Его имя стало главным сюрпризом в составе сборной России, который был вызван для подготовки к очередным матчам отборочного турнира ЧМ-2014. Восстанавливая в памяти основные вехи карьеры хавбека «Локомотива», Sportbox.ru пытается понять, чем он мог привлечь внимание Фабио Капелло.
Красно-белые извилины
Людей, которые не удивились бы этому выбору, наверное, найдётся не очень много, если таковые отыщутся вообще. Что там говорить, если сам Максим вызов в сборную назвал сном наяву. А больше других, должно быть, таким известием озадачился спартаковский народ. Леонид Федун, например, который всего год назад полагал Григорьева подходящим парнем для того, чтобы бороться за 14-15-е места. Или Валерий Карпин, который за два сезона тренерской практики не нашёл по сути ни одного повода, чтобы проверить этого парня по-настоящему.
Это Микаэль Лаудруп что-то в нём видел. Восемнадцатилетним подтянул к основе, давал играть, не боялся выпускать даже на горячий «Уайт Харт Лейн». А сменивший датчанина гендиректор в первый же день отправил его обратно в дубль. При Карпине за главную команду клуба Григорьев сыграл лишь однажды – в октябре 2009-го. И те полчаса, что ему были доверены, получились не самыми скучными: «Спартак» забил «Локомотиву» пару мячей и оформил красивую победу 3:0. Какие, казалось бы, вопросы могут быть к игроку, с появлением которого команда так прибавляет? Тем не менее больше Григорьев в красно-белой футболке не выходил. Если, конечно, не считать дубля. В чём причина такого отношения, со стороны не угадать. Прохладца Карпина тем более удивительна, что Григорьев чем-то напоминает его самого в игровые годы: то же амплуа, тот же типаж, та же стать. Может быть, Максим немного терялся в извилинах красно-белой игры? Даже если и так, то ведь и Карпин по молодости выглядел в спартаковском футболе отнюдь не органично. Впрочем, что теперь рядить – в общем, не сложилось.
Талисман со скамейки
С родным клубом – а в «Спартак» он пришёл в двенадцать лет – Григорьев расстался как-то нескладно. Определить в известном сюжете долю его персональной инициативы со стороны не удастся. Но едва ли изысканный маршрут «Спартак» – МИТОС – «Ростов», давший в конце концов хлеб даже спортивному арбитражу в Лозанне, мог быть задуман тем, кто зарабатывает на жизнь на футбольном поле. Если же отрешиться от казуистики, то переезд на Дон определённо пошёл футболисту на пользу. Потому что и Олег Протасов, и Сергей Балахнин давали ему играть. И это получалось у него очень неплохо. По крайней мере болельщикам нравилось: по итогам голосования на официальном сайте «Ростова» Григорьев занял третье место в списке лучших игроков команды в 2011 году. Глянулся он и специалистам. Но всё же перехода в «Локомотив» – клуб, который затеял «дело Григорьева» – не ждал никто. Тем не менее 16 января 2012 года Максим стал железнодорожником.
Утверждать, будто всё у него в красно-зелёной футболке сразу пошло как по маслу, будет некоторым преувеличением. У Жозе Коусейру он поначалу не всегда даже раздевался в запас, а возможность сыграть получил только в мае, когда на сезоне в клубе уже поставили крест. Славен Билич верит ему больше, хотя и тут всё начиналось с выхода на 90-й минуте. Но мало-помалу Григорьев отвоёвывал себе игровое пространство и в сентябре стал уже игроком основы. Так вышло, что его дебют в стартовом составе совпал с началом победной серии, вознесшей «Локомотив» из глубин таблицы на пьедестал. В Грозном он даже открыл счёт, и этот гол де-юре стал победным в центральном матче девятого тура. Занятно, что в последнее встрече, против «Кубани», тренер решил оставить его на скамейке, и впервые за пять туров железнодорожники проиграли.
Уверенность и бег
Таким образом, Капелло привлёк в команду новичка, который не имеет твёрдого места в составе своего клуба. Странно, не так ли? Если иметь в виду, что и в молодёжной сборной Григорьев по большому счёту находился на положении резервиста: ни одного выхода в основе за весь отборочный турнир ЧЕ-2013, – выбор итальянца покажется ещё более загадочным. Тем не менее уловить логику выбора хочется.
Ещё по первым матчам Капелло стало понятно, что тренер стремится сделать свою команду быстрой. Он стабильно игнорирует «больших» форвардов, а против Израиля выставил самую стремительную атаку России за долгие годы: Быстров – Кержаков – Кокорин. Учитывая, как прожил последний месяц «Зенит», представители которого и задают ритм игры сборной, Капелло не мог не озаботится тем, насколько его команда будет готова в предстоящих матчах держать темп. Тем более что против Португалии, например, контратакующий стиль выглядел бы вполне уместным. Потому-то, как представляется, тренеру и нужны быстрые футболисты. А Григорьев свои способности по этой части в сентябре раскрыл исчерпывающе.
Такую версию подтверждает ещё одно наблюдение. Если сравнить расширенный список Капелло с итоговым, то окажется, что в окончательной редакции отсутствуют двенадцать имён. Вот перечень выбывших игроков средней линии и атаки: Георгий Габулов, Олег Шатов, Магомед Оздоев, Олег Иванов, Игорь Лебеденко, Владислав Кулик, Александр Рязанцев. Почему все они ушли, а Григорьев остался? Чем он сильнее? Опыт, класс, тонус – ничего не подходит. Единственный вариант, который кажется правдоподобным, – скорость. Бежит Григорьев на самом деле так, как никому из исключённых, пожалуй, не под силу.
Возможно, Капелло принял во внимание ещё одну особенность этого парня – уверенность в себе. Невзгоды, которых в его короткой карьере было уже достаточно, ничуть не выбивают его из делового ритма. Опала в «Спартаке», именное дело в «Ростове», высочайшая конкуренция в «Локомотиве» – всё ему нипочём. Он впахивает и потихоньку поднимается на высоты, где его никто не ждал. А крепкая психика – это как раз та частность, которая при встрече с командой Криштиану Роналду дебютанту совсем не повредит.
Андрей Колесников, Sportbox.ru