сравнивать, поскольку я работал в разных странах: Турции, России, Саудовской Аравии. Если говорить о Турции и России, то в этих странах много талантов, есть деньги, но уровень их сборных слабее уровня местных первенств. Бывают исключения, как в вашем случае на Евро-2008 или чемпионате мира-2018, однако системности нет. Наверное, дело в том числе и в лимите, потому что у вас нет должной конкуренции. Российские игроки понимают: неважно, какой у них уровень, для них обязательно найдется место в заявке. Я участвовал во многих семинарах на эту тему и все больше приходил к выводу, что лимит ни к чему хорошему не приводит. Но, как и в любой жизненной ситуации, во всем есть обратная сторона. Поэтому я считаю, что нужен баланс. Полностью отменять лимит не стоит, однако можно его смягчить. Это мое мнение.