Знаменитый форвард «Локо» и «Крыльев».Легендарный нападающий
«Локомотива» и «Крыльев Советов»
Виктор Ворошилов был одним из самых ярких футболистов СССР послевоенных лет. С железнодорожниками он в 1957-м одержал победу в Кубке страны, а еще через два года взял серебряные медали чемпионата СССР.
И в Куйбышеве, и в Москве Ворошилов показал лидерские качества, за что со временем удостоился капитанской повязки. Виктор дважды попадал в список 33 лучших футболистов сезона в СССР и многим запомнился невероятной техникой удара. Вот как его в своей книге «Форварды» описывал известный журналист Лев Филатов:
«Немудрено, что в «Локомотиве» он забил большую часть своих голов и представляет его в федотовском Клубе (забил 117 голов. — Прим.). Ворошилов умел всего себя вложить в завершающий удар. Не будучи силачом, он так резко замахивался, так наклонялся в ту сторону, куда должен был полететь мяч, так помогал себе взмахом рук, что выстрел получался сокрушительным, за снарядом уследить было невозможно, и лишь запоздалое движение вратаря указывало, где пробоина».Во время войны Ворошилов трудился на производстве КБ Илюшина, где вытачивал детали для советских самолетов. В то время парень играл за заводскую команду, но о большой карьере футболиста даже не задумывался.
«Пришел в футбол, когда удалось, — вспоминал Ворошилов. — Себя я называю деревенским: родился в селе Всесвятском, хотя сейчас это чуть ли не центральная часть города, рядом с метро «Сокол». Мяч гонял, но каких-либо детских соревнований у нас не проводилось. А в 1941 году у меня, как у многих сверстников, детство закончилось. Работал токарем на опытном производстве КБ Илюшина до 1948 года. Получил медаль «За доблестный труд во время Великой Отечественной войны»: вытачивал ответственные детали для всех самолетов — от Ил-2 до Ил-12».За год до окончания войны Ворошилова пригласили в московские «Крылья Советов» — там он играл вместе с летчиком-испытателем Владимиром Коккинаки, а затем согласился на переезд в Куйбышев, чтобы сосредоточиться только на футболе.
«С 1943-го возобновили проведение игр на первенство Москвы, — рассказывал Ворошилов. — Наше ведомство относилось к клубу «Крылья Советов», который имел четыре взрослых и одну детскую команду. И я успел поиграть во всех. Постоянно ходил голодный — 650 граммов хлеба выдавали, но без футбола жить не мог. В 1948 году вместе со мной в заводской команде играл знаменитый летчик-испытатель Владимир Коккинаки. Он, видя мое фанатичное отношение к спорту, поддержал меня в желании полностью переключиться на футбол. Сообщил генеральному конструктору о моем намерении перейти в команду мастеров. Интеллигентнейший Илюшин не удержался от возгласа: «Он что, дурак? С 3500 перейти на 880 рублей в месяц?»Уже в начале 50-х талантливого Ворошилова пригласили в резиденцию главкома ВВС МВО Василия Сталина, создававшего суперклуб на базе команды Военно-Воздушных Сил.
Трансфер был вполне осуществим — Виктор даже написал заявление о переходе, но потом внезапно передумал и сбежал обратно в Куйбышев.
«Считал, что могу не выдержать конкуренции, — объяснял позже футболист. — В «Крыльях» я был любимцем публики, потому и отказывался от приглашений. Конечно, выступая за именитые клубы, и забил бы гораздо больше».Еще Ворошилов отказывал «Спартаку» и «Динамо», о чем впоследствии сильно жалел, а в 30 лет перешел в московский
«Локомотив». Казалось, что лучшие его годы остались позади, но там Виктор выдал очень достойный отрезок карьеры — перевалил отметку в 100 забитых мячей в чемпионате СССР, а в 35 лет стал одним из лучших бомбардиров страны, поразив ворота соперников в сезоне-1961 20 раз!
«Мой секрет в преданности футболу, — говорил Ворошилов. — Я поздно пришел в команду мастеров. Всегда был жаден до игры и ради футбола готов был жертвовать многими радостями жизни. Я счастливо избежал тяжелых травм, хотя защита соперников особо меня не щадила. Главная причина долголетия — добросовестное отношение к тренировкам в период межсезонья».После завершения карьеры Ворошилов остался в
«Локомотиве» и стал работать помощником тренера — на этом же посту Виктор трудился и в донецком «Шахтере». Но превратиться в топового главного тренера у него не получилось. Зато много сил он вложил в воспитание молодых футболистов. Среди воспитанников Ворошилова — Дмитрий Горьков, Алексей Ильин, Алексей Арифуллин.
К сожалению, Виктора Федоровича, который до последнего жил футболом, не стало 5 марта 2011 года. Он скончался на 85-м году жизни в Москве.