По утверждению руководства Российского футбольного союза, оно прилагает огромные усилия по искоренению расизма, но по последним сообщениям можно понять масштабы этой проблемы в стране, которая через три года будет принимать чемпионат мира по футболу
«Россия, вперед! [...] Кавказ!»,— такой кричалкой фанаты «Локомотива» приветствовали 23 августа 2012 года отборочный матч между голландским клубом AZ Alkmaar и махачкалинским «Анжи» — командой из кавказского региона России с преобладающим мусульманским населением — арендовавшим московский стадион «Локомотив».
Полиция задержала около 80 фанатов, и «Анжи» продолжила игру, победно завершив матч. Но после того как они выиграли матч, хулиганы напали на болельщиков «Анжи» на станции метро «Чистые пруды», забрызгав всю платформу кровью. Потом одна из российских националистических организаций написала в соцсетях, что в побоище принимали участие 70 фанатов «Локомотива», которые использовали травматическое оружие (пистолеты, стреляющие резиновыми пулями).
И пока в России полным ходом идет подготовка к чемпионату мира 2018 года, серьезное беспокойство вызывает резкий рост затрат на подготовку чемпионата и коррупционные сделки, которые, якобы, имели место в ФИФА в процессе выборов стран-хозяек чемпионатов. На прошлой неделе член правящей партии «Единая Россия» Александр Хинштейн объявил о поправках в закон, которые позволят привлекать заключенных к принудительным работам за пределами исправительных учреждений, что, по его словам, поможет сэкономить средства на строительстве объектов чемпионата.
Однако факты проявления расистских настроений вроде инцидента во время матча «Анжи» — AZ, произошедшего на следующий день после того, как группа из 50 молодых людей напала на болельщиков «Анжи» по пути на матч в Санкт-Петербурге, усиливают беспокойство в связи с тем, какой прием будет оказан в России игрокам и даже болельщикам с более темным цветом кожи.
Согласно докладу, недавно опубликованному совместно сетью Fare, выступающей против дискриминации в футболе, и московским информационно-аналитическим центром «Сова», за сезоны 2012-2013 и 2013-2014 годов был зафиксировано 99 случаев проявления расистских и ультраправых настроений и 21 нападение, совершенное российскими футбольными фанатами на расовой почве.
Среди правонарушений были зафиксированы выкрики расистского содержания, флаги с изображением кельтских крестов и других ультраправых и неонацистских символов, граффити с надписями вроде «Анжи на ножи!», а также нападения на активистов-антифашистов и жителей Кавказа и Средней Азии. Кроме того, группы поддержки и болельщики продавали одежду с ультраправой символикой и проводили кампании в поддержку неонацистов, отбывающих наказание в тюрьме.
«Вероятность инцидентов с появлением расистских настроений [во время чемпионата мира в 2018 году] очень высока. И дело не в том, что это может произойти, проблема в том, что это происходит очень часто», — сказал директор центра «Сова» Александр Верховский во время встречи российских и зарубежных футбольных обозревателей, проходившей в прошлом месяце в рамках обсуждения проблемы дискриминации в российском футболе.
Проявления расизма на российских спортивных трибунах уже вызывали на протяжении последних месяцев возмущение представителей международных и российских спортивных организаций. В октябре матч Лиги чемпионов между «Манчестер Сити» и московским ЦСКА проходил в Москве при пустых трибунах, поскольку ФИФА наказала российский клуб за то, что его болельщики оскорбляли расистскими выкриками полузащитника «Манчестер Сити» Яя Туре (Yaya Touré) и других игроков.
В декабре Российский футбольный союз оштрафовал московский «Спартак» на 1300 долларов за то, что его болельщики дразнили играющего за ФК «Ростов» уроженца Габона Гуэлора Кангу (Guélor Kanga), издавая в его адрес звуки, имитирующие крики обезьян. По словам Туре, темнокожие футболисты могут бойкотировать чемпионат мира в 2018 году, если расистским выкрикам не будет положен конец.
«РФС прилагает все усилия для того, чтобы такие вещи пресечь, — заявил в октябре глава организационного комитета ЧМ-2018 Алексей Сорокин. — Такой расизм присущ не только России».
И в том же месяце министр спорта Виталий Мутко заявил, что «на самом деле не видит проблем» с той ситуацией, с которой столкнулись темнокожие игроки в России, что вызвало беспокойство, поскольку чиновники воспринимают эту проблему слишком легко.
«Я хотел бы посмотреть статистику по другим странам, например, Великобритании или США, и сколько расизма на их стадионах. Не думаю, что меньше», — сказал председатель Комитета Государственной думы по физической культуре, спорту и делам молодёжи Игорь Ананских, отвечая на вопрос The Guardian о докладе центра «Сова» и сети Fare. Он заявил, что после вступления в силу в прошлом году закона о поведении болельщиков количество правонарушений на спортивных трибунах сократилось. «Я часто хожу на футбол, и особого расизма там не вижу».
Мы признаем, что как российским правительством, так и футбольными организациями были приняты определенные меры, но ни одну из этих мер нельзя назвать эффективной в решении проблем такого масштаба и настолько серьезных, — написано в совместном докладе Fare и Центра «Сова». — Решение проблемы пока сводится к проведению полицейскими отдельных операций и к нескоординированным дисциплинарным мерам, обычно применяемым в футболе».
Похоже, что сумбурные споры в ходе дискуссий, проходивших в мае в Москве, показали, как сложно участникам признать существование этой проблемы. Присутствовавший на встрече редактор крупного сайта Sports.ru Юрий Дудь заявил, что дискриминация в российском футболе «несколько раздута журналистами».
«Я не думаю, что здесь идет речь о расизме, думаю, дело в государственной политике, — сказал он, заявив, что главной причиной расовой напряженности является предусмотренная законом избирательность наказания. — Особой проблемы с расизмом я здесь не вижу».
Основатель движения болельщиков «ЦСКА против расизма» Роберт Устян считает, что проблема дискриминации недостаточно освещается в прессе, но при этом заявил, что ее «следует решать внутри коллектива».
Однако присутствовавшие активисты представили довольно мрачную картину, указывающую на широкое распространение расизма, что лишь подтвердило факты, приведенные в докладе. Бахром Исмаилов из группы «Россия без расизма» назвал случаи дискриминации в отношении иммигрантов, например, когда местные жители вызывают полицию, если рабочие из Средней Азии собираются, чтобы поиграть в футбол где-нибудь во дворе.
По словам Пенни Гренфель (Penny Grenfell) из благотворительной организации MPC Social Services charity, две трети иммигрантов из стран Африки, которые обращались в их московское бюро, в ходе опроса, проведенного в декабре, сказали, что в 2014 году подвергались нападениям как минимум один раз. Она говорит, что работники организации не рекомендуют своим клиентам выходить на улицу в дни проведения футбольных матчей.
«Пока в обществе существуют такие предрассудки, в среде болельщиков ничего не изменится», — считает Исламов.
Авторы доклада обратились к правительству, Российскому футбольному союзу и местному организационному комитету по подготовке к чемпионату мира с просьбой разработать план мероприятий по борьбе с дискриминацией в футболе, пресечению деятельности ультраправых организаций и пропаганде терпимости в городах, в которых будут проходить матчи ЧМ-2018. В ходе дискуссии спортивный комментатор The Guardian Дэвид Голдблатт (David Goldblatt) и другие участники заявили, что, судя по опыту Великобритании, приобретенному в ходе борьбы с дискриминацией, здесь необходим трехцелевой подход: осуждение расизма официальными футбольными организациями, создание антирасистских организаций болельщиков и судебное наказание болельщиков, совершивших резонансные преступления на почве расовой ненависти.
Авторы доклада предупредили, что «возможность изменить ситуацию и добиться устойчивых результатов в этом вопросе, по-видимому, уже упущена». Однако такие организации как «ЦСКА против расизма» и ряд других, уже начали действовать и решать проблему.
В мае трое игроков московского ЦСКА, которые заняли второе место в российской премьер-лиге и в следующем сезоне будут играть в лиге чемпионов, перед своим финальным матчем с казанским «Рубином» показали видеоролик, призывающий к борьбе против расизма.
А до этого игроки «Амкара», «Торпедо» и «Мордовии» сняли подобный ролик в рамках кампании, организованной НКО «Управление спортивных и социальных программ», сотрудничающей с РФС и сетью Fare.
Руководитель департамента по вопросам корпоративной социальной ответственности в ФИФА Федерико Аддиечи (Federico Addiechi) в интервью The Guardian заявил, что «проблема дискриминации существует в каждой стране, и Россия не является исключением». На этой неделе Fare проводит в Москве дискуссии с участием представителей Российского футбольного союза, министерства спорта, ФИФА и УЕФА. Беседуя с журналистами за рамками этого закрытого для прессы мероприятия, Мутко заявил, что сочинская олимпиада показала, что россияне умеют проводить международные спортивные мероприятия без проблем дискриминационного характера. По его словам, правительство его страны прислушалось к рекомендациям ФИФА, УЕФА и ООН и к тому же разрабатывает собственные меры по борьбе с расизмом.
«Никаких форм дискриминации во время чемпионата мира мы не допустим. Чемпионат мира пройдет в дружеской атмосфере. И болельщики, и спортсмены будут находиться в России в абсолютной безопасности», — сказал Мутко.
Очень важно дать резкий старт дебатам, считает Мануэл Вет (Manuel Veth) — выпускник Кингз-колледжа, который изучает футбол в странах на постсоветском пространстве и ведет блог Futbolgrad. com. «Пока „Сова“ и Fare не подготовили свой совместный доклад, все заявляли, что ничего такого не происходит, — сказал он после заседания. — Важно, что российская организация помогла все это объединить. Надо что-то делать».
155 фактов проявления расистских и ультраправых настроений в российском футболе за два сезона в 2012-2013 и 2013-2014 годах*
Использование баннеров расистской и ультраправой тематики и другие проявления нетерпимости на стадионах — 74
Выкрики расистского и ультраправого содержания — 6
Использование баннеров расистской и ультраправой тематики, а также граффити и баннеров за пределами стадиона — 12
Расистские и ультраправые манифесты и заявления — 3
Прочие действия, совершенные на основе почве — 25
Нападения, мотивированные расовой нетерпимостью — 21
Уличные шествия, марши — 2
Действия, направленные против полиции — 1
Кампании в поддержку неонацистов, взятых под стражу и отбывающих тюремный срок — 11
* Приведены данные, полученные в результате исследования, проведенного сетью FARE network и Центром «Сова» SOVA Center. Перечень инцидентов не является закрытой информацией и составлен на основе сведений, имеющихся в свободном доступе. По мнению авторов, данные свидетельствуют о более широком распространении проблемы.