«Русские вперед!» как устаревшая модель мира
Пресс-атташе сборной России и комментатор ТК «Россия 2» Илья Казаков рассуждает о тенденции, по которой в отечественных клубах иностранных тренеров и игроков становится все больше и больше.
В молодости хочется революций, но с годами ты превращаешься в консерватора. «Раньше и теперь» — слова, которыми ежедневно жонглируют консерваторы, приблизившиеся к пенсионным рубежам. «Мне не нравится, что...» — из оперы тех же героев.
Я покамест не стар и даже не вполне еще консерватор, однако не могу, как ни пытаюсь, сбежать от протестов в унисон старшим поколениям. Мне не нравится, что теперь все меньше команд, где большинство игроков — люди с российским паспортом. Мне не нравится, что мои оставшиеся в основе таких клубов соотечественники — преимущественно разрушители. И еще больше мне не нравится, что их команды играют ниже своих возможностей, хотя раньше… Извините, с «теперь» и «раньше» здесь закончил.
Понимаю, «лимит развращает», «к нам едут стоящие игроки» и прочее бла-бла-бла. Когда 20-летний игрок с российским паспортом «стоит в пять раз больше качественного футболиста из зарубежья» — для президентов клубов это веский довод. Строя дачу или ремонтируя квартиру, мы имеем возможность узнать цены на рынке. Хотя не уверен, что этот пример корректен. В пределах МКАДа русские строители вымерли точно мамонты. Не знаю, строят ли они где-нибудь что-нибудь. Или каждый опыт совместного творчества — исключение из правил. Мне повезло: фундамент под дачу заливали мужики из Смоленска. Им было под полтинник. С участка соседей, где рос домик из пеноблоков слушался бодрый незнакомый говор. Там трудился народ помоложе. Лет на двадцать, как минимум.
Гуляющие дачники, проходя мимо, наверняка бросали что-то вроде «понаехали». Хотя, не исключено, подходили, интересуясь ценами. Работяги из «Элекстросети», менявшие рядом осветительный столб, косились на приезжих неодобрительно.
Так и подмывает сказать — словно Денисов.
Протест зенитовца, обросший разнообразными шутками, по-прежнему до конца не понятен. Легко увидеть в нем борьбу за свой контракт и только, «жлобство», «звездную болезнь», «неадекватность». Но мне кажется — у него кипели иные эмоции. Возмущение. Может быть, страх. Попытка быть услышанным. Наверное, что-то еще.
Я сейчас, точно так же как и он, пытаюсь выразить то, что бурлит внутри меня, и чувствую — получается не вполне удачно. Но если говорить лозунгами (а на такую манеру общения в футболе переходя все чаще), мое раздражение можно сформулировать так: мы и здесь теряем рынок.
Российский футбол уже потерял тренерский рынок. Не сказать, что безвозвратно, однако на сегодня это действительно так. Здесь показателен даже пример не грандов, а «Краснодара» — солидный молодой клуб захотел не только тренера-иностранца, но и иностранца — тренера дубля. Расставшись с перспективным Олегом Василенко и отказав ему перед этим быть отправленным на учебу в Академию тренерского мастерства при РФС. Все, что могут сегодня отечественные тренеры — работать в клубах более низкого статуса (за редким исключением) и сетовать, что работодатели выбирают легионеров и платят им значительно больше.
Позиция Денисова — по сути, диссидентский поступок. Возмущение складывающейся системой. «Зенит», выигравший все, что можно с костяком из россиян, сделал шаги к новой форме бытия. И это не могло не вызвать протеста тех, кто сформировался в прежней реальности.
Интересно, что Карпин сказал: будь возможность — взял бы капитана сборной в «Спартак», несмотря на их знаменитую стычку. В «Спартак», который вдруг перестал быть русской командой. Два-три россиянина, все играющие в защите — при Эмери стало нормой. Я спрашиваю красно-белых друзей: как им такой «Спартак» — и они смущаются, произнося вместо ответа клятвы в вечной верности любимому клубу и так далее. Но разве «Спартак» единичен? В ЦСКА, «Рубине», «Анжи», «Динамо» та же самая картина: наши в обороне, иностранцы в атаке. Еще как-то держится «Локомотив», хотя и там наметилась склонность к общей тенденции. Ладно, что еще есть небольшой возрастной запас у «Зенита».
И пусть это давало бы результат. Но и его пока нет.
На тренерских семинарах постоянно звучит формула: в успешных сборных средний возраст основного состава 26 — 28 лет. Домашний чемпионат мира через пять с половиной лет.
Вот состав молодежки Николая Писарева на два матча с Чехией (разговор о полузащите и атаке):
Полузащитники: Шота Бибилов («Волга» НН), Александр Зотов («Томь»), Юрий Кириллов («Уфа»), Магомед Оздоев («Локомотив»), Сергей Петров («Крылья Советов»), Антон Соснин («Кубань»), Денис Черышев («Реал» Мадрид Испания), Олег Шатов («Анжи»), Павел Яковлев («Спартак» М)
Нападающие: Артем Делькин («Крылья Советов»), Максим Канунников («Зенит»), Федор Смолов («Анжи»)
Говорят, оптимизм — свойство молодости. Похоже, она действительно прошла.
В выходные новый тур. Фанаты снова запоют: «Русские — вперед!»
Оказывается, это миф. Русские теперь держат оборону. По-моему, здесь есть какая-то символичность.
P.S. Заметьте — ни слова о БАТЭ. Это все-таки совершенно иная история.