Пару недель назад Сергей Галицкий пылко высказался за то, чтобы премьер-лига разбухла до восемнадцати команд. Аргументация: у нас мало команд, каждая игра – битва насмерть, тренерам некогда рисковать и наигрывать молодежь, и если добавится пара слабаков, а у топ-клубов – четыре вальяжные игры (вроде таких?), то тренеры станут смелее ротировать состав.
Цитата: «А ведь нет ничего страшного в том, что две-три команды из подвала таблицы будут слабые, со скромными бюджетами. В Испании разве все клубы богатые?!»
На днях Галицкого еще пыльче поддержал Евгений Гинер. Аргументы: платим игрокам, как в Европе, а играет большинство из них реже, чем европейцы – тридцать игр в чемпионате и одна в Кубке, если будет тридцать четыре игры, все начнут строить манежи (потому что куда их впихнуть-то, лишние четыре тура? в февраль, конечно).
Цитата: «Для области 6-7 миллионов евро, – а именно столько стоит установка качественного манежа, – вообще ничто. А на Дальнем Востоке даже манежи строить не надо, там гораздо теплее, чем у нас».
После первых двух абзацев это прозвучит неожиданно, но все же: Галицкий и Гинер, по-моему, два самых разумных наших футбольных президента (вернее-то, конечно, – единственные разумные, но давайте заострим эту тему в другой раз). В их клубах – вменяемые зарплаты, меткие трансферы, кадровая четкость и главное – ясная стратегия развития.
Но вот какое дело – говоря за всю премьер-лигу, Галицкий и Гинер все так же разумно отстаивают интересы своих клубов и только их. Им-то, конечно, хочется поменьше нервотрепки, побольше легких соперников и игровой практики для своих игроков, и главное-то: эту наживку – расширение до восемнадцати команд – с аппетитом проглотят и другие топ-клубы (по тем же причинам), и середняки с аутсайдерами (потому что болото станет шире и там будет легче спастись от вылета), и постояльцы ФНЛ, скучающие по премьер-лиге или просто мечтающие о ней.
Универсальное предложение для всех категорий. Опиум для народа. Дойдет до голосования – поддержат единогласно. Сергей Прядкин еще перед новым годом сказал: за расширение – все, вообще все клубы РФПЛ.
И вот это единодушие, подзуживаемое такими мудрыми людьми, как Гинер и Галицким, меня пугает, это опасный популизм, потому что нашей премьер-лиге не разрастаться надо, а худеть – сильно, на четверть, до двенадцати команд.
Объясню сначала, почему нам точно не надо расширяться – некуда просто, мы и сейчас за гранью безумия.
1) Команд, где нет задержек зарплаты (не только сейчас, в кризис, а и раньше, в середине прошлого года), у нас и того меньше. Меньше двенадцати. Где-то задержки настолько чудовищны, что о них открыто говорят игроки и тренеры (Плетикоса, Пеев, Муслин), где-то скромнее, но факт в том, что примерно у половины премьер-лиги нет стабильного финансирования, покрывающего расходы, актуальные для РФПЛ.
2) Команд, не зависящих от госбюджета, у нас хорошо если штук пять, но даже они, как мы помним, могут неожиданно схлопнуться. ФК «Москва» в июле 2009 года шел в нескольких очках от первого места, а через полгода его уже не существовало. «Анжи» в июле-2013 котировался как один из двух-трех претендентов на чемпионство, а в мае-2014 вылетел в ФНЛ.
Бюджетные же команды, вроде «Кубани», «Ростова» и «Амкара», вообще держатся на честном слове. «Кубань» еще год назад порывалась слиться с «Краснодаром», «Амкар» собирался сниматься с премьер-лиги четыре года назад, а теперь один из руководителей клуба спокойно так говорит, что полугодичные задержки случаются в «Амкаре» каждый год и в этом смысле ничего особенного не происходит, а тренер Гаджиев раскрывает тайну своего появления в «Амкаре»: «Звонят из Перми: денег у нас нет, поможешь команду вытащить?».
3) Госкорпораций и в сытые годы не хватало на шестнадцать команд премьер-лиги, а сейчас их и силком не склонить к меценатству.
4) ФК «Уфа» зашла в премьер-лигу, не имея стадиона, релевантного премьер-лиге, «Торпедо» – тоже, при этом там еще и спонсоров искали прямо по ходу чемпионата.
Слова президента «Торпедо» Тукманова: «Найти спонсора – это не такое простое дело. У нас нет состоятельных болельщиков, кто бы мог содержать команду. Когда спонсор приходит в клуб, он должен видеть выгоду из сотрудничества. «Торпедо» сейчас ничего не может предоставить, кроме бренда и истории. Базы нет, стадиона нет».
5) У нас практически нет маленьких и скромных клубов, которые пыхтят со скромным бюджетом во второй половине и которых так не хватает Сергею Галицкому. У нас есть от силы восемь команд с относительно устойчивым финансированием и примерно столько же мыльных пузырей, которые надуваются каждый год – и при взгляде на посещаемость все менее понятно, ради кого.
ОК, к среднему классу я бы с натяжкой отнес «Урал», «Мордовию» и «Уфу», пусть даже у кого-то нет адекватного стадиона, а у кого-то – десятитысячник заполняется наполовину, но шестнадцать-то команд все равно не набирается. Какое тут расширение, смеетесь?
6) Аргумент про огромную страну от Калининграда до Владивостока, которой и восемнадцати команд мало, не работает – по пяти перечисленным выше причинам.
Теперь – почему двенадцать:
1) Это не на осень-весну перейти, это гораздо более гибкая реформа. Если завтра/послезавтра вдруг Мамут купит «Торпедо», Усманов возьмется за еще один «Арсенал», Абрамович возродит «Спартак-Чукотку», в общем, если клубов с реальным, а не выклянченным финансированием станет больше, премьер-лигу можно легко увеличить снова. Просто договоримся перед сезоном, что вылетает один клуб, а влетает три или пять (смотря, на сколько расширяться будем).
2) Телепродукт от двенадцати команд будет более монолитным, качественным и в итоге – более дорогим. Телеприбыль (даже на нынешнем уровне), поделенная на двенадцать команд – это уже хоть сколько-то ощутимая прибавка к бюджетам, не то что сейчас.
3) Сделать так, чтобы команды играли больше тридцати матчей, проще простого. Гонять в три круга (33 игры) или в два круга, а весной делиться на верхнюю и нижнюю шестерки и снова играть в два круга (32 игры).
В общем, сделать премьер-лигу более привлекательной, экономной и логичной можно легко. Хотя выдвигать популистские предложения – еще легче, это да.
Автор: Денис Романцов
19 февраля 04:00