«Что, если бы не пришли на стадион? Ну, отчисление»
Владислав Воронин – о том, как воспитанники академии пытались продать ему бесплатный билет за 200 рублей, а сотрудников РЖД привозили на стадион на автобусах.
Территорию перед стадионом «Локомотив» оккупировали начинающие перекупщики: бесплатных билетов на игру с «Амкаром» раздали так много, что некоторые даже решили на этом заработать. Все начиналось уже на выходе со станции метро «Черкизовская»: чуть в стороне от толпы стоял 20-летний парень в серой куртке, в руках он сжимал один билет на центральный сектор. Вел себя тихо, чтобы полиция ничего не заподозрила и не забрала в автозак за несанкционированную продажу. В поле «цена» жирным черным шрифтом растекалась надпись «приглашение» – этот бесплатный билет молодой человек получил в своем ВУЗе (предположительно – МИИТ), а теперь хотел продать за 300 рублей. Но продажа откровенно проваливалась – за 30 минут никто даже не начал торговаться.
Таких историй здесь – миллион. Почти у входа на стадион, рядом с кафе «Локо-пицца», стояла группа мальчиков из академии «Локомотива». Все были одеты в красные пуховики компании Joma (кстати, интересно, почему клуб покупает для академии одежду этой фирмы, если вроде как должен иметь контракт с Adidas) и шумно обсуждали возможность продать лишний билетик.
– Парни, в какой сектор продаете? – начал я разговор, когда от юниоров ушел мужчина, отказавшийся покупать билет.
– В шестой, это по центру, туда меньше чем за тысячу не продают в кассах. Я за триста отдаю.
– Откуда у вас билеты?
– Нам всем дали, но вот один остался свободный. Брать-то будешь?
Я отказался. Тогда парень взял инициативу в свои руки и озвучил новое предложение – 200 рублей. Соратники юного футболиста только переглянулись.
– Я читал, что вас всех обязали сюда прийти. Правда заставили? – не унимался я.
– Да, – чуть настороженно ответил лидер группы.
– А что, если кто-то отказался бы?
– Ну, типа отчисление... – без удовольствия процедил парень и зажмурился от яркого солнца, светившего прямо в глаза.
Через пару секунд он развернулся ко входу: время уже поджимало, пришлось смириться с тем, что билет не продать. Описывать внешность или называть год рождения парня не стану – иначе, учитывая методы работы некоторых сотрудников «Локомотива», можно ожидать самой неприятной для юниора ответной реакции.
На стадион в приказном порядке отправили только некоторые возрастные группы академии – у кого-то, например, сегодня матч на первенстве Москвы. Но для тех, кого все же звали, приветствовалось присутствие родителей. Один из мальчиков в красной куртке привел на стадион и маму, и папу. Несмотря на все приказы, смотрелось это здорово.
Чуть вдали, у вип-прохода, собиралась совсем друга компания – здесь не было клубных пуховиков, почти не была заметна атрибутика (на толпу – одна красно-зеленая шапка и один шарф). Это был класс из местной общеобразовательной школы вместе со взрослыми. Группа организованно проходила по отдельному списку, который в руки специального стюарда передали вместе с толстой пачкой билетов в белом конверте.
– Что это за школа? «Локомотив» выделил билеты? – уточнил я у старшего, который уверенно вел группу по территории стадиона и выстроил напротив паровоза для красивого снимка.
– Обычная местная школа. Не «Локомотив» выделил. Билеты через районную управу прислали, потом собрали учеников, – объяснил мужчина в синей куртке.
На другом краю стадиона незадолго до этого припарковались несколько автобусов. Из них стройными рядами на центральный сектор Восточной трибуны отправились люди в куртках с эмблемой РЖД. Это были члены клуба «Команда 2030» – молодые сотрудники монополии, которые в последние дни присутствовали на специальном профессиональном слете, а теперь получили возможность расслабиться. То, что сектор был заполнен сотрудниками РЖД по бесплатным билетам, никто и не скрывал.
Правда, от ощущения пустоты на арене специальная социальная программа все равно не спасла. Страшно представить, как выглядел бы стадион «Локомотив» без детей из академии, школьников, сотрудников РЖД и студентов.
Не помогла социальная программа и в создании позитивной атмосферы. При объявлении состава фанатская трибуна предпочла отмалчиваться, а при упоминании Буссуфы и Самедова и вовсе яростно свистела. Называть футболистов диктору приходилось самостоятельно.
Лидеры фан-движения «Локомотива» ввели полный запрет на поддержку команды после мутной истории с увольнением Леонида Кучука. Если во время игры с ЦСКА все это обернулось потоком оскорблений, то сейчас – обычным молчанием, которое изредка разбавляли заряд «Увольняйте бабу из клуба» и свист при каждом приближении мяча к Буссуфа. В какой-то момент на Южной трибуне внезапно зародилось робкое и несанкционированное скандирование «Илья Абаев», но его быстро приказали прекратить. Организованно фанаты поддерживали только Алексея Миранчука и Сергея Гуренко, который из-за дисквалификации Муслина стал главным на тренерской скамейке «Амкара».
В остальном – полная тишина и отрешенность от игры. Даже празднование голов здесь не получалось полноценным – фан-движение требует отказаться от любых проявлений позитивных эмоций. Доходило до удивительного. Объявив автора первого гола, диктор «Локомотива» попробовал запустить один из самых старых болельщицких зарядов:
– А самый.... – крикнул диктор, рассчитывая услышать «лучший коллектив – это наш «Локомотив».
Но ответом был свист.
Громче всего Южная трибуна отреагировала даже не на голы, а на появление собаки на поле во втором тайме – ее встречали такими ободряющими криками, как ни одну атаку за последний месяц. А чтобы совсем довести ситуацию до абсурда, некоторые аплодировали передачам игроков «Локомотива» в аут и даже голу «Амкара».
Такой странной атмосферы на российских стадионах, наверное, еще не было – тем трогательнее выглядели проявления детской любви к «Локомотиву». Практически весь матч, когда на фанатских секторах стояла удручающая тишина и было слышно крики футболистов на поле, глотки рвали несколько мальчиков с Западной трибуны. Подняв над головами несколько красно-зеленых шарфов, они кричали: «Локо!», «Нужен гол. Или два. Или Кубок УЕФА!»
Дети и их родители на трибунах – это прекрасно, даже если билеты раскидывают по учебным заведениям через управы. Российские стадионы пустуют, и не случится ничего страшного, если на каждый матч будут водить класс из какой-нибудь местной школы. Но «Локомотиву» не нужно играть в Робин Гуда и с гордостью носить маску благотворителя, ведь все прекрасно понимают, что эта акция затеяна не просто так. Президенту нужно любыми способами заполнять пустеющие трибуны и в случае чего иметь аргументы для совета директоров.
Когда-то Ольга Смородская обещала заполнить весь стадион – очевидно, результатом, атмосферой и прочими притягательными вещами. В воскресенье «Локомотив» окончательно расписался в том, что не умеет привлекать болельщиков даже халявой – и это спустя четыре года правления президента.
История с бесплатными билетами очень изящно доказала, что «Локомотив» – это далеко не бизнес-проект. Это просто очередная строчка в соцпакете работника РЖД и ежегодном финансовом отчете госмонополии.
Пора быть честными хотя бы перед собой.