Консультант ФИФА по странам Восточной Европы и Средней Азии Валерий Чухрий — о последних событиях в мировом и отечественном футболе
Давление на руководителя Российского футбольного союза (РФС) Николая Толстых усиливается с каждым днем. Долгоиграющая история с поиском генерального спонсора, несвоевременные выплаты тренерскому штабу Фабио Капелло, скандал с расшифровкой заседания последнего исполкома, отсутствие президента РФС на встрече с главой ФИФА Зеппом Блаттером по вопросу о будущем крымских клубов — всё это ставится в упрек действующему руководству нашего футбола.
На прошлой неделе активизировался Валерий Газзаев, представивший программу реформирования российского футбола. Наконец, заявление министра спорта Виталия Мутко о том, что в стенах РФС работают 70 бездельников, наталкивает на мысль, что в футбольном хозяйстве могут наступить серьезные перемены.
О том, чем это может обернуться, корреспонденту «Известий» рассказал официальный представитель ФИФА в странах Восточной Европы и Средней Азии Валерий Чухрий.
— Вы читали новую программу развития футбола от Валерия Газзаева?
— Очень внимательно прочитал об инициативах Газзаева. В этой программе есть рациональные зерна, но ее надо дополнить объемным приложением о развитии детско-юношеского футбола. Не одной-двумя строчками написать: надо, дескать, развивать футбол, а необходимо разработать пошаговую программу развития детско-юношеского футбола по всей стране. Для этого нужно наладить взаимодействие между РФС, Министерством спорта и Министерством образования.
Детский футбол надо развивать с 4–5 лет. Отойти от соревновательного уклона в раннем возрасте. Сделать так, чтобы дети радовались игре, награждать всех участников соревнований.
— В программе развития футбола до 2020 года РФС прописано развитие детско-юношеского футбола...
— Тоже не в том объеме, как хотелось бы. Надо разделить детско-юношеский футбол на 4 категории: 4–8 лет, 9–12, 12–15 и от 15 и до перехода во взрослый футбол. У каждой категории должна быть своя программа. У нас же одинаковые тренировки — как у 7-летних, так и у 18-летних ребят. Такого подхода в футбольных странах уже нет лет двадцать.
Детский футбол — это дело не только РФС, необходимо выработать государственную программу. Без развития детско-юношеского футбола мы не сможем двигаться дальше. Вот, посмотрел я матч Россия–Азербайджан. Мне кажется, что это было жалкое зрелище. В нашей стране перестали появляться талантливые футболисты.
— Это напрямую связано с отсутствием программы развития детско-юношеского футбола?
— В том числе. Приведу пример. У меня есть дача в Троицке. Около одной из школ там было прекрасное футбольное поле, на котором играли дети. Я очень гордился этому факту. Но в этом году на этом месте развернули стройку жилого многоэтажного дома. Как это понимать? Где теперь дети будут играть в мяч?
— По программе ФИФА было уложено множество полей с искусственным покрытием по всей территории России...
— И как они используются? На этот вопрос у меня нет ответа. Я знаю, что многие из этих полей сделали платными. На них играют бизнесмены, поля арендуют организации, а потом эти арены закрываются на ключ.
— Приход Валерия Газзаева на руководящий пост в РФС способен изменить ситуацию?
— Не уверен. Газзаев — великолепный тренер, но как руководитель он пока себя не проявил. Вспомните, когда Валерий стал президентом «Алании», она обанкротилась. А его проект объединенного чемпионата России и Украины был невозможен с первого дня его существования. Об этом мне говорили и Зепп Блаттер и Мишель Платини (президент УЕФА. — «Известия»). Газзаев же до последнего момента пытался убедить общественность, что это возможно.
— На ваш взгляд, Толстых должен остаться во главе союза?
— Мы сами избрали президента на 4 года, поэтому теперь надо ему помогать. Пока в нашем футболе нет здоровой атмосферы, а идет поиск крайнего.
В этот раз по известным причинам не смогли сделать крайним главного тренера после провала на чемпионате мира.
Конечно, теперь пытаются сделать крайним президента РФС. Если подобные трения продолжатся, то ничем хорошим это не закончится. Мы будем не только уступать Алжиру, а откатимся к 40–50-му месту в рейтинге ФИФА.
Все приветствовали подписание нового контракта с Капелло. Теперь люди отказываются от своих слов и сваливают всё на Николая Александровича. Хотя лично я и Вячеслав Колосков настаивали, чтобы контракт Капелло был подписан по схеме «2+2», а не на 4 года.
Толстых надо помочь укрепить штатное расписание, найти спонсора, создать попечительский совет. Высокопоставленные чиновники кроме присутствия в исполкоме должны быть и в попечительском совете. Наконец-то РФС возглавил футбольный человек, но общественность делает всё, чтобы у нас снова произошла смена власти.
— К чему это приведет?
— Если Толстых покинет РФС, то мы откатимся на 2–3 года назад. По своему опыту знаю, что если новый руководитель приходит в федерацию футбола и полностью меняет персонал, то наступает безвременье.
Не директор пивного завода должен командовать РФС, а футбольный человек. Ему должен помогать маркетолог, человек разбирающийся в финансах. РФС устраивают финансовую блокаду. Спонсоры отказываются от РФС, а во всем мире компании борются за это место. Почему интересы клубов должны быть выше интересов сборных? Взрослым людям пора зарыть топор войны и поработать на благо российского футбола.
— Как отнеслись к решению Мишеля Платини не выдвигать свою кандидатуру на пост президента ФИФА?
— Я хорошо знаю, что у Блаттера и Платини дружеские взаимоотношения. Они понимают друг друга и великолепно взаимодействуют. Наверняка у них было заранее обговорено, что никаких неожиданных движений не будет. Сообщения в СМИ, что их отношения испорчены, надуманны.
— УЕФА стал единственной из шести конфедераций, которая не выразила поддержку действующему президенту ФИФА...
— Это коллективная позиция членов УЕФА, а не личное мнение Платини. Он должен был подчиниться. Во всех международных футбольных организациях всё решается большинством голосов. Тем не менее не стоит забывать про конфликт Блаттера и многолетнего лидера азиатского футбола Мохаммеда бин Хаммана. Они были хорошими друзьями, но потом всё закончилось скандалом.
— Жером Шампань сможет навязать достойную борьбу Блаттеру за пост президента ФИФА?
— Я хорошо знаком с Жеромом. Он очень умный, порядочный, грамотный человек, имеющий большой опыт работы в ФИФА. Он долгое время был заместителем генерального секретаря организации, советником Блаттера. Однако я не думаю, что футбольный мир его поддержит. Блаттер имеет огромный вес во всех конфедерациях. Я много раз участвовал в конгрессах ФИФА, и Блаттер всегда побеждал.
Тимур Ганеев
8 сентября 2014, 00:01