Сегодня тренерский штаб сборной России опубликовал список игроков, которые будут вызваны для подготовки к отборочным играм чемпионата мира-2022: с Мальтой (24 марта, Та-Али, 22:45 мск), Словенией (27 марта, Сочи, 17:00) и Словакией (30 марта, Трнава, 21:45 мск).
На пресс-конференции в Доме футбола Станислав Черчесов объяснил свой выбор.
— В сборной два дебютанта — Дюпин и Самошников.
— Мы знаем их давно. Смотрели и в 2020 году, кто себя проявляет и показывает потенциал. Плюс, были сборы в Турции у команд РПЛ, смотрели все игры. Дюпин и Самошников себя проявляли. Но еще раз: мы обратили на них внимание не вчера, а гораздо раньше. Другой момент, что год назад они боролись за одни места, то сейчас уже борются за еврокубки. Планка у них повысилась, уровень тоже. Плюс, здесь еще и мотивационный момент. Тот же Самошников вчера забил после того, как узнал о своем вызове в сборную.
— Зачем в атаке три одноплановых форварда, учитывая, что есть Смолов, который забивает?
— По Смолову согласен. Мы реально рады, что он вышел и забил в двух матчах в своей манере — после ухода вправо. Но, во-первых, есть Ионов, Жемалетдинов, Головин и Миранчук, которые могут сыграть второго нападающего. Во-вторых, у нас сейчас три игры. И у Смолова, как и у Баринова, будет возможность провести нормальный сбор с «Локомотивом», чтобы поддержать свою форму на высоком уровне, не сбить его вызовом в сборную (перелетами, восстановительными занятиями) и дать нам еще пищу для размышлений.
Надеемся, после этого перерыва он вернется в основу «Локомотива» и к чемпионату Европы мы будем рассматривать в полноценном статусе. А то он сейчас только на него выходит, а мы можем дернуть и притормозить.
— Кто принес больше жертв — вы Галактионову или наоборот?
— Никто никому жертв не приносил. Мы общаемся каждую неделю. Возможно, возник бы вопрос по Сафонову, но ситуация сама разрешилась, так получилось. С листа почти никто в сборной не играет. А выдергивать из молодежки тех, кто попал на чемпионат Европы… Если бы у нас была стопроцентная уверенность, что какой-то игрок приедет и сыграет за основу, то этот игрок бы у нас был. У нас есть обойма из тех, на кого мы обращаем внимание. Уверен, в будущем они будут за нас играть.
— Каково состояние Марио Фернандеса?
— Когда все случилось, показалось, что там что-то серьезное. Но оказалось, что ушиб. Хотя на фото выглядело страшновато. К счастью, перелома нет. Поэтому надеемся, что все будет нормально. Врачи с ним на контакте.
— Объясните вызов Жирова, чья команда идет в зоне вылета второй Бундеслиги.
— Мы оцениваем не команду, а готовность игрока. И анализируем пищу, которую он оставил по прошлым сборам. Мы ему что-то подсказали, делаем для себя выводы, как и он сам. В плане готовности и мобильности, индивидуального уровня вторая Бундеслига заставляет игрока быть на высоте.
Опять же, мы берем вопрос Жирова в контексте с его конкурентами. Опережая ваш вопрос про Кутепова: он один матч провел, полгода не играл. Не знаем, что в следующие полгода будет.
Почему Нойштедтер? Он все игры на сборах провел, в чемпионате появился в двух играх. Больше игровой практики, плюс мы его знаем.
Есть Дивеев и Евгеньев в молодежке. Дай бог, чтобы они прошли в финальную часть чемпионата Европы. Выбор есть.
— Вызов Дюпина означает, что доверие Гильерме после 0:5 от Сербии упало?
— Доверие не упало. Плюс, дело не только в 0:5 — там объективно был отрезок и в чемпионате, и в Лиге чемпионов, который Гилерме не провел на определенном уровне. Но мы вызывали его в сборную.
Мы никогда не делаем резких движений: сегодня ты в одном состоянии, завтра в другом. Игроку тоже полезно со стороны оценить свою ситуацию. У нас будет возможность поговорить с ним в Сочи, так как «Локо» будет тренироваться рядом.
— У Головина хорошая пресса, но он вообще не проводит полные матчи.
— Он много пропустил из-за травмы. А это дает преимущество его конкурентам. Но нас радует, что он свои минуты вырывает. Это плюс большой. Саша с характером, он ничего никому просто так не отдаст. Ковач объективно подходит к ситуации.
— Похожая ситуация у Миранчука.
— Миранчук — игрок, который находится в обойме сборной. Информации у нас достаточно. Понятно, что в клубе он мало играет, но даже этих минут достаточно, чтобы заметить трансформацию в его игровых качествах. На дистанции понять это сложно. Прилетит в сборную, мы еще переговорим с ним.
Решал ли я с ним ситуацию с «золотым активом»? Это он должен играть, забивать, отдавать, проявлять себя. Мы свои посылы даем, а сейчас он в сборной. Приезжай и доказывай свою состоятельность. И доказывай свою состоятельность там — в клубе.
— Как себя чувствует Жирков?
— Он провел хороший сбор в Дубае. Мы с ним на связи. Есть МРТ, которое подтвердило, что у него нет ничего серьезного. Приедет на сбор, ситуативно все решим. Есть три матча, и игрок такого уровня нам может помочь. Мы знаем, что физиология бывает разная.
— Осенью была неприятная история с травмой Соболева, но сейчас он в огне. Вы видите в нем конкурента для Дзюбы?
— Для этого они играют, а мы стараемся все разглядеть. Кстати, кто знает, что было бы, если бы он тогда не получил ту роковую травму — может, до сих пор бы его не прооперировали… А сейчас он здоров и, как вы сказали, в огне. А тогда, видимо, ему колено мешало. Получается, вызов в сборную подтолкнул к операции. Хотя мы ему травму не наносили.
Та ситуация нас удивила, потому что все знали, о чем идет речь. Мы стараемся никому не навредить.
— Соболева критиковал Олег Романцев — за то, что много падает.
— Падать иногда полезно. Как говорил Владимир Маслаченко, это маленькие футбольные хитрости. Но я понимаю, о чем говорил Олег Иванович. Если бы Соболев был маленьким игроком, это было бы не так заметно, а тут игрок больший, всем бросается в глаза. Мы это видим, мы ему уже про это подсказывали. И еще обязательно переговорим.
— Вы сказали о конкуренции в атаке, но заранее вызвали Дзюбу и объявили, что он будет капитаном. Все это произошло в тот момент, когда у него было 0 голов в 2021 году.
— Вот вы сами и ответили на вопрос. Я сказал [про вызов Дзюбы] — и он сразу забил. Меня тогда спросили — я ответил. Если бы не спрашивали, я бы не отвечал. Я сказал — Дзюба забил. Значит, все было сделано правильно.
— Как оцените ближайших соперников?
— У нас достаточно крепкая группа. Мальтийцев уже изучили и подготовили нарезки для игроков. Обученная команда, крепкая. От Словакии и Словении тоже знаем, чего ждать. Правда, в наше время никогда не знаешь, что покажет ПЦР. Готовишься к одному, а получаешь другую. Несколько раз было, что утром игрок здоров, а потом выясняется, что играть не может.
— Кстати, в начале февраля писали, что вы выступаете за то, чтобы всех игроков сборной вакцинировали.
— Я никогда не говорил, что надо вакцинироваться. Кто-то это написал от себя, но от меня таких слов не было. Я для себя вакцинировался. А кто как будет действовать… Я же не могу настаивать в таких вещах.
— Но вам было бы спокойнее, если бы футболисты сделали прививки?
— Мне спокойнее, если бы футболисты делали то, в чем они сами уверены. Такие поступки нужно совершать самому, а не делать из-под палки.
— Что за ситуация с матчем с Мальтой, которой могли перенести?
— Ситуация простая: правительство объявило локдаун. Из-за этого возник вариант с переносом матча на нейтральное поле. Но зачем это делать, если мы можем просто поменяться кругами и сейчас принять их в Сочи? Мы такую идею предложили, она им понравилась, но в последний момент правительство разрешило проведение матча. Поэтому никаких проблем нет.