Михаил Гершкович: Программа должна быть написана на земле, а не в космосе
Глава «Объединения отечественных тренеров» Михаил Гершкович отдает дань уважения успешным немцам, которые придумали и реализуют программу развития футбола, однако не советует слепо копировать их систему.
- Это слишком глубокая проблема, чтобы ее можно было раскрыть в рамках короткого разговора, — считает Гершкович, — хотя какой-то опыт обобщить, наверное, можно.
Германия ведь тоже проводила чемпионат мира в период реформ, но задачи решить все вопросы именно к 2006 году она перед собой не ставила. Домашний чемпионат мира стал одним из этапов глобальной цели: вывести развитие германского футбола на совершенно новый уровень. При этом инфраструктурная база для решения задачи у немцев уже в начале века была мощная, ее никак нельзя сравнить с той, что имеем мы.
Примерно то же самое, кстати, можно сказать и об Испании: провал на чемпионате мира в Бразилии не означает, что там все плохо. На результате сказалось стечение конкретных обстоятельств, а в целом испанская система работает отлично.
- У нас, мягко говоря, другая ситуация…
- Нам нужно абстрагироваться от успеха именно в 2018-м и заняться футболом в целом, выстроив систему, которая показала бы свою жизнеспособность и позволила бы сборным России стабильно выступать на высоком уровне.
Про 2018-й тоже, конечно, забывать нельзя, и какие-то конкретные шаги предпринять стоит. В первую очередь, целенаправленно поработать над уровнем мастерства молодых игроков, которые могут стать основой сборной России через четыре года: индивидуально мы заметно отстаем от лучших команд мира. Но смысл в том, что заниматься решением какой-то одной стороной проблемы и игнорировать другие нельзя — нужен комплексный, глубоко продуманный план, серьезная научная работа.
Эта задача в разы тяжелее, чем просто взять и обозначить программу развития футбола до какого-нибудь там 2020 года.
- Но ее же обозначили.
- Пустыми лозунгами и девизами. Программа должна быть написана на земле, а не в космосе. Ее нужно насыщать абсолютной конкретикой — когда, кто, где и что должен делать, какова юридическая база для той или иной задачи, каковы источники финансирования…
Опираться на «Стратегию-2020», имея в виду развитие футбола, просто невозможно.
- Может быть, особенности национального характера не позволяют нам взяться за дело всерьез? Изобретать колесо-то не нужно, по большому счету, — успешные примеры перед глазами…
- Нет, все гораздо проще. Дело в том, что любым серьезным делом должны заниматься профессионалы.
Если программа развития футбола пишется под руководством ректора Академии имени Плеханова, а курируется генсеком РФС Воробьевым, который имеет о футболе чисто теоретическое представление, о чем тут можно говорить?
О чем можно говорить, если в составе Комитета по развитию футбола РФС, который должен быть одним из ключевых подразделений РФС, нет ни одного профессионального тренера?
Поэтому в «Стратегии-2020» и появляются позиции вроде этой: подготовить к 2020 году десять тысяч лицензированных тренеров.
Первый и самый простой вопрос: зачем? Зачем России, в которой сейчас немногим больше ста профессиональных клубов, столько тренеров?
Второй вопрос: как? Мы начали готовить профессиональных тренеров в 2005 году, и за это время лицензии получили 800 с небольшим плюсом человек. За девять лет, получается. А за оставшиеся шесть лет, значит, должны подготовить девять тысяч тренеров…
Ну вот как можно писать такие вещи и выдавать их за серьезный документ? При этом, например, ни слова не сказано о том, что нужно готовить преподавателей, которые учили бы детских тренеров, — насущнейший из вопросов, который лежит на поверхности и требует немедленного решения.
Футболу России остро необходимы хотя бы узкопрофильные программы по развитию детско-юношеского футбола — вот что нужно делать сегодня, чтобы создать хотя бы прообраз системы в будущем. Понимая, кстати, что без прямого участия государства, как это было в той же Германии, сделать ничего невозможно в принципе.
- Значит, в сухом остатке, если говорить об успехе в 2018-м, — натурализация?
- В этом вопросе нужно быть очень аккуратным. Натурализация спортсмена, выступающего в индивидуальном виде спорта и в командном, — совершенно разные вещи. Назовите мне вот так, с ходу, однозначно успешный пример натурализации в футболе?
Примеры Озила, Хедиры, Клозе, Боатенга, ставших чемпионами мира, разумеется, некорректны, потому что все они родились в Германии или, по крайней мере, прошли в этой стране полный цикл воспитания и образования. Они являются носителями немецкого менталитета, они пропитаны духом своей страны, они думают на немецком языке, они никак не могут считаться иностранцами.
Без глубинного чувства патриотизма играть за сборную невозможно. Нет, я не отрицаю самого метода натурализации — для усиления какой-то отдельно взятой позиции он, наверное, годится, но в глобальном плане это ложный путь.
Автор: Константин Столбовский
17 июля 2014 15:15