— Готов рассказать, как проходила сделка по Смолову, — начал Ткаченко. — Федор находится в аренде без права выкупа. Она платная — 700 тысяч евро. «Локомотив» прилично сэкономил. Федя сразу согласился на этот вариант и на условия, которые предлагала «Сельта», мы, конечно, предварительно с ними прилично поработали. (Улыбается.) В Испании он будет зарабатывать меньше, чем здесь. Но тоже неплохие деньги.
— Есть версия, что Смолов покинул «Локо» прежде всего из-за непростых отношений с Юрием Семиным.
— Главный мотив — желание Федора играть в Европе. Он об этом говорил с первого дня нашего сотрудничества. Так получилось, что после чемпионата мира шансы уехать немного снизились.
— В таком случае как появился вариант с «Сельтой»?
— На сборе «Локо» Федя получил повреждение. Занимался в фитнес-зале и как раз смотрел обзор испанской ла лиги. Позвонил мне: «Нравится мне этот чемпионат! Все-таки давай попробуем». У нас имелось понимание, какие команды в примере ищут форварда. Безусловно, не последнюю роль сыграла личная заинтересованность в Федоре главного тренера «Сельты» Оскара Гарсии. Он давно знаком со Смоловым и всегда лестно о нем отзывался. Еще с тех времен, когда его «Зальцбург» играл с «Краснодаром». И когда возник этот вариант, я тут же получил добро от Феди.
Об опции выкупа в контракте с испанцами
— «Локомотив» настаивал на том, чтобы опцию выкупа в контракт не включать?
— Вопрос правильный, но «Локомотив» ни на чем не настаивал. «Сельта» хотела опцию выкупа, предложила порядка 8 плюс миллионов евро. «Локо», понятное дело, требовал больше. Оставались сутки.
— До закрытия окна?
— Да. Понимал, что если не договоримся за час, то «Сельта» просто перейдет к опции номер два. Я считаю своим менеджерским достижением то, что убрал этот вопрос, а не застрял на нем.
Конечно, в «Сельте» немного сожалеют, что нет пункта о выкупе, но придет время, и можно будет в спокойной обстановке все решить. Поэтому даже в заявлении «Сельты» есть большая благодарность нашей компании за эффективность и профессионализм. Сделку закрыли за 18 часов — непростую, международную.
Скажу так: если «Сельта» будет хотеть оставить Смолова и предложит за него справедливую цену, мы будем стараться сделать все для этого. Надеюсь, Смолов останется в Испании.
О первых днях и адаптации в Виго
Федя не тренировался последние 5 дней сбора с «Локомотивом» из-за травмы, потом перерыв межу этапами подготовки, в сумме — 12 дней без занятий. Тем не менее, были уверены в переходе. Я вылетел отсюда — добираться не очень легко. Аэропорт Виго оказался закрыт. Сели в Порту, доехали, Федя уже прилетел из Лондона. Дальше — медосмотр, и тренер тут же включил его в запас на матч с «Валенсией». Точно были уверены, что это невозможно. 12 дней не тренироваться, а до этого готовиться всего 7-10, а тут такое.
— Удивительно, когда человек вышел из отпуска, сразу сыграл за новый клуб.
— Гарсия ему сразу сказал готовиться к «Валенсии». Я говорю: «Он только начал работать, да и бутс нет». Сразу после сбора в Марбелье Федор отправился в Лондон, а «Локомотив» собирался в Катар. В день вылета москвичей туда Смолов сел на самолет в Виго. В отпуск Федя брал тренера по физподготовке и много работал, потому что думал, что переедет в «Фейеноорд», но все равно не был сразу готов к конкурентному футболу в Испании. В пятницу прошел медосмотр, показатели были прямо хорошими, и тут же произошел разговор с Оскаром Гарсией.
С бутсами тоже вопрос решили — мой сотрудник привез их прямо в Валенсию.
— Знание английского помогает Смолову?
— Помните мой тезис о том, что главная проблема российского футбола — не экономика? Каждый из ребят готов ехать на Запад на меньшие зарплаты, и я вижу этому подтверждения, а вот трансферные суммы могут становиться барьером.
Плюс имидж российских футболистов: типа, угрюмые, закрытые люди, которые довольствуются малым, не готовы преодолевать трудности и не умеют общаться. Федя в этом плане как раз один из тех, кто открыт, улыбается и разговаривает. Его сразу же пригласили на день рождения Рафиньи, где была вся команда. Я же вижу, как он общается, это очень интересно. Он сразу стал частью команды.
Федя замечательно адаптировался в коллективе. Ему нравятся и лига, и город.
О зарплате в Испании, билетах на матч с «Реалом» и разговоре с Рамосом на «Бернабеу»
— Насколько меньше Смолов получает в Испании?
— Ненамного, процентов на 30. Но этот вопрос во время переговоров даже не успели с Федей обсудить. Для него главное было поехать, здесь уже нам пришлось поработать.
— Увеличилась ли стоимость Смолова после гола «Реалу» на выезде?
— Даже если говорить про рынки Китая и ОАЭ, то и там главным будет ощущение, которое сложится в мае, когда надо принимать решение.
Гол «Реалу» — прекрасное событие, чтобы обсуждать эту цену, но одного его недостаточно. Нужны еще мячи.
— Интересно, что осталось за кадром в матче с «Реалом»?
— В первую очередь, какое-то сумасшедшее количество просьб, чтобы достать билеты на этот матч. Нам пришлось обращаться не только в «Реал», но и к Роберто Карлосу и даже Нобелю Арустамяну. Так что билетов у нас было достаточно.
Кстати, Роберто ворчал после матча, что, мол, не буду больше доставать вам билеты, злясь на Смолова, что он забил «Реалу».
А вот другой защитник «Реала» Серхио Рамос еще на первой минуте сказал ему: «Привет, амиго! Добро пожаловать в ла лигу». Помнит, ведь Федя забивал Испании.
— Не опасались, что он в не лучшей форме плохо себя проявит?
— Риски — часть профессии, но желание и уверенность были основными чувствами. Моя работа — не забывать о плохих сценариях, но точно не обсуждать их в публичном пространстве.
Я видел, как ему нравилось, как с удовольствием он на все шел, как был принят командой. Какая-то позитивная вспышка воодушевила футбольную Россию, а «Реал» сработал как усилитель.
Мы ведь радуемся успехам Головина, он очень сильно выступает в чемпионате Франции. Уверен, что следующий переход будет большим.
— Насколько?
— Не меньше, чем на 40 миллионов евро. Может, 50-60, но для этого надо поднять игровую конкретику.
— В лигу повыше?
— В целом топ-5 — во Франции же есть «ПСЖ».
О сигналах «Фейеноорда»
— В декабре мы уже обсудили с Федей возможный переход в «Фейеноорд», потому что этого очень хотел Дик Адвокат, руководство клуба со мной контактировало.
— Дик общался напрямую с вами?
— Нет, но это не имеет значения. Спортивный директор «Фейеноорда» контактировал — Франк Арнесен, мой друг, хорошо знаю его. Ну а желание Дика было подчеркнуто, это донесли до Феди и до меня правильно. К сожалению, «Локомотив» сразу отверг возможность аренды. В том числе, и тренер команды. Это произошло в начале января. Аргументы в целом понятны: травмы Фарфана, Джорджевича. Мы приняли это как подобает, хотя и расстроились немного, конечно. Федя сказал, что у него в Роттердаме незаконченное дело. В этом была какая-то хорошая драматическая подоплека, сигнал судьбы. Первая большая международная командировка (Смолов выступал за «Фейеноорд» в сезоне-2010/11. — Прим. «СЭ»), и вот сейчас — возможность сыграть в чемпионате, где главенствует атака, где много пространства и полные стадионы.