Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ
Споры вокруг того или иного варианта лимита на легионеров ведутся уже очень давно. "СЭ" решил разобраться, как действующее ограничение - не более 7 иностранцев на поле - скажется на ведущих российских клубах.
Проблема лимита - это замкнутый круг, головоломка и черт знает что в одном флаконе. Все понимают неизбежную кособокость любой лимитной системы, в том числе и полной отмены ограничений, но никто не знает, как этой кособокости гарантированно избежать. А главные постулаты как сторонников, так и противников лимита содержат в себе трудноразрешимые противоречия.
Взять, к примеру, пресловутую конкуренцию, без которой футбол в принципе не жилец. Идея здравая: введи в процесс становления игроков соревновательный момент, и будет тебе счастье. Футболист, которого никто не стремится вытеснить из состава, ментально жиреет, утрачивает стимулы. А вечно мотивированный и тонизированный растет, как гриб после дождя.
Но важно и то, с кем предстоит конкурировать россиянам. Одно дело, если с лучшими образцами зарубежных футболопроизводителей. Они впереди - мы за ними. Изо всех сил тянемся, учимся, мотаем на ус, после чего оттесняем плечом и рвем финишную ленточку.
Другое дело, когда в качестве конкурентов нашей юной поросли предложат такую же по качеству, но более дешевую рабочую силу. Как с ней конкурировать, если определяющим фактором станет не мастерство, а стоимость? Сербы с румынами и африканцами для наших клубов средней руки - милое дело. Отмени лимит, и они хлынут в российские команды, не грезящие победами в Лиге чемпионов, мощным потоком. Поскольку уровень определенный дают, космических зарплат не требуют, суммы трансферов имеют доступные. Да еще и агенты у них вполне покладистые для того, чтобы провернуть с ними нечто персонально приятное.
В ответ можно услышать: нашим придется пойти на понижение зарплат до уровня легионерских. А стоимость российских трансферов при отмене лимита упадет сама. Тогда условия станут равными и конкуренция зацветет буйным цветом. Все верно. Кроме одного. Нельзя забывать о том, что есть проблемы сугубо футбольные, а есть - макроэкономические.
Давайте в таком случае создадим конкуренцию и во всех остальных жизненных сферах. Откроем настежь миграционные ворота и скажем: состязайтесь, россияне, с выходцами из стран с более низким уровнем доходов. Наш и не наш дворник метут одинаково, но приезжий согласен на меньшую зарплату - ему и метлу в руки. А еще можно столкнуть лбами своих и чужих в бизнесе, в строительстве (что вообще-то давно и происходит), в чиновничьем и врачебном деле. И это будет, согласитесь, не совсем честная конкуренция. Потому что гастарбайтеры станут занимать российские рабочие места, но тратить заработанное в своих странах. Им там хватит с лихвой. А нам здесь тех зарплат, на которые согласны гости, - нет. Хотя к футболу с его гонорарами, надо признать, это относится в меньшей степени.
Или, к примеру, такое противоречие. Сейчас иностранцам разрешено занимать 7 из 11 рабочих мест на поле. Фабио Капелло оторопело взирает на это и говорит: круг кандидатов в сборную слишком мал. Он мог бы быть шире, если бы россияне сами становились легионерами, выступая в других чемпионатах. Так нет же, нас и здесь неплохо кормят. А сытость, как известно, - враг эволюции. Возникает вопрос: в российском футболе большие зарплаты потому, что велики аппетиты, или потому, что велики бюджеты? Ответ, по-моему, очевиден. И это значит, что вырисовывается очередной тупик. Мы готовы много платить, но не хотим, чтобы много просили. Так не бывает.
Третий момент. Говоря о вреде лимита, клубы часто жалуются на российские трансферные цены. При этом скромно забывают о том, что у каждого клуба есть школа, обязанная помогать экономить на покупках методом воспитания своих. Да, школ в стране мало и их эффективность невысока. Но кому в таком случае клубы предлагают конкурировать с легионерами? Для нормального соперничества в России попросту нет достаточного количества футбольно-человеческой массы.
Имелся бы миллион молодых игроков - тысяча-другая наверняка пробилась бы в люди. А если школы выдают на гора жалкую горстку талантов, которой надлежит конкурировать с отборными иностранцами, вероятность выжить в такой каше невелика. Более того, даже в странах, где школ много, а футбол - культ, легионеры часто подавляют доморощенных своим числом и уровнем. Посмотрите на англичан, у которых и с комплектованием первой сборной не все ладно, и молодежка не ахти, поскольку у ее футболистов немного игрового времени в клубах.
По всему выходит, что без разумного протекционизма нам пока не обойтись. И разумность эта вполне могла бы найти свое отражение в уже не раз озвученной идее. Что если обязать клубы включать россиян не в стартовый состав, а в заявку на сезон? Например, из 25 игроков 10 - непременно российских, остальные, так и быть, иностранцы. И пусть они внутри команды друг с другом конкурируют. А играть станут лучшие.
Небезынтересный вариант. Только и у него есть свое "но". Держать в команде 10 россиян для галочки, включая их в заявку, как "Зенит" вписывал в число запасных доморощенного Чеминаву, слишком накладно и даже безумно. Поэтому свою российскую десятку каждый клуб подберет тщательно и постарается растить на совесть. Однако где гарантия, что иностранцев не подберут еще тщательнее, под турнирную задачу? Денег у наших клубов на покупку уже сформировавшихся звезд хватит. Им и придется весь сезон давать результат. А россиянами станут "заполнять перерывы", вызванные травмами и дисквалификациями.
Исключено такое? Отнюдь. Кто-то из наших сквозь асфальт, конечно, пробьется, да и костяк нынешней сборной свои места на поле отстоит. Но купить готовое на стороне всегда проще, чем долго доводить до ума свое, не имея гарантий успеха. Особенно если финансы позволяют, а в России чаще всего так и есть.
160 россиян против 240 иностранцев, набранных со всего мира, - такой будет пропорция в заявках 16 клубов премьер-лиги. Даже если предположить, что мастерство конкурирующих одинаково, в среднем получим на поле то же соотношение, что сейчас: 7 чужих, 4 своих. Но в России попросту нет 160 игроков мирового уровня. Значит, перекос будет более существенным и не в российскую сторону.
Какую картину в этом случае увидит перед собой Капелло или его сменщик? Кем станет комплектоваться сборная не тогда, когда россияне подрастут (если они вообще подрастут), а в ближайшие годы, после схода нынешнего поколения? Игроками российской молодежки? Ее недавнее выступление в Израиле не делает эту идею особо привлекательной.
И вот еще что. Приводя в пример бесконкурентного убожества пресловутый "АвтоВАЗ", многие забывают: тольяттинцы много лет делали плохие машины не потому, что криворуки и ленивы, а потому, что они продукт всей нашей жуткой экономики. ВАЗ не закалился, а помер бы, заставь его всерьез сражаться с мировым автопромом. Ни технологий, ни бизнес-иммунитета, ни маркетинга, ни зарубежных рынков сбыта - чем сражаться-то? За счет чего побеждать?
Таков нынче и российский футбол. Ни школ, ни детских тренеров, ни полей, ни массовости, ни стадионов. Репродуктивная система чуть жива. А мы ей говорим - конкурируй!
Бросая ребенка в реку, можно научить его плавать. Но можно и утопить. В случае, когда имеешь дело с замкнутым кругом, головоломкой и черт знает чем в одном флаконе, риски лучше просчитать заранее.