— В России о вас слышали немного. Придется вкратце рассказать о себе!
— Я родился в Душанбе. Когда мне было три-четыре года, семья переехала в Москву, где я начал заниматься футболом. Выбирал между "Спартаком" и "Локомотивом", остановился на втором. Далеко не с первого раза удалось пробиться. Прошел всю школу "железнодорожников", стал тренироваться с основным составом. Когда мне было семнадцать, поступило два предложения — из "Амкара" и "Капфенберга". Пермский клуб не мог потянуть компенсацию, а австрийский заплатил всю сумму сразу, и с этого началась моя европейская карьера. Получается, новый президент клуба Ольга Смородская назвала цифру, которую смог осилить австрийский клуб.
— Пробиться в "основу" тогда еще клуба высшего дивизиона удалось сразу?
— Тренер меня стал наигрывать с основной командой, как только я пришел. Правда, не сразу на моей позиции. Дебют мой пришелся на встречу с "Ред Булл" из Зальцбурга. Отыграв три матча, уехал в молодежную сборную, в связи с чем потерял ненадолго место в составе. Тренер решил, что для меня сборная на первом месте.
— Как оценили австрийский уровень? Стало легче, чем в "Локо"?
— Оценить на сто процентов я не мог, я же в Москве в "основе" не играл. Понятно, что в "Локо" игроки стоят по десять-пятнадцать миллионов. В Австрии, разумеется, таких нет. Там главное — "физика". Нужно много бегать, двигаться, требуется большая выносливость. После "Локомотива" мне ее не хватало. За шестьдесят минут сначала уставал, как за весь матч.
— Пришлось учить язык, чтобы адаптироваться?
— До переезда знал базовый школьный английский. Здесь стал индивидуально заниматься немецким. Старался побольше говорить. Да и вообще язык знать — дело полезное. Сейчас знаю три языка.
— Расскажите о переходе в "Амкар". Так и планировали остаться там на год или это лишь стечение обстоятельств, что потом вернулись в "Капфенберг"?
— Перешел в "Амкар" после вылета из бундеслиги. Сначала побывал на просмотре в "Зените", но не сложилось. Решил рассмотреть вариант с Пермью. Оставаться там не планировал, уезжал на год. Долгое время там играть невозможно при тех условиях, что там есть и будут. Перешел лишь потому, что боялся не успеть заявиться хоть где-то.
— Не было желания вернуться?
— Нет, ни в коем случае. В команду уровня "Амкара" я никогда не вернусь. Дело не только в футбольных факторах. Инфраструктура… Да там делать нечего! Тренируешься при минус двадцати пяти на искусственном поле. В городе-миллионнике лишь одно поле! Можно просто угробить здоровье. После австрийских полей было трудновато там адаптироваться. Постоянно испытывал боли.
Зарплату в "Амкаре" выплачивали раз в пять месяцев. Ладно, у меня детей нет, молодой. Но некоторые игроки не хотели на тренировку выходить при такой погоде. Все знают, какая там ситуация, до сих пор так продолжается.
Но шансы давали, несмотря на обстоятельства. Хотя из-за отсутствия зарплаты мотивация падала. Вот какая у «Ростова» сейчас была мотивация? Денег нет, игроки не знали, за что бороться. "Амкар" же тогда тренировал Рустем Хузин, который еще не так давно был игроком. Авторитета перед старшими у него не хватало, срывался на молодых. Тебе двадцать лет, и уже на тебя сваливают все беды команды. Но время расставило все на свои места. Где сейчас Хузин? У меня по крайней мере работа есть.
— Переход в "Штурм" из Граца — карьерный рост?
— Конечно. Мог перейти туда еще раньше, предложения были. Команда с большой историей, в Австрии считается топовой. Город второй по населению в стране, целиком болеет за нас. Конечно, приятно здесь оказаться. Лучше "Штурма" только "Ред Булл". Условия шикарные. "Штурм" — отличный трамплин для перехода в лучшие чемпионаты.
Тренеры мне доверяют. Сейчас это Франко Фода, до этого был Дарко Миланич. Работают со мной, относятся очень хорошо. Немец делится ценным опытом с нами. Он же и сам отличным футболистом был.
— Ранее вас вызывали в молодежные сборные России. Реально ли попасть в национальную команду из "Штурма"?
— Да, в свое время вызывался к Талалаеву и Ульянову в сборную до двадцати лет, звали в юношеские команды. А в основную сборную пока не зовут, буду ждать.
— Можно ли сказать, что вызовы в юношеские команды были не столь частыми, потому что играли далеко?
— Не это главное. Я не буду говорить, из каких команд чаще вызывают игроков. Про критерии отбора молчу. А что касается того, дотягивал ли я до уровня сборной… Я бы не играл в Австрии, если бы не показывал уровня. В прошлом сезоне в "Капфенберге" у меня лучшая статистика из всех защитников была. Пожалуйста, вызывайте. Я готов ехать в сборную. Я работаю, а что решают тренеры — их дело.
— Если позовут в сборную Таджикистана, поедете?
— Я уважаю свою республику, получаю вызовы играть за сборную. Но я поставил цель в жизни — что-то выиграть. Потратил больше половины жизни на футбол. Хочу результата. Отыграть всю карьеру и остаться без побед — не для меня. Моя цель — сборная России. В "Штурме" все пока складывается, попадаем в еврокубки. Надеюсь, это поможет мне обратить на себя внимание тренеров сборной.
— Вы хотите побед и говорите: "Моя цель — сборная России". Поговорим же о ней. Вы как игрок чемпионата Австрии считаете, что недавнее поражение в Вене российская сборная потерпела по делу?
— Я и все российские игроки, которые имеют отношение к австрийскому футболу, до матча говорили одно и то же: здесь будет очень трудно. Но у нас в стране очень много "экспертов", которые утверждают, что мы должны выигрывать, мол, классом выше. Индивидуально — да, классом, может, и выше. И даже комбинационно у России более умная команда. Но у австрийцев все игроки выступают в Англии, Испании, Германии… Это лучшие чемпионаты! И давать такие прогнозы, особенно когда игроки сборной читают, верят… Мешает это, нельзя так. Приехали играть в Австрию против команды, которая занимает первое место, плюс мощная поддержка. У них сейчас одно из лучших поколений за всю историю, хотят попасть на Евро-2016. И я считаю, что 0:1 — не такой плохой результат с реальным фаворитом. Сборная Австрии — олицетворение австрийского футбола в целом. Они бегут, двигаются. Самое главное — темп!
На данный момент Австрия — сильнейшая команда в группе. Комментатор Стогниенко говорил, что Австрия не Швеция, середняк. Да скандинавы рядом не стояли со сборной Австрии, особенно без Ибрагимовича! Я играл против всех футболистов, которые выступают в нашем чемпионате и за сборную. Впрочем, надеюсь, дома мы сможем их одолеть.
— Какой путь развития карьеры для вас приоритетен? Запад или Восток?
— Никогда не говори "никогда". Есть "Локомотив". Команда, в которой я родился как футболист. Вспоминаю моменты, когда приходил в тот "золотой" клуб. Клуб, в который я хотел бы вернуться. У меня сердце "железнодорожное". Но пока я выбираю только западный путь. Знаю, как в Европе освещается футбол. Играешь в Германии — о тебе знает вся Европа. Играешь в России — знает лишь Россия.
Разумеется, в мечтах хотел бы уехать играть в Германию. Мне не придется адаптироваться, даже предложения уже были. Но я не откажусь переехать и в другие топовые чемпионаты. В Австрии на матчах полно скаутов, потому уехать отсюда в другие лиги реально. Хоть в Италию, хоть в Германию. И хотелось бы достойно представлять Россию в этих первенствах.