Член штаба сборной России Сергей Овчинников рассказал о главных проблемах команды.
— Ваше появление в сборной показалось несколько спонтанным. Вы, уже состоявшийся специалист, имеющий приличный опыт работы главного тренера в разных клубах, приходите на должность, которая предполагает узкую специализацию работы с вратарями. Для вас приглашение в команду Дика Адвоката было таким же неожиданным?
— Такие варианты я прокручивал в голове. Специалистов в стране такой направленности не так много, и я понимал, что сборной они в любой момент могли понадобиться. Неожиданностью было, что это произошло перед самым чемпионатом Европы. Позвонил Сергей Фурсенко, и я сразу же согласился. С одной стороны, конечно, я понимаю, что главному тренеру нежелательно работать в узкопрофильной специализации, как например работа с вратарями, но когда тебя зовут в национальную сборную к такому тренеру, как Дик Адвокат, отказываться нельзя. Обычно все мы ездим на какие-то стажировки, а тут тебя самого зовут в отличную школу, какой является и «Евро-2012», и топ-тренер нашей сборной. И потом я здесь работаю не только с вратарями. Тренерский штаб совещается по всем вопросам, в том числе чисто игровым.
— Одно из определяющих решений, которые принял тренерский штаб перед «Евро-2012», касалось как раз вратарской позиции. Два матча Малафеева не позволяют сомневаться в правильности выбора. Как принималось это решение?
— Мы разговаривали и совещались. Я не знаю, было ли у Адвоката это решение до «Евро-2012», или оно принималось в последний момент. Но такие решения всегда принимает только главный тренер. У его помощника не может быть частного мнения. Как только главный тренер делает выбор и озвучивает его, я на сто процентов считаю его правильным и поддерживаю его.
— Как вратарская команда восприняла этот выбор?
— Они все большие профессионалы. Это определяет все отношения. Игорь Акинфеев сейчас не играет, но он необходим сборной в любом качестве. Отлично работает Шунин. Тут у нас нет никаких проблем.
— Вы раньше были знакомы с Адвокатом? Считается, чтобы до конца понять и оценить нашего главного тренера сборной, требуется время. Поменялось ли ваше о нем впечатление после месяца тесной работы?
— Мы были знакомы, но не коротко. Все мы редко со стороны кажемся именно такими, какие есть на самом деле, и никогда не стоит судить о человеке только лишь из визуальных наблюдений. И я могу сказать, что очень приятно работать с таким открытым, умным и талантливым во многих отношениях человеком. Адвокат действительно — мягкий, открытый, с потрясающим чувством юмора, и это не дежурные комплименты. Он — личность, таких тренеров в мире — единицы, и я считаю, это моя большая удача, что я работаю здесь вместе с ним.
— Вы говорите, что работа с Адвокатом —– это школа. Чему в ней учат? Тактике? Позиционированию в команде? Психологии?
— Всему вместе. Причем тактике, возможно, меньше чем всему остальному. Мы работаем с футболистами очень высокой квалификации, как и в любой сборной отличного уровня, они превосходно готовы тактически, здесь не нужна глубокая дополнительная работа. Я здесь скорее сверяю свои общие принципы работы как главного тренера. Я не могу сказать более конкретно с примерами, озвучивать чисто профессиональные вещи, — идет турнир. Но вещи, которые он делает, направлены на результат, и приносят его. Я точно буду использовать что-то из этого в будущей карьере.
— Адвокат уходит после «Евро-2012». Сборная, в которой в последние шесть лет работали иностранные специалисты, будет способна воспринимать российского тренера, если он придет на смену голландцам?
— Это не вопрос национальности. Это вопрос профессионализма. Это вопрос личности. Я не вижу различий между иностранным и российским тренером в работе — все придерживаются примерно одинаковых игровых принципов. Так же, я уверен, футболисты сборной без проблем и правильно воспримут российского тренера. Хотя при этом есть ряд нюансов, которые могут этому помешать. Но я уверен, что без разницы, что за национальность у тренера, главное чтобы он был профессионалом.
— Сборная России и ее игра в первом туре оказалась сенсацией «Евро-2012». Может быть, поэтому ничья с Польшей стала таким разочарованием?
— А мы не считаем ничью с Польшей разочарованием, и мне трудно понять, почему этот результат так воспринимается. Или все ждали, что после 4:1, будет 5:1? Мы, русские, странные люди, когда нас все хвалят, мы — ругаем. У сборной есть проблема, и она огромна: за нее все болеют по клубному принципу и к игрокам относятся по клубному принципу — этот «наш», этот «не наш» или «не совсем наш». Всегда неприятно читать злобные отзывы. А у российской прессы есть привычка брать комментарии у людей, заведомо непрофессиональных в футболе, настроенных заведомо негативно к сборной. Круг этих людей постоянен, имена их всем известны, и заранее известно, что они скажут. Не понимаю для чего такие интервью, тем более спортивным изданиям. Полно есть прессы, которую характеризует определенный цвет, и там это, наверное, уместно. Зачем всем остальным дешевые сенсации? Я поиграл в разных странах, могу сравнивать, и вижу, что это целиком российская проблема. Что же касается ничьей с Польшей, то это нормальный достойный результат, который позволяет нам находиться на первом месте в группе, и сохраняет отличный результат на выход в четвертьфинал.
— Вы следите за группой «В», на которую выходят сборные из нашей группы?
— Я смотрю здесь все матчи, и группу «В» в том числе. Но сейчас нет смысла прикидывать и примеряться к той или иной сборной. У Дика Адвоката есть четыре скаута, которые отсматривают всех, и в нужный момент у нас будет полная информация о сопернике. А мы в данный момент полностью сосредоточенны на сборной Греции, и только на ней. А если говорить в целом о турнире, то я помню, что на прошлых чемпионатах мира или Европы были матчи, которые не вызывали абсолютно никакого интереса. На «Евро-2012» мне интересны все игры, и все они проходят на уровне выше среднего.
— Обстановка в Варшаве до и после игры с Польшей была непростой. Сборная чувствовала напряжение, которое царило на улицах между русскими и польскими болельщиками?
— Видели ли мы это? Нет. Слышали ли мы что-то? Тоже скорее — нет. Мы были сосредоточены на подготовке к игре, и отгорожены от всякого влияния извне. Мы, конечно, знаем, что после матча было далеко не все спокойно, были стычки, избиения, и тут, на мой взгляд, должны появиться вопросы к организаторам и полиции. Все-таки чемпионат Европы — это праздник, а на празднике люди не должны попадать в реанимацию.
— На следующий день игрокам сборной России предоставили выходной, и они пошли в город. Учитывая обстановку, тренерский штаб с легким сердцем отпустил футболистов?
— У нас в сборной все ребята — адекватные, взрослые люди. Они знают, как вести себя в той или иной ситуации.