Не спешите ставить дизлайки, этот заг — всего лишь пародия на кликбейтные названия роликов проспартаковских журналистов и блогеров, которые активизировались в последнюю неделю. Сало шкварчит и брызжет со всех сторон, так что предлагаю обсудить вот что: существует ли еще спортивная журналистика, как таковая? Скажу своё мнение, как человек с кухни, отвечавший в своё время и за мытье посуды, и за вынос мусора и даже за подачу блюд. Сейчас же, увы, спортжур кормит аудиторию исключительно лишь дерьмом.
1. Матч ТВ работает по принципу гламурных и светских редакций, ведущие тратят больше времени на мейкап, чем на прочтение материала и изучение темы передач. Часть журналистов — студенты и блогеры, часть — девушки, на которых первые дрочат. Также на канале остался пул старичков: Генич, Черданцев. Первый, который имеет явные пристрастия к стеклотаре, давно забил на политику и подковерные игры и просто говорит какие-то слова во время репортажа, иногда они относятся к матчу и получается удачно, иногда нет, ну и хрен с ним. Георгий, гуру прогнозов, Черданцев тихо нашептывает мантры в пользу своего любимого клуба, не забывая повторять мемы из 2008 года своего же собственного сочинения. Слушать сложно. А еще на Матче есть Шнякин, Гутцайт, Нагучев и ещё несколько человек, чьи фамилии вряд ли помнит даже бухгалтер телеканала. Невзрачные и пустые люди, которых все путают. Верховодят этим всем бывшие руководители глянцевых журналов и редакторы ток-шоу, поэтому футбол на телеканале мертв, как последний настоящий комментатор в стране, ушедший недавно. С главным спортивным телеканалом страны разобрались. И это без анализа некрасивых историй, после которых Матч стали называть Срач и Газпром ТВ. Об этом все наслышаны.
2. Советские СМИ, Рабинер и прочие динозавры
Тут все просто: вместе с Союзом в историю ушла партия, вместе с партией — интересы отдельных отраслей и сфер жизни, а вместе с ними — те, кто эти интересы поддерживал, пускай и на уровне статей в спортивных газетах. Теперь журналисты старой закалки ругают все новое, боготворят тренеров старой школы и пишут оды своим личным друзьям и соседям по даче (не в обиду Палычу и Рабинеру, но это тоже далеко от журналистики и профессионализма). Кто это читает? Такие же мастодонты и новые, молодые леваки. Потому что суть всей этой советской журналистики в том, что когда-то было лучше, а сейчас плохо, даже когда хорошо. Любую повестку все эти поросшие мхом и устланные слоями пыли редакции отрабатывают через призму своего опыта (который нарабатывался в совершенно другой стране, других условиях и другом рынке), а от слов голкипер, корнер и рефери у них начинается эпилепсия. Словом, тут журналистика если и есть, то былинная, музейная и совершенно неактуальная.
3. Инсайдеры и телеграмщики
Главным образом, нужно понимать одну вещь: телеграм-канал может завести кто угодно, абсолютно. Будь ты Илья Геркус или домохозяйка любовницы Федуна. Отсюда два фактора: вседозволенность и непроверенность. Но соцсети — вещь уникальная. Тут все верят всем, а если не верят всем, то верят тем, кто тоже не верит всем. И это единственный фильтр информационного потока. Рожей вышел — буду ему верить. Болеет за мой клуб — прислушаюсь к нему. Только вот все как-то забыли, что все эти блогеры и якобы расследователи какой-то правды — такие же люди, как мы с вами, только либо отбракованные из хоть сколь бы то ни было проф.СМИ, либо те, кто туда попасть не смог вовсе. Ну и, само собой, Нобель. Звезда. О таких, как он далее.
4. «Источники, знакомые с ситуацией»
Как создаются новости и инсайды? Многие думают, что это очень просто: один спросил у другого, тот ответил, первый написал. Бах — публикация. На самом деле, открою вам секрет: журналистика, даже в таком полумертвом состоянии, как сейчас, это целое приключение. Пьянки, вписки, дни рождения — под градусом создаются самые великие опусы и откровения. Слежки и агенты — такое реально есть, это не сказки — есть у каждого второго в каждом втором клубе (не футбольном, а ночном), в каждой больнице и массажном кабинете, поэтому инфа льется отовсюду. Кто же такой этот «источник»? Да кто угодно. Хоть жена футболиста, хоть охранник менеджера, даже бармен клубного заведения. Все хотят разжиться деньгами, слив сенсацию. Поэтому слухам верить не стоит. Особенно тем, что написаны по источникам.
5. Журналистика жива?
И да, и нет. Она попала в чудовищную аварию, пролежала долгое время в коме, а затем осталась овощем с основными опорно-двигательными функциями, но без самого главного: творчества. Все заменили сенсации, кейсы, продакшны и прочее. И не подумайте, я не ворчу, как какой-то дед из «Совспорта». Суть не в новшествах и новых технологиях, а в том, что их заполучили му*аки. Абсолютные му*аки, которые получили дипломы (или даже не получили), а потом им принесли мешок денег и сказали: «вставай на колени». И му*ак встал. Потому что, и правда, чего стоять то. Так удобнее. А кто пришел? Да какая к черту разница! Инвестор, спонсор, папик, поп, президент (не страны, конечно, клуба), а может и вовсе губернатор какой. И потом этот му*ак, с айфоном и телеграмом, пишет себе в резюме о том, что случилось. «Встал на колени, открыл рот и...», нет, так немодно. Пацаны за кальянами не поймут. «Запустил удачный кейс». Воооот, так лучше.
Напишите в комменты, кого из современных журналистов вы считаете качественными и толковыми? Мне лично будет очень интересно!