Полузащитник «Локомотива» вспомнил разные этапы своей карьеры и поделился впечатлениями от поездки на Камчатку.
Какие воспоминания у вас остались от первых шагов в футболе?
Я с самого начала чувствовал, что именно футбол приносит мне удовольствие. И отношусь к нему так по сей день. Не считаю футбол профессией или работой. Я иду с улыбкой на каждую тренировку, футбол по-прежнему делает меня счастливым.
Вы покинули Польшу в юном возрасте. Чему успели научиться на родине?
Никогда не тренировался с первой командой, не говоря уже о том, чтобы играть за нее. Выступал за юношеские команды, в том числе на международном уровне, так что мне трудно ответить на этот вопрос. Когда я перебрался во Францию — это был огромный шаг вперед. Попал в профессиональный клуб с массой возможностей. Я четко понимал, что должен много работать, чтобы не упустить свой шанс.
Как в Польше относятся к еврокубкам?
Это главная цель для каждой команды, которая хочет чего-то добиться. Когда я перешел в «Локомотив», мы в первом же сезоне играли в Лиге чемпионов. Я сразу говорил, что если клуб хочет развиваться и оставаться на высочайшем уровне, то должен играть в еврокубках ежегодно. Конечно, это очень важно с финансовой точки зрения, но не нужно забывать, что команда получает бесценный опыт и растет. Это трудно переоценить.
В 16 лет вы переехали во Францию. Было страшно?
Никакого страха не было. Хотя это было серьезное испытание, я с радостью принял это решение. А когда отправился во Францию и увидел открывшиеся передо мной возможности, то только убедился, что все сделал правильно. В Польше я близко не мог на такое рассчитывать.
Я знал, что это путь, по которому я должен пойти, если хочу стать профессиональным футболистом и играть на самом высоком уровне. Конечно, я пошел на жертвы, но всегда смотрел на трудности с оптимизмом. Это было прекрасное путешествие: я познакомился с интересными людьми и получил новую возможность проявить себя. Никогда ничего не боялся.
Вы выступали за «Реймс», «Нант» и «Бордо», затем вернулись во Францию в «ПСЖ». Как вы оцениваете французские этапы карьеры?
Это были очень разные этапы. Я перебрался в клуб калибра «Бордо». Возможно, сейчас эта команда не так известна в Европе, но тогда она играла в Лиге чемпионов. Если я ничего не путаю, «Бордо» дошел до четвертьфинала.
В общем, мне было трудно пробиться в состав, поэтому я играл за другие клубы на правах аренды. В таком юном возрасте игровая практика — это вообще самое главное.
Перейдем к Испании. Трудно было играть в жару?
Вы знаете, мне такой климат по душе. В Севилье действительно жарко. Порой мы тренировались в 40 градусов. Иногда матч начинался два часа дня, так что было нелегко. Но это дело привычки. Пару месяцев адаптируешься, и потом все в порядке.
Как вы можете объяснить феномен «Севильи», ее гегемонию в Лиге Европы?
Убежден, главная причина — упорная и кропотливая работа. Нельзя ведь сказать, что только «Севилья» хочет играть в Лиге Европы и выигрывать. Лига Европы — серьезное соревнование, но у «Севильи» огромные амбиции и желание усердно работать. Мончи [спортивный директор «Севильи»] — выдающийся мастер своего дела. Просто посмотрите, как клуб покупает молодых игроков и потом продает их за куда большие суммы.
Каждый сезон «Севилья» продает несколько лидеров и берет на их место не менее классных и перспективных игроков, благодаря чему клуб постоянно выступает на европейской арене и сражается за самые ценные трофеи.
Потом вы отправились в холодную Россию. Изначально играли за «Локомотив» на правах аренды. Почему решили заключить полноценный контракт?
Прежде всего, я отправляюсь в ту команду, которая заинтересована в моих услугах. Безусловно, у меня были разные варианты. «Локомотив» только что стал чемпионом России и вышел в Лигу чемпионов, что было очень важным фактором.
Я посмотрел на состав. Прикинул, есть ли возможности для роста. Клуб бился за самые высокие места, это была не первая победа в чемпионате, и ее никак нельзя было назвать сенсацией. Этот клуб точно мог развиваться и имел все необходимое для этого. Так я и принял решение.
Как справляетесь с морозами в России?
Мне больше по душе теплая погода, но холода меня не тревожат. Для меня это было новое место, и я с радостью туда поехал, предвкушая новые испытания. Так что я счастлив. Играю за «Локомотив» уже третий год и очень рад, что принял предложение переехать в Москву. Впереди еще много хорошего и интересного!
Как переносите длительные путешествия на выездные матчи?
Это не проблема. Чаще всего путь занимает два часа или чуть дольше. Мы много матчей проводим в Москве, там базируется пять-шесть клубов. Действительно длительных перелетов немного. Дольше всего лететь приходится на матчи Лиги чемпионов.
Как в «Локомотиве» относятся к Лиге чемпионов?
Для нас это задача номер один. Для развития клуба жизненно важно участвовать в столь престижном турнире. Именно поэтому ты хочешь выкладываться по максимуму и доказывать, что заслуживаешь право играть в Лиге чемпионов. Что ты попал туда не благодаря удаче или каким-то другим случайным обстоятельствам.
Я считаю, наша команда движется в верном направлении. Мы развиваемся, и для нас очень важно каждый сезон играть в Лиге чемпионов.
Вы ездили на Камчатку. Расскажите!
Нужно было оставаться в России, покинуть страну было проблематично. О Камчатке я слышал много крутого и решил, что у меня не будет лучшей возможности там побывать и все увидеть собственными глазами. О том, что это отличное место, мне говорили буквально все. Но при этом никто там не был! Меня это очень удивило, как такое вообще может быть?! Перелет занимает около восьми часов, добраться до Камчатки из Москвы не так уж и легко.
А что насчет медведей? Мы видели фотографии...
Для меня все это было в новинку. Пусть я сам из маленького города, но все равно... Представляете, идешь и вдруг видишь медведей. Я успел только подумать: «Ох, как такое вообще возможно?"
Как вам Москва? Уже есть любимые места?
Конечно. Раньше я слышал много хорошего о Санкт-Петербурге, какой это фантастический город. Но я предпочитаю Москву. Когда находишься в центре Москвы, на Красной площади, где Кремль и собор Василия Блаженного, ощущение такое, словно ты в диснеевском мультике. Это восхитительно, просто невероятно.