Дождливым летом мы сидели в Тулузе, еще не пропитанной разочарованием от игры с Уэльсом, – группой комментаторов, работавших на Euro-2016 – и говорили о нашем футболе. Сборная, игроки, клубы, чемпионат, тренеры, президенты. Каждый что-то знал и каждый норовил сложить свои знания в общую пирамиду. Она выходила аккуратной, но не основательной, поскольку кроме фактов в ней были слухи и домыслы. Или даже можно сказать –
версии.
Самая интересная прозвучала, стоило завести разговор о потерях сборной. Мы цокали языками, качали головой и сокрушались так, как и должны были сокрушаться после травм Дзагоева и Денисова. Каждому из прочих в сборной, по нашему общему мнению, находилась замена, но только не им. И в особенности – Денисову, раз уж сборной предстояло играть от обороны. Мы говорили, как много бы для него значил этот турнир, после всех коллизий с "Динамо", после конфликтов со Спаллетти, Капелло, Это’О, Черчесовым и Кобелевым. Как он хотел играть, а сейчас…
Кто-то сказал, что это катастрофа. Закат карьеры для игрока, который когда-то был эталоном. Кому теперь играть в ФНЛ – и это в лучшем случае, поскольку с такой зарплатой другому клубу он будет вряд ли нужен. А в "Зенит", единственный клуб, а, может быть, даже не клуб, скорее стоило вести речь о городе, его уже не возьмут. Никогда.
Мы не учли одного. Удивительности нашего чемпионата. В котором каждый раз, когда вроде бы понятен статус-кво участников и давно расписаны роли, появляется кто-то, кому не хочется сидеть в тени.
Кто бы мог подумать летом, что возникнет новый "Локомотив"? Тот единственный клуб в России, который захотел взять Денисова.
Попробую сделать на этом акцент – игрок понадобился прежде всего клубу, еще до появления в нем Юрия Семина. Люди из "Локомотива", услышав этот вопрос, корректно отвечали: "Все кадровые решение по команде принимаются только при согласовании с главным тренером". Но эта формулировка вовсе не противоречит сказанному выше. Денисов был нужен этому "Локомотиву".
И был совершенно не нужен "Динамо".
Наверное, поэтому сторонам было так легко договориться о деталях аренды. "Локомотиву" был нужен русский игрок, чтобы сделать более вариативной атаку. "Локомотиву" был нужен игрок, который, не исключено, лучше всех в стране играет на позиции чистого опорного полузащитника, причем даже в тактической схеме с единственным разрушителем – что дает возможность использовать тех же Тарасова и Фернандеша ближе к линии атаки. Локомотиву после переподписания Чорлуки (а это 16 миллионов евро за четыре года) был нужен дорогой игрок за недорого. На его аренду ушли сравнительно небольшие деньги, и при этом клуб получил возможность взять через год Денисова как свободного агента на более низкую зарплату.
Что здесь важно – в плане бонусов и выплат. Насколько известно, последний раз агентскими услугами Денисов пользовался при переходе из "Анжи" в "Динамо". С тех пор он вел свои дела самостоятельно, прибегая к услугам все более набирающих популярность в спортивном мире юристов Михаила Прокопца и Юрия Зайцева для разрешения юридических вопросов. Не секрет, что с такими футболистами клубам договариваться проще – как с тем же Чорлукой, к слову.
Семин тоже возражать не стал. Во-первых, он всегда любил игроков подобного плана. И думается, Семина меньше, чем любого другого тренера, волнует вероятность конфликта с Денисовым. В том его великом "Локомотиве" второй половины девяностых Юрия Палыча игроки могли в глаза послать на три буквы – в силу усталости от придирок, например. И это – если футболист действительно был Семину нужен, и если он чувствовал какую-то правоту за подопечным – заканчивалось только штрафом, да и то небольшим. Двести долларов для участника высшей лиги даже тогда вряд ли были солидной суммой.
Так что "Локомотив" здесь точно выиграл – Денисов после травмы восстановился. Набрал отличную форму, даже при том что ему не хватает игрового тонуса. Он жестко пахал на тренировках, "режимил". У него нет ни грамма лишнего веса, и он очень сильно мотивирован. Больше того, если в разгар прежних кризисов, что в "Зените", что в "Динамо", Денисов ни раз высказывал сомнения в продолжении карьеры и пребывал в депрессивном состоянии, сейчас и близко такого нет. Он хочет играть и не собирается заканчивать карьеру. А Баковка, где база "Локомотива", и вовсе расположена рядом с тем местом, где он арендовал дом, выступая за "Анжи". И где ему все очень нравилось.
Выиграло и "Динамо", для которого сегодня Денисов был, как бы сказал Виктор Пелевин, все равно что золотой зуб во рту прокаженного. У бело-голубых иной состав, с иной оплатой труда и иной мотивацией. Клуб после отличной работы на трансферном рынке после вылета в ФНЛ смотрелся без Денисова целостно, обретая форму и игровую четкость от тура к туру. Для бюджета бело-голубых зарплата Денисова была неподъемной, не давая возможности решать новые задачи. "Динамо" уже опровергло информацию о том, что бело-голубым после перехода Денисова в "Локомотив" будут оплачивать две трети его контракта. Действительно, это не так, и речь скорее идет о паритете между клубами. В любом случае платежная ведомость бело-голубых разгрузится прилично. И условная половина все равно лучше, чем ничего, – что наглядно интересует пример Павла Погребняка, отказавшегося уходить из клуба и получающего солидные деньги по контракту.
И не надо забывать, что "Локомотив" в паре с Денисовым взял и Ротенберга, что также повлияло на размер ежемесячных расходов "Динамо".
В общем, удивительная идиллия. Кроме одного вопроса, который может стать нарицательным. У каждого из тренеров сборной России непременно был игрок, не попавший в команду, но о котором пресса спрашивала бесконечно. У Слуцкого – Жирков, у Капелло – Дзюба, у Адвоката – также Дзюба, у Хиддинка – Кержаков. Денисов обречен стать таким вопросом для Черчесова.
Новый тренер сборной строит новую команду, где помимо текущих результатов есть главная и более отдаленные задачи – Кубок конфедераций и чемпионат мира. Нужен ли ему Денисов, безотносительно случившегося когда-то между ними? Если сборная продолжить идти без поражений, ответ будет ясен.
Если нет… Благодаря "Локомотиву" этот вопрос хотя бы может приобрести актуальность.