Главный тренер хабаровского СКА — о поисках нападающего, езде на «БелАЗе», собственной хитрости, манежах с отключенной вентиляцией, охоте с Лоськовым на лося и отличиях Евсеева-тренера от Евсеева-игрока.
От Хабаровска до турецкой Антальи 10 тысяч километров. Для идущего в ФНЛ на 12-м месте СКА — не крюк. Главный тренер разрешил игрокам взять на сбор семьи, надеется, что отблагодарят очками. Тренировки, матчи, кумкваты на ветках, сладко сваренный кофе в лобби. Все хорошо.
— В СКА вы сменили Сергея Передню. Приходить на живое место — тонкий момент?
— Не знаю, живое или еще какое. Поступило предложение от руководителя клуба Аркадия Мкртычева. Ночь размышлял, утром дал добро. Думать надо было быстро, через три дня предстоял матч с «Лучом». Успел прилететь в Хабаровск, познакомиться с командой, отправиться во Владивосток.
...
— 15 миллионов от «Локомотива» за перенос прошлогоднего матча из Перми в Черкизово не помогли?
— Получается, нет. Хотя мы так и не поняли, почему нам две игры перенесли, а следующие матчи на своем стадионе играть разрешили.
— Как это?
— Ровно так. Сыграли с Тулой на нейтральном в Уфе, потом домашний матч с «Локомотивом» в Черкизово, и через две недели вернулись в Пермь играть с «Рубином». Хотя за это время с полем мы ничего не делали. Получается, захотели — так, не захотели — этак. А с переносом ситуация простая. Дома играть нельзя. После «Локомотива» в календаре Хабаровск. Предложил руководству: поехали на Дальний Восток, там встретимся с «Локо», хозяевами и «Рубином», три матча за две недели. Но руководство подсчитало — сборы в Хабаровске выйдут дороже, чем тренировки в Перми. А тут еще «Локомотив» за перенос деньги предложил. Сначала 10 миллионов. Говорю исполнительному директору: «Маслов, требуй двадцать!» Сошлись на пятнадцати. Для «Амкара» — хорошая сумма.
— Проиграв, Юрий Семин сказал: «Евсеев хитрый, назначил игру на два часа дня сразу после паузы для сборных». Вы хитрый?
— Конечно, учел этот фактор. По себе помню: перестроиться после выступления за сборную и обратной дороги тяжело. Из «Амкара» в национальные команды почти никто не вызывался, у «Локомотива» наоборот. Тогда еще матчи из-за президентских выборов отменили, так что мы почти три недели целенаправленно готовились к игре, а «Локомотив» только съехался и сразу на поле.
— Вы ведь и в первом круге «Локомотив» победили.
— А до этого на Кубок у них выиграли. В последние годы «Амкар» хорошо в Черкизово играл.
— Выездная модель?
— Отчасти. Дома хочется действовать агрессивнее, болельщики гонят. Но в «Амкаре» подбор игроков был под оборону: сначала отбиться, а там как пойдет. За счет этого на многих выездах удачно сыграли.
— Быть тренером лучше, чем агентом?
— Окунулся в агентскую среду, почувствовал — не мое. Коммуникабельности не хватает. Или изворотливости.
— Не все агенты коммуникабельны. Павел Андреев, например, редкий гость в публичной среде.
— Каждому свое. У одних клиентская база и так большая, другие собственную команду держат. Агент — специфическая работа. Хотя того же Кичина, который сейчас в «Енисее», я партнерам посоветовал, увидев на Кубке Гранаткина.
— Партнеры — это кто?
— Александр Маньяков и Олег Малежик. Вместе в школе «Локомотива» воспитывались, все родом из Мытищ. Первый продолжает агентствовать, второй в вузе преподает.
— Маньяков проспонсировал книжку, написанную вами в соавторстве с Игорем Рабинером. Приносит доход?
— Вряд ли Саня ее отбил. У меня и Рабинера открыты счета, иногда капают авторские. Отдаю Маньякову.
***
— Дружба с агентом в тренерской карьере помогает?
— Мне нужны качественные игроки, а чьи они, без разницы. Если поднимете данные, увидите: никому не делал преференций.
— В «Локомотив» вас звал кто-нибудь, кроме Ольги Смородской, предлагавшей работать с болельщиками?
— Попросил Вову Кузьмичева, возглавлявшего клубную академию, дать попробовать себя в работе с детьми. Две недели пробовал, потом Парфенов позвал помощником в Иваново. С детьми, кстати, понравилось, хотя не представлял себя в этой роли. Думал, терпения не хватит. Ничего, нормально. Теперь вижу, что и в профессиональных командах детей хватает.
— А я вас в работе с болельщиками не представляю.
— Заканчивал в белорусском «Торпедо», получил предложение из «Локо». Спросил, что буду делать. Смородская обрисовала конфигурацию: есть она, Алексей Смертин, Алексей Зини и я. Моя задача — доставлять информацию от руководства болельщикам, а от болельщиков — руководству. Быть связующим и сглаживающим звеном. Не знаю, что бы я там сгладил, но акцент, думаю, был сделан на то, чтобы погасить противоречия. Смородской тогда от болельщиков крепко доставалось.
***
— Вы ведь застали Спахича в «Локомотиве»? Боснийца с размытыми представлениями о нормах человеческого общения.
— За это и получил от Асильдарова. Сказал ему что-то, тот как дал — и нет Спахича, пошел плакаться руководству. Говнистый, своеобразный, но у меня с ним проблем не было. То ли боялся, то ли уважал.
— В чартерах футболисты порой просят пилотов порулить самолетом. Ваша тема?
— Неинтересно. Машины — мое, самолеты нет. И к оружию спокойно отношусь, хотя охоту люблю.
— Давно были?
— В декабре съездили с Лоськовым на лося. Под Смоленск. На меня не вышел, побоялся.
— Как Спахич?
— Не совсем. Стою на просеке, слышу, хрустит. Потом, видимо, учуял, свернул, на соседнем номере его и завалили. Мясо поделили, отдал родным. Но мясо не главное, на охоту езжу за общением и хорошей компанией. Когда меня Лоськов на это подсадил, семь лет никого подстрелить не мог, даже зайца. Лису как-то видел и кабанов, вот такая охота. Потом уже косуля на меня вышла. Попал.
***
— От себя самого 15-летней давности сильно отличаетесь?
— Прилично.
— Сняли розовые очки?
— Никогда их не надевал. Может, кто-то думал, что тренер Евсеев станет продолжением Евсеева-игрока. С криками, нервами и так далее. Но криком в тренерстве не поможешь, футболисту надо объяснять, а не орать.
— Как можно охарактеризовать ваш игровой стиль? Или он называется «от состава»?
— Правильное название. Конечно, есть свое видение. Когда пришел в СКА, попробовал модель, которая месяц не давала дивидендов. Пришлось перестраиваться, стали потихоньку набирать очки. В Турции работаем над комбинационным футболом, хотя все зависит от исполнителей. С чего начинаем, тем и заканчиваем: нужен нападающий.
— Давайте закончим символической сборной тех, с кем вы когда-то играли. Себя тоже можете включить.
— Естественно. Овчинников в воротах без вариантов. В обороне справа Хлестов, слева я, Никифоров и Онопко в центре. Полузащита — Цымбаларь, Лоськов, Титов под нападающими, Аленичев, Мостовой. В атаке Юран.
Евгений Дзичковский