Был первым и остаётся единственным вратарём из Бразилии в истории РПЛ.
Это сейчас вратарь «Локомотива» Маринато Гильерме может прочитать стихи Пушкина для клубных соцсетей, послать куда подальше болельщиков «Спартака» и дать многочасовое интервью на русском языке, а 15 лет назад нельзя было представить бразильского голкипера не только в воротах сборной России, но и вообще в нашем чемпионате. Изначально его трансфер называли либо нелепой случайностью, либо большой ошибкой.
В 2007 году главным тренером «железнодорожников» был Анатолий Бышовец, а Юрий Сёмин занимал пост президента клуба. При нём селекционный отдел в лице Виктора Тищенко и Евгения Харлачёва получил задачу изучить южноамериканский рынок. Скауты присмотрели Брено, который затем ушёл в «Баварию», и Жоао Миранду, перебравшегося позже в «Атлетико». Велись предварительные переговоры с Лукасом Лейвой и Алешандре Пато, но оба отказались ехать в Россию и в итоге оказались в «Ливерпуле» и «Милане» соответственно. Была и совсем невероятная история — про Неймара.
«Мы были в Бразилии — шёл чемпионат одного из штатов. А тут карнавал начался. И что-то в «Сантосе» случилось — то ли основные игроки на карнавал собрались, а их не отпустили, то ли ещё какая-то причина — в общем, конфликт. Пришлось главному тренеру на матч выставить молодёжь. Ребята — 16, 17, 18 лет. Восемь или девять человек. Среди них — Неймар, Гансо, Данило, Алекс Сандро», — вспоминал Тищенко в интервью для «Чемпионата».
«Сантос» тогда попросил за Неймара 5 млн долларов, но Сёмин отказался давать такие деньги «за 16-летнего пацана».
Вообще Тищенко в Бразилии искал опорника. Приглянулся 23-летний парень из «Атлетико Паранаэнсе» — Эрандир. Его отправились смотреть в выездном матче с «Палмейрасом» в июне 2007-го. Хавбек на поле не вышел, а скаутам железнодорожников понравился другой футболист — Гильерме.
21-летний Маринато в том сезоне только дебютировал в чемпионате страны, а игра с «Палмейрасом» (2:0) стала первой для него «на ноль» на высоком уровне. Селекционеры отметили игру вратаря на выходах, прыгучесть и интересную технику. Высоко оценил навыки голкипера консультант «Локо» Руслан Нигматуллин, которому показали видео. Сам Гильерме называет тот матч своим лучшим в «Атлетико». Бразильца, по утверждениям Сёмина, после этого смотрели ещё несколько раз.
На тот момент в составе «Локо» уже было достаточно вратарей. В январе 2006-го потратили 2 млн евро на Элдина Якуповича, год спустя за 3 млн евро пришёл Иван Пелиццоли. Уже были в команде опытный Алексей Поляков, 25-летний Сергей Рыжиков и 19-летний Антон Коченков. Однако Гильерме всё равно решили купить. Перед отъездом в Москву бразилец успел провести за «Атлетико» ещё 18 матчей — это вся его взрослая часть карьеры на родине.
При этом у вратаря тем летом существовало два варианта — Россия и Турция. Перейти именно в «Локомотив» футболиста убедил его агент. Аргументы про большой город и хороший клуб сработали: Гильерме стал первым и пока единственным бразильским вратарём в истории чемпионатов России. Причём Маринато не скрывает, что приезжал в РПЛ заработать.
«Тогда я ехал в Россию за деньгами, как и многие другие легионеры. В Бразилии я в месяц зарабатывал 3000 реалов — это примерно 500 долларов. В Москве мне дали контракт в десятки раз лучше, зарплата 20 тыс. евро», — рассказывал вратарь в интервью на YouTube-канале «КраСава».
Сколько за Гильерме заплатили — тоже любопытная часть сделки. В Бразилии предложение «Локомотива» называли роскошным, и Юрий Палыч не постеснялся назвать цифры.
«Это не секрет — сумма сделки составляет 3,5 млн долларов», — признавался президент «Локомотива» в интервью для «Чемпионата» в августе 2007-го.
Правда, некоторые источники (в том числе портал Transfermarkt.de) настаивали, что «Атлетико Паранаэнсе» получил чуть больше 1,7 млн долларов. Возможно, кто-то что-то недоговаривает, а может, за латиноамериканцев уже тогда было принято платить большие комиссионные посредникам.
Для купленного за такие деньги футболиста начало карьеры Гильерме в «Локомотиве» складывалось очень непросто. Бышовца игрок не заинтересовал, тренер даже запрещал переводчику помогать легионеру на тренировках. Сменившему его Рашиду Рахимову бразилец тоже не нравился. А тут ещё две подряд травмы крестообразных связок… Но это уже совсем другая история.
Сегодняшний «Локомотив» без Гильерме представить очень сложно. А тот самый Эрандир, которого прилетали смотреть из Москвы, так никуда из Бразилии и не уехал — постепенно упал до низших лиг.