Данный текст участвует в конкурсе.
Прошлое есть у всех… у городов, улиц, людей. Не стал исключением нами всеми горячо любимый стадион «Локомотив», тем более, что у него богатая история, которой, поверьте, можно и нужно гордиться.
На месте современной арены Локомотив на улице Большой Черкизовской в Москве с 1935 года существовал стадион «Сталинец» профсоюза рабочих электропромышленности.
С какой стати так назвали не самый большой и не самый лучший (у "Сталинца" были земляные трибуны и неудобные раздевалки) московский стадион, построенный в предвоенные годы, - загадка. Может, потому, что известный ныне сталинский бункер совсем недалеко отсюда? Чем-то нравился "вождю народов" этот малонаселенный район на востоке столицы.
На "Сталинце" проводили домашние игры многие московские команды. А в первые послевоенные годы именно на "Сталинце" проходили игры самых знаменитых московских клубов (стадион "Динамо" был еще закрыт - на нем в дни войны организовали военно-учебную базу, а "Лужников" не было даже в проекте). Первые матчи 1945 года ЦСКА - "Динамо" и "Торпедо" - "Спартак" - первые аншлаги на насыпных трибунах. Вдоль Большой Черкизовской еще стояла трофейная немецкая техника, которую любила обследовать московская ребятня.
Публика ехала сюда от конечной тогда станции метро "Сокольники" на трамваях. Все подножки и открытые окна трехвагонных составов были облеплены людьми, самые отчаянные забирались на крыши. Непонятно, как перегруженным трамваям удавалось въезжать на Преображенскую гору? Тогда она была очень крутой. Легендарное время в истории московского футбола! "Локомотиву" стадион достался в хрущевские времена. Пугая грачей на высоких березах, над чашей стадиона взрывался вопль "Давай, чугунка!" И "чугунка" в конце концов дала: "Локомотив" - одна из лучших и одна из самых популярных команд России.
«Локомотиву» же стадион перешёл в хрущёвские времена. На месте снесенного "Сталинца" с насыпными трибунами и монументальными колоннами возник красивый современный стадион, вмещающий порядка 30 тысяч зрителей (в середине 90-х, когда скамьи были заменены индивидуальными пластиковыми сиденьями, вместимость сократилась до 24 тысяч).
Торжественное открытие 17 августа 1966 года приурочили к матчу "Локомотив" - "Динамо" Киев. У входа на стадион гудела толпа обделенных судьбой болельщиков. Два кассовых окна закрывал лист ватмана с надписью от руки почерком Остапа Бендера: "Билетов нету" (собственно, это был первый, и последний, аншлаг на "Локомотиве" до 1977 года, пока в Черкизово не пожаловал по пути в высшую лигу "Спартак").
На протяжении всей истории на стадионе "Локомотив" проводили свои "домашние" матчи многие клубы, так, например, "Спартак" в знаменитом матче со швейцарским "Сьоном", когда после окончания матча (2:2) швейцарцы заставили судей измерить ворота и оказалось, что те чуть-чуть не соответсвуют мировым стандартам. УЕФА назначил переигровку, которая впрочем принесла успех "Спартаку" - 5:1. В те времена на "Локомотиве" также периодически выступала национальная сборная. Стадион функционировал до конца 90-х. Потом его решили реконструировать.
Тут следует отметить, что и прежний локомотивский стадион еще не устарел ни морально, ни тем более физически. Главным конструктором локомотивской супермодели стал недавний глава МПС Николай Аксененко, при непосредственном участии коллектива архитекторов под руководством А. В. Бокова (архитекторы Д. В. Буш, С. Н. Чуклов, И. С. Бабак, К. В. Ланина, Н. Ю. Никифорова).
Справедливости ради стоит отметить, что при Николае Аксененко «Локомотив», кроме нового стадиона, получил в Баковке и суперсовременную базу, аналогов которой в России нет.
Комитет легкой атлетики России отказался выделять деньги на обновление беговых дорожек и было принято решение строить чисто футбольный стадион. "Локомотив" играл на стадионе до конца первого круга сезона 2000 года. Потом его закрыли окончательно.
К началу Лиги Чемпионов 2001/02 годов стадион обещали открыть, но дата открытия постоянно откладывалась. И наконец-то… первый матч на новом стадионе команда-хозяйка стадиона провела 5 июля 2002 года против команды «Уралан». Первый официальный гол забил в том матче в свои ворота украинский защитник «Уралана» Дмитрий Семочко.
Перед стадионом установлен настоящий локомотив — паровоз Л-3516, являющийся историческим раритетом и местом встречи всех болельщиков.
Арена «Локомотив» является родным домом футбольного «Локомотива», который проводит на нем свои домашние матча, изредка уступая право сыграть на нем нашей национальной сборной.
Современный стадион « Локомотив» полностью соответствует международным стандартам и считается одним из лучших по технической оснащенности и оригинальности конструкции.
Дабы увековечить в людской памяти имена футболистов, тренеров и железнодорожных деятелей, оставивших яркий след в истории клуба, 14 апреля 2006 года, к 70-летию футбольного клуба «Локомотив» была открыта Аллея Славы «Звездный путь «Локо» в Черкизове. Сейчас перед Южной трибуной стадиона выложены именные 11 звезд - Борис Бещев, Евгений Лядин, Иван Паристый, Николай Конарев, Виктор Ворошилов, Юрий Семин, Виктор Соколов, Валентин Бубукин, Валентин Гранаткин, Геннадий Забелин, Виталий Артемьев.
Всегда, приходя на стадион, каждый из нас чувствует неповторимую ауру, доброжелательность и гостеприимство поистине родных стен…
При подготовке текста использована следующая информация: ЦСЛ, Футбольная История , Википедия