Марат Измайлов: "Понимаю Аршавина"
После вылета из турнира сборная – как игроки, так и тренеры – ушла в тень, предпочитая не давать комментариев. Полузащитник «Спортинга» Марат Измайлов стал в этом смысле исключением. В откровенном интервью «Советскому спорту» футболист подводит итоги Евро.
«НЕ НАДО СРАВНИВАТЬ ФУТБОЛ С ВОЙНОЙ»
– Марат, у вас есть объяснение неудачного результата сборной на Евро?
– Причин, как обычно бывает в таких случаях, несколько. Где-то не повезло, где-то здорово сыграл соперник, а у нас, наоборот, в каких-то эпизодах что-то не получалось. Сложилась общая картина, с которой любая команда часто сталкивается в футболе.
– Что стоило делать иначе, будь у вас такая возможность?
– Не люблю подобную формулировку. Если бы да кабы… Не стоит оглядываться назад и о чем-то жалеть. Сейчас куда важнее сделать правильные выводы и в будущем не допускать определенных ошибок.
– Какие выводы после Евро сделали вы?
– Эмоции – не лучший помощник в этом деле. Не хочется разбирать игру по горячим следам.
– Сейчас это пытаются сделать специалисты и болельщики. Известного телеведущего Сергея Доренко возмутило то, что игроки ходили с женами в бутики по ходу Евро.
– И что криминального в том, что футболист в свободное время пошел купить подарки родным или близким?
– «Когда воин в походе, он ни о чем не думает, кроме войны», – вот такая цитата.
– Мне непонятна такая неадекватная реакция на обычное человеческое занятие. Не надо относиться к футболу как к войне. Мы все готовились к матчам. Делали это профессионально, выкладываясь на тренировках. В послеигровые дни у нас была утренняя тренировка, после которой у футболистов до ужина свободное время. В это время игроки могли заняться своими делами, отвлечься и отдохнуть от нагрузок. Уверен, что многие люди, которые приехали в Польшу по работе, включая вас, журналистов, тоже ходили в сувенирные лавки, покупали какие-то вещи на память себе, подарки родным… Не думаю, что об этом вообще стоит говорить всерьез.
«У СБОРНОЙ РОССИИ СВОЙ СТИЛЬ»
– Как считаете, связано ли ваше отсутствие в стартовом составе на Евро с тем, что на сборе в Швейцарии вы получили травму спины?
– Думаю, да. Хотя изначально ехал в сборную как человек, не знакомый Адвокату. С целью показаться ему на тренировках и в контрольных матчах, чтобы попасть в «список 23». Понимаю, что Адвокат, приглашая на сбор, едва ли рассчитывал видеть меня в стартовом составе. Но я старался проявлять себя на каждой тренировке и в товарищеских встречах, и в какой-то момент почувствовал, что есть реальный шанс побороться за игровое время на Евро. Но травма спины выбила из колеи. Мало того что пропустил несколько дней тренировок, так еще и в матче против Италии, который наша сборная провела на высочайшем уровне, не сыграл. Участие или неучастие в той игре стало определяющим для тренерского штаба в выборе состава на Евро. Но, как у нас говорят, не бывает худа без добра. Даже в моей травме спины можно найти свои плюсы.
– Какие?
– На позиции правого полузащитника, где рассматривалась и моя кандидатура, Дзагоев проявил себя очень здорово. Искренне рад за Алана.
– А вы не предполагаете, что могли бы сыграть сильнее?
– Не стану сравнивать, это было бы некорректно. Даст бог, если в будущем представится шанс, постараюсь проявить себя не хуже конкурентов на одной из позиций. В «Спортинге» я ведь не всегда действую на позиции инсайда, иногда смещаюсь в центр, где ощущаю себя наиболее комфортно.
– По словам тренера по физподготовке Роба Одерленда, греки играли «с ножом у горла». С чем у горла играла наша сборная?
– Россия играла в футбол. И на каждый матч сборная выходила с уверенностью в своих силах. Мы рассчитывали победить и пройти дальше. К сожалению, не удалось. Это футбол.
– Почему в сборной так мало отрабатывали стандарты? Тренер греков Сантуш назвал их исполнение слабым звеном нашей сборной.
– Упор делался на другие компоненты игры. Но и стандарты тоже отрабатывали на каждой предыгровой тренировке, когда пресса уже отсутствовала. Все ребята знали, кто кого держит в обороне, кто и как должен подключаться при стандартных положениях, при атаке. Дело в том, что какие-то команды работают над этим больше, кто-то меньше. Если сравнивать «Спортинг» последнего года и нынешнюю сборную, то в Португалии этому уделяли куда больше времени. Все зависит от конкретного тренера.
– Может, малая результативность при стандартах – следствие невысокого среднего роста российской сборной?
– Есть у нас футболисты, очень сильно играющие головой. Игнашевич, Березуцкий… Для многих открытием стал Дзагоев, который огорчил поляков со второго этажа, мог отличиться и с греками...
– Еще до матча с ними было понятно, что соперник выстроит у своих ворот внушительные защитные редуты. Вы к этому как-то готовились?
– Мне очень понравилось, что в сборной мы больше думали о себе. Отрабатывали наш футбол. Все занятия были направлены на быстроту мышления, скоростные передачи, быстрый переход из обороны в атаку. Приятно, когда твоя команда пытается навязать свой футбол, а не подстраивается под кого-то. В идеале в матче с греками хотелось забить первыми. С этой мыслью и выходили на поле. Но, пропустив необязательный гол, были вынуждены уже переламывать ход встречи. Не удалось.
– Были готовы к тому, что придется отыгрываться и взламывать оборону греков?
– Если вы обратили внимание, мы при любом варианте развития событий старались вести свою игру. Таков наш стиль. Он был узнаваем.
– Главный скаут польской сборной назвал игру России предсказуемой. По-моему, после разгрома чехов все стали играть против нас в трех опорников. Из-за этого у россиян мало что получалось в созидании.
– У нас было достаточно моментов для взятия ворот. Если бы какой-то мяч влетел в сетку, никто бы не вспомнил польского скаута или тренера греков. Все бы восхищались игрой, как это произошло после матча с Чехией.
«РАЗДУТЫЕ ТЕМЫ»
– Хорошо, позвольте задать вопрос про гостиницу сборной. Вам комфортно жилось в центре Варшавы?
– Чувствовал себя хорошо в этом отеле. Да, мы не могли позволить себе выйти в город. В центре всегда было много болельщиков, которые вряд ли бы дали спокойно прогуляться. Но особой надобности в прогулках не было. Мы ежедневно тренировались, и у каждого была своя программа подготовки к матчам. Для кого-то это дополнительные занятия в тренажерном зале, для кого-то – восстановительные процедуры вроде бассейна. Свободного времени не так много.
– Как часто покидали гостиницу?
– Дважды в дни после игр выходил в город. Ко мне приезжали друзья не только из России, но и из Европы. Болельщики нашей сборной. С ними гуляли по городу, сидели в кафе…
– Перед игрой Польша – Россия было несколько серьезных стычек, которые к «раздутым темам» точно не отнесешь. Лично был в эпицентре событий. Что вы об этом знаете? Смотрели в Интернете видео?
– Видео посмотреть не удалось, но о беспорядках наслышан. Все, что произошло, – минус стране, принимающей Евро. Она должна позаботиться о безопасности болельщиков, которые приезжают. Меня больше всего возмутило, что польские хулиганы позволяли себе нападать на обычных людей, сидящих в кафе, которые были с детьми, женами… Это большая недоработка страны, принимающей Евро.
«ПОНИМАЮ АРШАВИНА»
– После поражения от греков большая порция критики досталась капитану Аршавину. Он действительно лидер? И, если так, в чем это проявляется?
– Ни для кого не секрет, что Андрей по характеру лидер. В сборной России очень много лидеров.
– Например?
– На каждую из позиций есть свой.
– «То, что мы не оправдали ваши ожидания, – ваши проблемы, никак не наши», – сказал после матча одному из болельщиков Аршавин. Имеет ли право на подобные высказывания капитан? В Португалии, где считаются с мнением болельщиков, это возможно?
– Это возможно во всем мире. Нельзя забывать, что футболисты после игр еще больше расстроены, чем болельщики. При этом, когда человек эмоционально устал, его начинают постоянно провоцировать, оскорблять… Кто-то может пройти мимо. Но есть и более темпераментные люди, которые стараются парировать. Зря все начали придираться к этим словам. Говоря все это, Андрей имел в виду немножко другое. Считаю, что люди, которые его провоцировали и снимали это на видео, поступили подло. Они воспользовались моментом, спровоцировали на реакцию, некие высказывания. Потом все это пустили в Интернет. Для чего? Ну, хотели поговорить, донести свое мнение. Донесли, услышали ответную реакцию да разошлись. А так, повторюсь, вышло подловато…
– А как бы вы отреагировали на подобные выходки болельщиков?
– Как и все, был огорчен случившимся, поэтому даже не знаю, как отреагировал бы… Правда не знаю.
– Многие болельщики возмущены, что сборная не встречалась с ними на Евро. Как считаете, такие встречи необходимы?
– Ничего плохого в них нет. Ведь в клубах такие встречи практикуются. Правда, не до конца понимаю, как это может происходить в сборной. Например, по какому критерию отбирать болельщиков? Если говорить конкретно про Евро-2012, вы сами видели, что у нас были сжатые сроки по подготовке. Кроме тренировок и товарищеских матчей, ни на что времени особо не оставалось.
– Болельщики вообще сильно отвлекали? Кроме депутатов, в гостинице встречал артистов, просто фанатов… Наверняка всем хотелось высказать свое недовольство.
– Споры были лишь после игры, и то это, как понимаю, речь о каких-то единичных случаях. Лично я с какой-то агрессивной реакцией не столкнулся. Пару раз пересекался с кем-то в лифте. Люди здоровались, желали удачи. Никакого дискомфорта.
«ГОРДИТЬСЯ НЕЧЕМ»
– Вы единственный из сборной извинились за то, что не подошли к болельщикам после матча с греками. Вы еще в раздевалке поняли, что команда поступила неправильно, и решили заявить об этом журналистам?
– Конечно, нет. На сегодняшний день я единственный, но это только оттого, что наши ребята еще не отошли до конца. Поверьте, каждый переживает по-своему. Просто еще никто особо ни с кем не разговаривал. Меня конкретно спросили о болельщиках, и в тот конкретный момент я действительно пожалел, что мы не поблагодарили наших за поддержку. Извинился. Сейчас, когда эмоции остыли, понимаю, что при любых раскладах мы должны находить в себе силы более адекватно реагировать на поражения. Понятно, всем тяжело. Но отблагодарить людей, которые приехали поддержать свою страну, мы обязаны.
– Поход в микст-зону получился для вас несколько курьезным. До сих пор непонятно, хвалили вы Адвоката или ругали.
– Только на днях сам обнаружил это недоразумение. Честно говоря, был в небольшом шоке. Говорил-то все наоборот, чем это преподнесли наши СМИ. Сказал, что Дик понравился как тренер и как человек. Любопытно, люди, написавшие обратное, сделали это осознанно, погнавшись за сенсацией? Хотелось бы спросить, чем они занимались во время футбола, если после не в состоянии справиться с обыкновенной расшифровкой текста, не придумывая никакой отсебятины. После этого случая я уже сам думаю, не лучше ли мне было последовать примеру партнеров и спокойно пойти в автобус. Наверняка большинство игроков не останавливается в смешанной зоне из-за таких вот недоразумений, которые происходят довольно часто.
– Адвокат на последней пресс-конференции заявил, что гордится работой в сборной. А вы горды тем, как выступила команда?
– Гордиться особо нечем. Были хорошие эпизоды, но все отталкиваются от конечного результата, которого нам достичь не удалось.
«ДЗАГОЕВ И КОКОРИН В ЕВРОПЕ НЕ ЗАТЕРЯЮТСЯ»
– Не считаете, что на этом Евро ваше выступление в сборной завершено?
– Время покажет. Буду стараться постоянно демонстрировать хороший футбол за свой клуб, чтобы вновь заслужить вызов в сборную. Если он поступит, с удовольствием откликнусь.
– Вы говорили, что Евро для футболистов – как рынок. Сами этот турнир рассматривали с рыночной точки зрения?
– Во-первых, это касается больше футболистов, которые начинают свой путь в футболе. Во-вторых, я выступаю в европейском чемпионате, нахожусь на виду у многих, регулярно участвую в еврокубках. Лично для себя этот Евро как рынок не рассматривал.
– У вас совсем не было желания когда-либо поменять клуб?
– Было. По разным причинам этого сделать не удалось. Как раз сейчас, наверное, пришло время всерьез вернуться к этому вопросу.
– Кто, по-вашему, может уехать в Европу из нашей сборной?
– Считаю, что реальный шанс есть у Дзагоева и Кокорина.
– Адвокат был бы не прочь взять динамовца в аренду в ПСВ. А вы Кокорина предложить «Спортингу» не хотите?
– Боюсь, что «Спортинг» не потянет ни трансферную стоимость, ни личный контракт Александра.