История чемпиона Европы среди юношей Рифата Жемалетдинова – как зеркало нравов, царящих в российском футболе.
На опасных для здоровья сотрудников предприятиях, в химической ли, в тяжёлой промышленности, существуют доплаты – за вредность. В российском с некоторых пор тоже появилась своя надбавка. Негласная. За паспорт.
Для её получения совершенно необязательно истязать себя на работе и брать дополнительные соцобязательства перед трудовым коллективом. Достаточно более или менее сносно попадать ногой да головой по мячу – и не быть иноземцем.
При существующем лимите на легионеров соблюдения этих двух условий отечественным кандидатам в мастера уже достаточно, чтобы особо «не париться» за завтрашний день. Нынешние регламенты ставят их в заведомо привилегированное положении по отношению к иностранным коллегам-конкурентам, а скудость выбора на внутреннем рынке многократно повышает ценность даже средней руки исполнителя в глаза работодателя.
Установленную наверху пропорцию «наших и не наших» как-то надо соблюдать, а как это сделать, если своя школа не готовит (или плохо готовит) смену? Правильно, перекупать кадры у конкурентов. И тут уж кто больше «насыпет», тот и прав. История Рифата Жемалетдинова в этом смысле классическая.
Мальчик-москвич, Рифат с пяти лет занимался в Черкизово и, сколько себя помнит (не преувеличение!), мечтал играть за родной «Локомотив». Целеустремлённо шёл навстречу цели. Бежал! Забивал в молодёжном первенстве, поднимался на пьедесталы почёта юношеских чемпионатов континента. Словом, рос, развивался, крепчал физически и ментально. Красно-зелёный люд тихонько радовался: «Растёт звёздочка…».
Прогресс резервиста заметил и отметил главный тренер первой команды. В Лиге Европы Жемалетдинов дебютировал даже раньше, чем в национальном чемпионате. За премьерой в РФПЛ дело тоже не стало. И этот шанс быстрый, техничный вингер использовал замечательно. Парой голов за пяток матчей Рифат убедил Игоря Черевченко в своём соответствии требованиям основы. И… резко вырос в цене.
Что случилось потом? Да, в общем, ничего особенного. Банальная до безобразия ситуация: в другом месте предложили больше. Настолько больше, что детские мечты моментально потускнели, сделались враз несущественными, да и растворились в воздухе предрассветной дымкой. Перед посулами «Рубина» юноша не устоял. В Казани не стали мелочиться – и предложили Жемалетдинову такой оклад, какой «Локомотив» не смог перебить.
Да и что значит – перебить? В каждом клубе существует своя тарифная сетка и своя иерархия. Уравнять дублёра с многолетними лидерами в деньгах – значит создать опасный прецедент, вызвать естественное недовольство у других членов коллектива, наконец, просто выйти за рамки свёрстанного и утверждённого бюджета.
«Локомотив» предлагал футболисту существенное улучшение условий контракта – в рамках разумного, естественно. Но «Рубин» был настроен слишком решительно – и, кажется, готов был играть на повышение до тех пор, пока футболист не сдастся и не скажет «да». Или пока взрослое окружение не склонит юношу к этому шагу, что сути дела не меняет.
Допускаю, что «Рубину» не столько даже конкретный Жемалетдинов был нужен, сколько просто перспективный футболист с татарскими корнями. Как своего рода символ подъёма клуба после нескольких лет в тени. А в том, что у Казани грандиозные планы на предстоящий сезон, нет никаких сомнений. Не для того «Рубин» нанимал нового и явно не дешёвого испанского специалиста и тряс мошной на трансферном рынке, чтобы снова довольствоваться малым в РФПЛ.
Жемалетдинов среди новобранцев команды не самый именитый, но, возможно, самый перспективный. По крайней мере – по возрасту. И паспорту. Остальные-то рекруты – сплошь иностранцы…
У меня нет ни малейшего желания морализаторствовать, тем более попрекать парня его выбором. Кто я такой, чтобы осуждать кого-либо за что-либо? Не он, в конце концов, эту систему создал – не ему за неё и отвечать. Хочется только напомнить Рифату пару фамилий – Соловьёв и Пилиев. И пожелать не повторить их судьбу. Не потерять себя, не заблудиться в футболе. В 19 лет да с такими деньгами это проще простого сделать…