Прогулка по РФС
Ведущий автор «Спорт-Экспресса» Евгений Дзичковский опубликовал сегодня на сайте газеты крайне содержательный материал об окружении главы РФС Сергея Фурсенко, но через некоторое время тот был удален по звонку из РФС. Однако статья уже разлетелась по интернету и, в частности, была опубликована одним из пользователей Sports.ru в блоге «Хорошие тексты» на «Трибуне», а также самим Дзичковским в собственном блоге. Редакция Sports.ru решила вынести текст на главную страницу, чтобы качественное и, в общем, вполне безобидное расследование коллеги не осталось незамеченным.
Согласно красивой и не очень древней легенде, вечером каждого четверга стремительный «Сапсан» уносит в родную питерскую мглу чуть ли не весь недавно набранный персонал Российского футбольного союза. Департаменты и отделы пустеют, футбольная жизнь в стране замирает до понедельника.
Конечно, это не так. И не потому, что сотрудники РФС не пользуются «Сапсаном», а потому, что количество «питерских» среди сотрудников российского футбольного главка явно преувеличено. Да и берут они свое, уверен, не числом, а уменьем.
Тем не менее, вопрос о самих сотрудниках не теряет актуальности. Кто они, вновь прибывшие люди? Чем занимались до того, как потянулись к футбольной стезе? И чем занимаются сейчас?
Совершим виртуальную экскурсию по Дому футбола на Таганке. Изучим фамилии на блестящих кабинетных табличках. А там, где табличек не найдем, понимающе переглянемся: надо же, человек важный, а кабинетом почему-то не обзавелся.
Итак, Симонян, Миллер, Прядкин, Толстых, Капков, Писарев, Казиахметов, Куликов, Зуев – фигуры известные, они давно на слуху. И хотя некоторые предпочитают годами держаться в тени, круг их обязанностей и место в футбольной иерархии в целом понятны.
Экс-губернатор Владимир Чуб – тоже фигура известная, к тени вроде бы не тяготеющая. В футболе, однако, ему еще только предстоит себя реализовать. Наверное. Что делает этот человек в РФС? И делает ли вообще? Заезжает он хоть с какой-нибудь периодичностью на Таганку? Судей наших в глаза видел? Знающие люди говорят, что ответы на все эти вопросы – отрицательные.
Ладно, проехали Чуба, авось тема прояснится когда-нибудь сама собой.
Продолжаем гулять по коридорам. И вспоминаем, что с приходом Сергея Фурсенко в нашем футболе возник институт советников президента РФС, ранее отсутствующий. В начале года глава союза одним из первых своих распоряжений назначил на эти должности трех человек – советника по спортивной работе Константина Сарсания, советника по маркетингу Михаила Мышалова и советника по коммерческим вопросам Николая Васильева.
С Сарсания определенная ясность существует. Консультирует он Сергея Фурсенко чаще всего в телефонном режиме, рабочего места в РФС не имеет, да и собственными делами загружен невпроворот. Про Мышалова известно меньше. Он настоящий гуру в вопросах производства и реализации футбольной атрибутики, которой, собственно, и занимался в свое время в «Зените», разработчик дисконтной системы для болельщиков питерской команды, считается ортодоксальным фанатом сине-бело-голубых, владеет сетью японских ресторанов «Васаби». Про Николая Васильева не известно вообще ничего, а популярность его имени и фамилии делают поиски в интернете, в общем-то, бесполезными.
Два следующих персонажа играют в РФС куда более важную роль. Первый – Андрей Кнутов, спикер, пресс-секретарь и спичрайтер Сергея Фурсенко, штатно не наделенный, впрочем, ни одной из этих должностей. Кнутов является советником президента РФС по информационной политике. Человек он не старый – Кнутову около тридцати, и потому успешно совмещает футбольный пост с должностью пресс-секретаря компании «Росукрэнерго», занимающейся перепродажей природного газа на территории Украины, а также Восточной и Центральной Европы.
Злые, а может, добрые языки утверждают, будто Кнутов называет президента РФС «Саныч» и является его зятем, однако подтверждения эта информация не нашла. Впрочем, как и опровержения. В любом случае, влияние на идеологию РФС, если таковая вообще существует, Кнутов имеет значительное. Кстати, по имеющейся информации, он москвич.
Существуют рядом с президентом РФС и еще более влиятельные личности. В частности, Каринэ Гюльазизова, влияющая, как доводилось слышать, не столько на РФС, сколько на самого Сергея Фурсенко.
Ипостасей у Каринэ Сергеевны много. Она генеральный директор Центра аналитической психологии «Ось времени», старший научный сотрудник лаборатории развития человека петербургского медицинского центра «Панорама», кандидат биологических наук, автор книг «Психологическая эмиграция» и «За секунду до пробуждения», а также диссертации «Сравнительное изучение смертности от суицида в различных этнических популяциях», разработчик оригинальных социокультурных концепций. Сам Фурсенко называет Гюльазизову «специалистом в области гуманитарных технологий и общественной связности». Именно так – «связности».
Ага, чуть не забыли упомянуть футбольную должность этой женщины. Она – член комитета РФС по безопасности и работе с болельщиками.
Вот несколько цитат из интервью и радиовыступлений психолога Гюльазизовой. Вырванных их контекста, конечно, но оттого не менее любопытных.
«То, чем я занимаюсь, называется психолог сопровождения».
«Если ты первое лицо, то ты – законодатель стандартов, и ты создаешь правила. К тебе приходят на поклон, а ты говоришь: «Мои правила таковы: ваша прическа будет такой. Хотите вы, не хотите, но я великий, поэтому я вас подстригу вот так...» Или: «Я так обслужу вас в моем ресторане, который является законодателем стандартов».
«Внушаемых людей значительно больше, чем мы думаем. В общем, каждый человек внушаем, просто нужно знать, где та дверь, через которую зайти. Не бывает невнушаемых. И здесь очень важно нам не возноситься и не заноситься слишком высоко, думая, что принципиальный человек, ответственный человек, устойчивый, точно знающий, где правда, где неправда, где справедливость, а где нет, – такой уж невнушаемый человек».
С Фурсенко его помощница, а может, наставница успешно сотрудничала и в «Зените». Ее главная задача и призвание – давать оценки тем или иным событиям, а также определять контуры и направления наиболее эффектных и эффективных деяний своего шефа. При чем тут безопасность и работа с болельщиками, сказать затруднительно.
Рассказам про то, как на одном из футбольных мероприятий она появилась с крысиным хвостом в руках, как вызывала на медиум-сеансах духи Сергия Радонежского и Андрея Петровича Старостина, как не советовала президенту РФС целую неделю пользоваться лифтами, автор говорит решительное «нет». Не станем относиться к этим ненаучным бредням всерьез.
Вместе с тем нельзя не отметить, что Гюльазизова находится рядом с Фурсенко в ходе многих его публичных выступлений и важных интервью. А питерские болельщики до сих пор вспоминают, как на табло «Петровского» во время одного из матчей «Зенита» из святой для каждого фаната стрелки на эмблеме клуба вдруг исчезло само слово «Зенит». Вместо него оттуда стали анимационно вылетать термины «равенство», «братство», «толерантность» или что-то подобное. Большинство болельщиков, оскорбленных таким святотатством, до сих пор считают, что идея принадлежит Каринэ Сергеевне.
Более того, близкие к РФС люди уверены: имиджмейкер президента РФС была если не автором, то вдохновителем, закоперщиком и, не побоюсь этого слова, модератором знаменитого «Кодекса чести».
Кого забыли?
Руководитель аппарата президента РФC, директор по юридическим вопросам Максим Погорелов. С 2003 по 2008 год – менеджер ЗАО «ПрайсвотерхаусКуперс Аудит», и.о. заместителя генерального директора по юридическим вопросам ООО «Газпроминвестарена», руководитель аппарата и заместитель генерального директора ООО «Лентрансгаз», помощник генерального директора ЗАО «Норд-Медиа».
Финансовый директор РФС Елена Еремеева. В прошлом финдир и главбух Grand Hotel Europe (Санкт-Петербург), а также директор по экономике и финансам «Зенита». Одна из первых ее идей, по слухам, – сделать российских судей индивидуальными частными предпринимателями, частично облегчив тем самым налоговое бремя РФС.
Директор по маркетингу Петр Голунов. Автор концепции кофеен «Мока Лока», директор торговой марки «Планета суши» и «Бенихана», имеет степень бакалавра управления «Макдоналдс».
Коммерческий директор РФС Борис Оникул. В прошлом, а может, и в настоящем – генеральный директор занимающегося торгового ООО «Норд-Вест сервис», учрежденного АНО «Управление делами РОФП ФСБ и СВР» и ООО «Желдорсервис». Про Оникула мне сказали, что лет 12 назад он снялся в одной из серий «Улиц разбитых фонарей» в роли трупа. Наврали: в том эпизоде нынешний коммерческий директор РФС сыграл киллера.
Руководитель департамента инновационной политики, науки и образования Николай Кулин. С 2002 по 2008 год работал главным тренером любительского ФК «Зеленоград», затем за низкие результаты команды был отправлен в отставку. Чем не повод заняться инновациями?
В общем, как-то так. Народу много, инициатив тоже, работа кипит. И слава богу.
Не могу не поделиться, однако, наболевшим. При таком обилии медиа-лиц в РФС до сих пор нет нормального пресс-атташе, то есть человека, которому журналисты могли бы позвонить по любому интересующему их вопросу и получить внятный ответ. Сайт футбольного союза функционирует, люди в пресс-службе есть, но комментировать что-либо мало-мальски важное они не уполномочены. А Сергея Фурсенко по каждому пустяку дергать не хочется. Мы ж понимаем, как ему нелегко при таких объемах и важности каждодневных задач.
Нет в РФС и генерального секретаря. Хотя его заместитель есть. Это Александр Зорков, методист со стажем, имевший прежде другую спортивную специализацию – прыжки с трамплина.
Фактически отсутствует в РФС даже генеральный директор! Алексей Сорокин, занимающий эту должность, не имеет кабинета в здании на Таганке и обитает по соседству, занимаясь исключительно российской заявкой на ЧМ-2018.
Плохо это или хорошо? Да кто ж его знает. Когда нет представления о том, как должен работать РФС, сопоставить сегодняшний день с эталоном невозможно. Да, внутрь всей структуры со стороны не заглянешь. Какие-то шестеренки крутятся, наверное. Какие-то работники трудятся.
Нашему вниманию предлагается лишь дело их рук – российский футбол. А раз так, пожелаем всему коллективу РФС больших творческих удач. Нам ведь все равно, кто да что, правильно? Лишь бы хуже не стало, да войны не было.