Почему у Билича может не получиться в «Локомотиве»?
Славен Билич провел первый рабочий день в «Локомотиве», а Кирилл Благов объяснил, почему его переезду в Россию если и надо радоваться, то очень аккуратно.
Первый вопрос, который я задам Славену Биличу, как только у меня появится возможность, – как можно было выбрать “Локомотив”, имея варианты с клубами из Англии? Понятно, что речь шла не об “Арсенале” или “Челси”, но условный середняк английской премьер-лиги – это куда более заманчиво и интересно, чем “Локомотив”, по факту, середняк чемпионата России. Конечно, наивно полагать, что условные “Вест Бромвич” или “Астон Вилла” внезапно начнут бороться за чемпионство, но соперничество с “Манчестер Сити”, “МЮ”, “Тоттенхэмом“ и даже нынешним “Ливерпулем” – история гораздо более амбициозная, чем вылавливание очков в Самаре или Грозном.
Да, в Англии есть риск стремительно провалиться, но, во-первых, это совершенно не значит, что тебя затем не позовут в Россию (позовут – просто потому что неудача с середняком, пусть и лучшей лиги мира, не затмит здесь эмоции от околпаченной пять лет назад сборной Англии). А во-вторых, в России можно провалиться куда стремительнее, и вот в Англию после этого уже не позовут – трудящийся в Днепропетровске Хуанде Рамос подтвердит.
Билич – в первую очередь, тренер-впечатление. В самом деле в России он запомнился главным образом тем, что вытащил сборную нашей страны на Евро-2008. Затем портрет стал дополняться неукладывающимися в конформистских головах штрихами (проколотое ухо, татуировка, сигарета в зубах, игра на гитаре, регулярно слетающие с уст дерзкие выражения) и, взрывая сознание, окончательно сформировался после драматических выступлений на кромке поля во время десятка матчей, транслируемых на федеральных каналах.
Билич влюбил в себя за десять матчей, которые показывали в России. Просто потому, что за пределами этого десятка матчей за ним никто не следил
Празднуя победы с таким же неистовым задором, как и каждый из двадцати тысяч сорванцов в клетчатых майках на трибунах, принимая поражения в рубашке, насквозь пропитанной потом и слезами, Билич влюблял в себя, наверное, не меньше, чем Хиддинк. Просто потому, что за пределами этого десятка матчей за ним никто особо и не следил.
Как человек Билич, конечно же, невероятно крут, но с этим тренером меж тем хорваты не вышли на чемпионат мира, пропустив вперед Украину. А на Евро-2012 пробились только через стыковые матчи, отдав первое место в группе Греции, попутно проиграв Грузии. Из побед над большими соперниками, помимо все той же Англии, вспоминается только Германия в 2008-м, все остальное было более-менее мимо. Думаю, все понимают, что в России обыгрывать соперников, которые сильнее, хорвату придется чуть чаще, чем раз в два года.
Безусловно, работа в сборной и клубе – абсолютно разные вещи. Но важно понимать, что у Билича не будет времени на все то, что руководители клубов упаковывают в выражение “заложить фундамент”. По мнению Ольги Смородской, это уже сделал Жозе Коусейру. Теперь от Билича ждут успехов, а работа Славена, как показывают последние четыре года, их гарантией в степени, соответствующей ожиданиям руководства, абсолютно не является.
Да и потом, не будем забывать, что в «Локомотиве» рядом с Биличем будут не высекающий искру Модрич, семижильный Срна и другие славные парни, а условный Роман Павлюченко, который совсем недавно, во время, возможно, главного турнира в своей жизни тренировался из-под палки и вообще производил впечатление человека, который всем делает одолжение. Начальником будет не ведущий борьбу с гомосексуалистами дедуля, присматривавший за Биличем, когда тот два десятка лет назад делал первые шаги в сборной, а человек, при котором за два года с командой работали уже четыре тренера.
Пожалуй, единственное, во что хочется верить во всей этой истории – Билич разглядел в “Локомотиве” нечто куда более будоражащее, чем 3-миллионный контракт. Что-то такое, что мог прочувствовать только он один. В конце концов, нельзя же было уже в 43 из славного малого превратиться в Дика Адвоката.
Автор
Кирилл Благов