Казалось бы, что классными видео-роликами в след уходящим из клуба футболистам «Локомотив» позавчера простился с «черным июнем», по ходу которого произошло недопонимание в ситуации с трансфером Мурило и обнародование исключительной по своей некомпетентности абонементной программы.
Но, как мы знаем, «после дождя всегда приходит солнце». Вот и на смену июня пришел июль. А лучше не стало. Стало только хуже. История Хвичи Кварацхелии в «Локомотиве» - это ужас. Кажется, что этого не может быть. Но так есть. В течение последних суток болельщики «Локомотива» гадают о причинах ухода Кварацхелии из команды после окончания арендного соглашения. Обвиняют в изрядных финансовых аппетитах игрока, его отца и агентов. И каждая из этих версий имеет право на жизнь.
Вот только все эти варианты – это следствие. А главное в этой дикой истории – это причины. И причины эти на поверхности: руководители «Локомотива», подписывая арендное соглашение с перспективным футболистом, не прописали в этом самом соглашении фиксированное право последующего выкупа игрока. Как такое возможно? Ответа нет.
Я уверен, что с гендиректором «Локо» Василием Кикнадзе в этой истории сторона футболиста повела себя некрасиво, не по-мужски. Образно выражаясь, очень вероятно, что гендиректора кинули, не ответив за свои слова. Все это так. И по-человечески Кикнадзе жаль. Более того, я выражаю Кикнадзе респект за то, что он не пошел на поводу у стороны игрока и не стал подписываться под необоснованное увеличение финансовых запросов. Вот только футбол сегодня – это бизнес. А в бизнесе принято все договоренности отражать на бумаге. Если не отразил – значит, ты плохой бизнесмен. «Ничего личного, only business».
Немного фактуры. Хвичу Кварацхелия Юрий Семин предлагал приобрести еще прошлым летом. Но трансферы игроков до 18 лет запрещены. По футболисту была проведена работа. Разговаривали по кандидатуре Хвиче в том числе с президентом Федерации футбола Грузии Леваном Кобиашвили, который большую часть своей карьеры провел в «Шальке». Кобиашвили очень лестно отзывался о Кварацхелии.
«Локомотив» взял Хвичу в аренду при первой законной возможности – в феврале текущего года, когда футболисту уже исполнилось 18. Вот тут-то и был заложен детонатор. Руководители «Локо» подписали арендное соглашение, не прописав при этом право первоочередного выкупа. Такое можно представить, когда берут совсем сырого игрока. Но здесь Хвичу вели, и инициатива приобретения исходила от главного тренера команды.
Естественно, Семин, получив в свое распоряжение симпатичного ему игрока, этой весной принялся максимально активно вводить Кварацхелия в состав. Только-только появившись в команде, Хвича сыграл в 10 матчах весенней части сезона. Это говорит о безграничном доверии к футболисту со стороны тренера. Скажу за себя – лично я не являюсь большим поклонником таланта Кварацхелии. Считал и считаю, что, так демонстративно поставив в состав юного новичка, можно разрушить внутриклубную иерархию. При наличии весьма успешной в вопросе подготовки футболистов «Казанки» сделать такой резкий акцент в сторону Хвичи – это, на мой взгляд, спорное решение. Но мы предполагаем, а главный тренер располагает. Все это говорит о том, что Семин видел в Кварацхелии безграничный потенциал для роста уже здесь и сейчас. Под Лигу чемпионов.
Поэтому реакция Юрия Павловича понятна: «Я был уверен, что мы подпишем полноценный контракт. Он суперталантливый парень. За эти полгода, что он с нами провёл, мы много работали, много труда вложили в его развитие. Из-за его ухода у меня слёзы потекли». Семин выдал Хвиче такой карт-бланш, который не выдавал ни одному футболисту «Казанки». Это была очевидная ставка.
Финансовые условия в «Локомотиве» после руководства в исполнении госпожи Смородской в последние три года были такие, что арендные соглашения для клуба – привычная история. И Семин видел очевидную последовательность. Юрий Палыч за эти годы уже делал ставку на арендованных футболистов – именно в таком статусе в команду приходили те же Соломон Кверквелия, Эдер, Гжегож Крыховяк. И все они, проявив себя в команде Семина, были впоследствии выкуплены. Осечек не было. Вот и не мог главный тренер ожидать такого подвоха. Потому и говорит Юрий Палыч совершенно искренне про слезы – от неожиданности.
И вопрос тут, вероятно, даже не в агентах юного грузинского дарования. Все-таки агентам на этом рынке еще работать, а так поступать с большими клубами не принято. Есть ощущение, что сильные мира сего представители «Рубина» (вплоть до руководителей республики) решили сыграть еще хитрее, и в обход агентов футболиста провели психологическую финансовую атаку на отца футболиста. А далее были разрыв соглашения с предыдущим клубом Хвичи «Рустави», подписание хорошего личного контракта и серьезные отступные напрямую в семейную казну Кварацхелии. Но это лишь мысли вслух.
Всего этого можно было избежать, добавив в арендное соглашение Хвичи один-единственный пункт – о праве выкупа. И сейчас бы «Локомотив» за четыре дня до старта сезона не понес бы ни имиджевые, ни физические потери, а спокойно готовился бы к игре с «Зенитом» и к последующему старту в чемпионате страны, а затем и в Лиге чемпионов. Но есть то, что есть. Увы.
А я хочу лишь напомнить, что на сегодня в футбольном клубе «Локомотив» отсутствует позиция спортивного директора. Еще в марте на встрече с журналистами гендиректор «Локо» Василий Кикнадзе так прокомментировал свое решение по этой теме: «Спортивного же директора в ближайшее время не будет. Эту должность оставляю за собой. В течение полугода, года или даже больше спортивного директора не будет. Это достаточно нежная тема. Хочу полностью понимать, что происходит на спортивном рынке во время переходов. Поэтому контролировать всю эту ситуацию до конца буду я. И отвечать перед советом директоров тоже буду я».
История с Кварацхелия, вероятно, добавила клубному руководству понимания о том, что происходит на спортивном рынке во время переходов. Жаль только, что в качестве экспериментальной площадки был выбран футбольный клуб «Локомотив» Москва.
Автор блога: Александр Иванов