Среди молодежи «Локомотива» Роман Тугарев — уже ветеран. Он прошел все ступени клубной академии, а в главную команду пробился три года назад. С 2017-го полузащитник регулярно попадает в заявку, но реального шанса не получил до сих пор.
В интервью Sport24 Тугарев рассказал о детстве в Ижевске и просмотрах в «Локомотиве» (прошел со второй попытки), вспомнил о разговорах с Крыховяком и объяснил, почему летом не переехал в Бельгию, а теперь задумывается об аренде.
— Где проводишь карантин и какой у тебя сейчас распорядок дня?
— Я сейчас с родителями в Ижевске, это мой родной город. Обычно день начинается так: подъем, завтрак и часовая тренировка. Затем читаю, смотрю развивающие видео. Помогаю сестре делать уроки, она учится в школе. Вечером — еще одна часовая тренировка. У меня была травма, поэтому приходится дольше заниматься.
Для домашних тренировок есть все необходимое. Плюс, у нас не запрещено появляться на улице, поэтому я выхожу на пробежки в лес. Провожу силовые тренировки, кардио. В общем, мне хватает. Скоро приступлю к работе с мячом.
— Много зараженных в Ижевске?
— Точного количества не знаю. Недавно было в районе трехсот.
— Ты сказал, что каждый день читаешь. Что именно?
— Сейчас — «Закон Божий» и «Анну Каренину».
— А фильмы?
— Могу посоветовать «Законопослушный гражданин», «Легенду» с Томом Харди». Совсем недавно посмотрел «Форест Гамп». Я его все сторонился и не ожидал, что так понравится. Причем смотрел на английском языке! Из сериалов понравились «Миллиарды», «Красавцы» и «Футболисты».
— Ты знаешь английский?
— Учу месяца четыре. На слух еще тяжело воспринимать. База где-то около тысячи слов, но этого пока маловато.
— Самоизоляция длится второй месяц. Что для тебя самое сложное в это время?
— Осознание того, что ты не можешь выйти на улицу и поиграть в футбол с парнями, хотя бы просто попинать мячик. А из-за заточения никаких проблем нет. Не могу сказать, что жизнь сильно поменялась. Больше всего скучаю по футболу. И, может, по ощущению толпы — когда можно было спокойно походить по какому-нибудь торговому центру. Без движения скучновато.
— Что сделаешь, когда карантин закончится?
— Пойду на поле! Да и вообще просто выйду город и почувствую жизнь.
— Оправданы ли такие меры ограничения? Многие до сих пор считают, что вирус — фейк.
— Сколько людей, столько и мнений. Те, кто считает его фейком, наверное, приводят факты, что больше людей умирают от других болезней. Но мы видим, как может передаваться этот вирус. Да, сейчас когда распространение вируса замедлилось из-за карантина, можно об этом говорить. Но если бы сразу все не закрыли, неясно, к чему бы все привело. Мы видим, что происходит в США, где так поступили. Там какое-то бешеное количество зараженных людей! Не могу сказать, что я как-то опасаюсь и сторонюсь вируса. Но и не отрицаю. Просто соблюдаю самоизоляцию.
— Передвижение по пропускам — не перебор?
— Думаю, их ввели в первую очередь из-за менталитета нашего народа. Как ты сам сказал, некоторые просто не верят, что коронавирус есть. В Европе же нет такого. Им сказали сидеть на карантине, и они все не выходят. Никто не протестует, все выполняют рекомендации, потому что хотят сохранить жизни себе и своим близким.
А у нас апрель объявили нерабочим. И что произошло? Все люди сразу начали бронировать билеты в Сочи, собираться на шашлыки. И что делать правительству в такой ситуации? Остается только вводить пропуска.
— Удивился, когда узнал, что врач «Локо» Никита Карлицкий во время паузы пошел работать в обычную больницу?
— Он просто молодец! Никита — очень отзывчивый человек, но когда он пошел помогать заразившимся, я очень удивился! Респект ему огромный.
— Ты сказал, что карантин проводишь в родном городе. Как ты пробился в большой футбол из Ижевска?
— С малых лет играл во дворе с ребятами, с отцом. Ходил в местную спортивную школу, а в пятом классе приехал в Москву на просмотр, и меня взяли в академию. Правда, не сразу, только через второй просмотр.
Первое время я жил в интернате, и с шестого класса пошел в школу «Локомотив».
— Каково переехать в таком возрасте в другой город?
— Очень трудно. Ты всю жизнь жил с семьей, и тут все меняется. Плюс, у всех ребят большие амбиции, все хотят себя показать и зарекомендовать, поэтому пришлось быстро перестроится на самостоятельную жизнь, несмотря на возраст. На самом деле, спасал футбол. Ты выходишь на поле и забываешь о всех своих проблемах.
— Помнишь, как впервые узнал, что поедешь на сборы с основой?
— Когда заканчивается какая-то часть сезона, становится понятно, кто поедет. К тому же забирают паспорта, чтобы сделать визу. Конечно, они делают с запасом, и из 15 человек с основой едут в итоге человек семь. В середине отпуска подтвердилось, что еду я. Но для меня это не стало суперновостью.
— Как тебя приняли в команде?
— Особого внимания не было. Конечно, старшие могут травить, но «задушивать» никто не стал. Раньше, говорят, опытные могли заставить носить за собой бутсы и молчать в тряпочку. Сейчас такого нет. А за границей такого вообще не бывает.
Я разговаривал с Крыховяком — он рассказывал, что молодые игроки в европейских командах на тренировках ничего не боятся, спокойно идут в стык, показывают себя полностью. И другие игроки не душат молодых, как у нас. И только в России молодые ребята приходят первое время на тренировки робкими, не могут ответить на подкат, на жесткость.
— С кем из старших сразу подружился?
— Со всеми потихоньку. Дима Тарасов к нам хорошо относился. Он сам прошел весь путь от интерната и понимает, что это такое. В свое время он и Миранчуков взял под свое крыло.
— Что сразу бросилось в глаза во взрослом футболе?
— Он более жесткий, агрессивный. Ты не можешь проиграть момент, упустить мяч — его в любом случае необходимо сохранить. Еще здесь больше профессионализма: каждый очень внимательно следит за собой.
— У кого в «Локо» самая крутая тачка?
— У многих крутые. Помню, Смолов приезжал на «Ламборгини Урус».
— А у тебя какая?
— Была одна, БМВ третьей серии, и ту продал. Это больше средство передвижения, у меня нет особой тяги к тачкам.
— В чем крутость Крыховяка?
— Он очень профессионально относится к делу. На поле он лидер.
— С кем он больше всего общается в команде?
— Нет такого, чтобы он выходил на тренировку и с кем-то болтал. Может, с Рыбусом иногда. Но вообще Гжегож не особо открытый человек.
— Как тебе Жоау Мариу?
— Из-за того, что я не знал английский, мне было тяжело с ним общаться — именно так, чтобы его понять, что он за человек. Но вот недавно я посмотрел его интервью на «Локо-ТВ». И знаешь, я понял, что у нас с ним очень много сходств в плане взглядов на жизнь, на футбол. Он мне понравился.
— Кто главный шутник в «Локо» — это?
— Саба (Соломон Кверквелия — Sport24). Иногда он несет что попало на своем грузинском, но это всегда заходит!
— Весной ходили слухи, что Кикнадзе отдалился от команды. В чем это проявлялось?
— Не сказал бы, что что-то кардинально поменялось. Он заходит в раздевалку, летает на сборы и матчи, проводит собрания: например, перед сезоном говорил, каким видит «Локомотив», какие ставятся задачи. У него хорошие взаимоотношения с командой.
— Осенью «Локо» снова играл в Лиге чемпионов, но ты на поле не появился. Это злило?
— Когда не играешь, всегда расстраиваешься. Но если бы это не парило, было бы хуже. Значит, тебе все равно. У нас были супертяжелые матчи, где-то могли серьезно рассчитывать на очки. Поэтому, наверное, не получил шанс. Мне остается только дальше работать, терпеть и ждать своего шанса. Либо тебя сломают, либо ты.
— Но ты же общался с Семиным на сборах?
— Да. Он сказал: «У тебя будет шанс, используй его. У тебя есть все качества для этого».
— И ты получил этот шанс?
— Сложно сказать. Уверен, при нем я еще смогу заиграть в основе. Я усердно тренируюсь. Постараюсь использовать шанс, если появится, и завоевать свое место в старте.
— Опиши Семина тремя словами.
— Непоколебимый, харизматичный, неуступчивый.
— Твой агент Александр Маньяков считает, что тебе надо уходить в аренду. Ты задумывался об этом?
— Да, мне нужна игровая практика. Тренировки — это хорошо, но без игр происходит стагнация. Поэтому я не против уйти, получить практику, вернуться в «Локо» и стать лидером. Предложения были еще летом — как из РПЛ, так и из чемпионата Бельгии. Но Семин на тот момент меня не отпустил. Сказал: «У тебя будет время, доказывай делом, мы в тебя верим». Но шанса мне особо и не предоставили. Тяжело морально все время тренироваться и не играть. Остается показывать, что меня это не сломает.
Сейчас мои представители работают над предложениями. Есть интерес из России и Европы. Но пока не будет конкретики, клубы назвать не могу.
— Что чувствует игрок, находящийся в команде почти три года, но так и не получивший реального шанса?
— Я научился терпеть. Можно сказать, что я и в академии не особо много играл. При первом тренере я играл, меня ценили. Как только пришел новый, я присел на банку на год-полтора. При третьем тренере я был «плавающим игроком». Не банка глухая, но и не основа. В это время я просто работал, доказывал. И в итоге доказал, став лучшим игроком академии по системе «гол+пас».
Когда пришел в дубль, сидел тоже почти год, мне оставалось только трудиться. Очень сложно не играть, при этом не понимая, почему так происходит. Бывали такие моменты, когда уходил в осадок на два-три дня, было не в кайф тренироваться. Но у меня потом происходит резкая смена настроения в обратную сторону. Появлялось больше мотивации работать.
В итоге я все-таки стал основным в дубле, а потом в «Казанке». Только в заключительные два-три года я понял: все, это место мое. И начал получать удовольствие от игры. Сейчас со мной происходит то же самое, что и в первый год в дубле. Я считаю, что я все докажу. Может быть, опять-таки, уйдя в аренду.
— Прямо сейчас в основе есть те, кого ты можешь вытеснить?
— Я уверен в себе и всегда считаю, что могу играть. Но у нас есть главный тренер, с которым команда показывает результат. К нему в этом плане не может быть никаких вопросов.
— Главное открытие «Локо» в этом сезоне — воспитанник Магкеев. Вы дружите?
— Мы с ним играли вместе в академии, жили в интернате. Не могу сказать, что он мне прям друг, с которым я могу поделиться чем-то сокровенным, но у нас с ним вполне нормальные отношения.
— Не обидно, что он сразу закрепился в основе, в отличие от тебя?
— А на кого обижаться? Если только на себя. А за парня, который прошел через всю академию и сейчас играет в основе, можно только порадоваться.
— А на тренера?
— Нет смысла обижаться. Это бесполезное занятие.
— Месяц назад все обсуждали сокращение зарплат в «Локомотиве». Почему вы не могли договориться?
— Просто долго согласовывали выплаты. Мы пошли на большое понижение — 40 процентов. Все выплаты происходят в конце месяца, поэтому у нас было время, чтобы все согласовать. Никаких тяжелых переговоров, как это освещали в СМИ, не было.
— Кто-то из игроков был против?
— Если честно, не знаю. Кто за, а кто против, обсуждали на базе, когда собрались те ребята, которые остались в Москве. Я просто к тому времени уехал и до меня всю информацию доносили дистанционно.
— Когда зарплаты еще не сократили, Семин заступился в этом вопросе за игроков. Как ты отреагировал на его колонку?
— В его словах много правды. Но опять же, это его мнение. Он так думает, он захотел это написать. Что касается меня, то я сразу был готов пойти на понижение зарплаты. Ситуация в стране, как и во всем мире, очень тяжелая. Поэтому я спокойно отреагировал и мысленно подписал эту бумагу давно.
***
— Скоро возобновится чемпионат Испании. Переезд Смолова — неожиданность?
— Конечно. Он был с нами на сборах, должен был ехать на второй… А тут присылают новость, что он в «Сельте». Сразу написал ему: «Красава! Будем за тобой следить». Я очень рад за него. Он очень хотел поиграть в Европе.
— 30 лет — не слишком поздно, чтобы начинать европейскую карьеру?
— Это в России считается, что 30 — это много. В Европе к этому иначе относятся. Посмотрите на Роналду. Ему 34, а его покупают за сто миллионов. Федя в форме. Он может спокойно играть много лет.
— В каком клубе ты бы сам мечтал оказаться?
— Мечта — «Реал». Но чтобы там оказаться, надо приложить нереальные усилия и показать, чего стоишь. А так, слежу еще за «Юве». Хочу, чтобы «МЮ» наконец-то начал нормально играть. В Англии еще нравятся «Челси» и «Ливерпуль».
— Ты верил, когда писали про Миранчука в «Юве»?
— Это правда. У меня есть источники!
— Он готов к Европе?
— Леша — один из самых ярких игроков чемпионата. Если рассматривать ситуацию с этой точки зрения, то почему бы и нет. Плюс он сам очень хочет поиграть в Европе. Может, не сразу в таком большом клубе, как «Юве». Насколько я знаю, более конкретное предложение было из «Милана». Если он решит попробовать, то это будет правильно решение.
— То есть летом он может уйти?
— Может быть. С нынешней ситуацией в мире вообще ничего не понятно. Может, клубы вообще прекратят так активно скупать игроков. У европейских команд сейчас одни убытки. Посмотрите на «Барселону». С другой стороны, есть пример «Ньюкасла» — самый богатый клуб Англии сейчас. Может, Лешу купят, ха-ха!
***
— Финальная тема — рестарт РПЛ. Два сценария: возобновление в июле или признание чемпионата несостоявшимся с сохранением текущих мест. Что лучше?
— Мы готовы ко всему. Но лучше, на мой взгляд, доиграть чемпионат.
— Но «Локо» в зоне Лиги чемпионов.
— А если мы возобновим чемпионат, можем занять первое место!
— Футбол без зрителей или вообще без футбола?
— Футбол без зрителей. Болельщики могут посмотреть матчи и по телевизору. На карантине это хороший способ, чтобы хотя бы как-то отвлечься.