Председатель СД ФК «Локомотив» Анатолий Мещеряков сделал заявление о том, что принято принципиальное решение о реконструкции стадиона, введённого в эксплуатацию в 2002-м году.
— Решение назрело, ожидалось. Я очень люблю этот стадион, с ним связано много добрых воспоминаний, но, если исходить из прагматичных соображений, то жалеть не о чем: арена морально устарела, имеет множество скрытых и явных дефектов, а после ЧМ-2018 перешла в разряд ветеранистых сооружений.
Что стоит за словом реконструкция? Останутся ли прежние несущие конструкции — вот в чем принципиальный вопрос.
В университете я был аттестован по курсам ПГС, ГТС и «Инвестиции в строительство», поэтому намерен разглагольствовать со знанием дела. Обширные инвестиции в устаревший спортивный объект — тупиковый и неэффективный путь. Считаю, что в РЖД должны аккумулировать все возможности и принять решение о СНОСЕ главной арены и строительстве новой. Строительство может занять года три, в таком случае клубу предстоит история с арендами. Земля и стадион в Черкизове принадлежат именно ж/д структуре, она вправе распоряжаться этим объектом по своему усмотрению. Снос и строительство нового объекта — очень большие деньги, но в рамках 20-30-летнего инвестиционного периода вложения наверняка будут оправданы при условии заинтересованности компании в развитии и долгосрочной поддержке футбола.
Десятки актуальных проектов РЖД не идут ни в какое сравнение по стоимости со строительством стадиона. Между тем «РЖД Арена» сегодня — летний стадион, выстроенный по технологиям 1990-х годов. Архитектура — девяностые, и никак иначе. Весьма умеренная вместимость, неразвитая энергосеть на территории, узкие коридоры, маленькие раздевалки, минимум комфорта для зрителей на трибуне, наконец, дорогостоящая и прохудившаяся крыша… Это нельзя улучшить кардинально. Проще сломать и построить новое.
Можно долго вспоминать о недостатках и придираться. Но это ни к чему. Мне неоднократно доводилось поднимать бокал за труды Николая Аксёненко — сотрудники клуба по сей день ему благодарны за стадион. Но! По-хорошему, повторюсь, всё это лучше не реконструировать, а ломать под самый фундамент, как уже 20 лет уничтожают в Москве пятиэтажки.
Да простой пример. Офис клуба — подтрибунка. Если сидишь во время матча в кабинете — всё дрожит, потому что Юг дружно скачет.
Спустя 10-15 лет владелец объекта все равно придёт к неотвратимости сноса. Потому что требования к стадионам, возможно, уже не позволят принимать матчи ЛЧ, да и публика будущего будет иначе формулировать свой минимум комфорта.
В общем, философия вопроса такова. Если компания с клубом надолго, и существует соответствующая политическая воля, — то быть новому стадиону. Сомнения, отсутствие политической воли, недостаток средств на мегапроект — латание дыр. В таком случае стадион не сможет выйти на уровень объектов ЧМ-2018, и уже очень скоро о частичной реконструкции начнут горько сожалеть.
Но самое главное: какое бы решение ни приняли — не стать бы вторым «Крестовским», — написал Андрей Бодров в своем телеграм-канале «Бодрость духа».