Герой из прошлого.
«Локомотив» в порядке: бьется за чемпионство, играет в ЛЧ, в составе – классные игроки, на бровке – великий тренер. Наслаждаясь игрой «Локо-2019», не стоит забывать, что клуб был хорош и раньше.
Чтобы вы знали историю клуба еще лучше, мы покажем, как формировался дух «Локомотива» — команды, которая добивалась и добивается успеха благодаря силе воли и постоянному желанию становиться еще лучше.
Денис Смирнов рассказывает историю героя «Локомотива» 90-х – Олега Гарина.
Гарин начинал на Дальнем Востоке, а в «Локо» попал случайно: пробрался на борт клубного самолета и уговорил Семина
Он начал там, где вообще нечасто рождаются звезды – на Дальнем Востоке.
Невысокий (170 сантиметров), но техничный форвард дебютировал за «Океан» из Находки в 21, следующие четыре года провел в роли основного нападающего и забил больше 70 мячей.
«Океан» играл во второй лиге Советского Союза, и о Гарине толком никто не знал. В 1991-м СССР рухнул, а «Океан» запрыгнул в высшую лигу, и у Олега появился отличный шанс презентовать себя топ-клубам. В первом же матче – против «Локомотива» в Москве – он забил Сергею Овчинникову.
Сложился популярный миф, что после этого матча ошеломленный Семин пригласил Гарина в «Локо». Это не совсем так. Олег провел очень мощный сезон (дальше был красивейший гол «Алании» через себя и дубль в ворота ЦСКА), взлетел на третье место в списке 33 лучших футболистов еженедельника «Футбол» и заинтересовал топ-клубы.
Осенью ЦСКА позвали его заключать контракт. Гарин приехал в Москву и несколько дней прождал в гостинице «Россия». Но «Находка» потребовала бешеные деньги (точную сумму не знаем, но «Локо» в итоге заплатил за Гарина 8 миллионов рублей), и ЦСКА (который даже тогда экономил) отказался.
Олегу было уже 26, и он очень не хотел возвращаться в бесперспективный «Океан». Поэтому он оперативно договорился со знакомыми и оказался на борту самолета «Локо», который летел в Находку (тогда клуб пользовался обычными рейсами): пара часов наедине с Семиным – и Гарин убедил тренера позвать его к себе.
Первый сезон в «Локо» – провал: 5 голов и проблемы с лишним весом
В начале 90-х «Локо» был дерзким клубом-выскочкой – не топом, но где-то рядом. В 1992-м в клуб вернулся Юрий Семин, и с ним «Локомотив» в первый же сезон запрыгнул на четвертое место.
Семин хотел улучшить результаты, поэтому зимой 1993-го «Локо» точечно усилился полузащитником Рашидом Рахимовым, опорником Юрием Дроздовым и форвардом Олегом Гариным.
Сначала всем казалось, что «Локомотив» ошибся с Гариным: весь сезон нападающий метался между основой и запасом, и к осени забил всего три мяча.
Многие говорили, что проблема в комплекции форварда. Гарина и правда сложно назвать худым. В 1993-м «Локо» приезжал на сборы в немецкий Руйт, там же остановилось «Динамо» Киев. Вечером игроки вместе пошли в баню, и фигура Гарина впечатлила украинцев. Один из киевлян показал на Олега и шепотом спросил у игрока «Локо»: «Это что, футболист?». Гарина регулярно путали с администратором или массажистом. Форварда это веселило, а Семина раздражало.
Палыч боролся: сажал игрока на диету, ежедневно взвешивал, проводил мотивационные тренинги. Ничего не помогало: Гарин едва ползал по полю и закончил сезон с потрясающим показателем в 5 голов.
Во втором сезоне Гарин расцвел: исторические 20 голов, и три хет-трика. Возможно, ему помог сбор, на который он поехал по ошибке
В следующем сезоне болельщики увидели радикально обновленного Гарина. Лишний вес не исчез, но статистика похорошела.
В сезоне-1994 Гарин забил 20 мячей и помог занять «Локо» 3-е место. Это клубный рекорд – до него 20 мячей в лиге за сезон забивал только Виктор Ворошилов в 1961-м (больше – никто). В 1995-м Гарин забил чуть меньше – 13 голов, зато «Локо» завоевал серебро.
Юрий Семин объяснял такое преображение адаптацией форварда к нагрузкам:
«Я не сомневался в неординарности Гарина. Но его надо было подводить к нашим нагрузкам постепенно. Ведь прежде в Находке он ни с чем подобным не сталкивался. А мы его сразу нагрузили по полной. Вот он и «болел», долго не мог адаптироваться к нашим «лошадиным силам».
Версию про адаптацию подтверждает и сам Гарин, но добавляет, что помог случай. После сезона-1993 форвард поехал на просмотр в испанский «Кадис» (потом окажется, что по ошибке – его перепутали с другим игроком). В Испании Гарина впечатлили две вещи: непривычная для спортсмена из постсоветского пространства забота о футболистах (игроки не стирали форму и бутсы, а отдавали специальным работникам) и невероятные нагрузки.
«Провел там две недели, – вспоминал Гарин. – «Кадис» на последнем месте был, но люди работали на износ! Только разминка – 40 минут. Не растяжка, как у нас, а бег по кругу. Сама тренировка – два с половиной часа. К вечеру еще одна такая же. Понятно стало, почему нас испанцы в еврокубках гоняют. Я пахал вместо отпуска – после этого и стал лучшим бомбардиром «Локомотива», по полю летал».
В сезоне-1994 Гарин действительно летал: делал хет-трики «Торпедо», «Динамо-Газовику», «Уралшаму и оформлял дубль ЦСКА.
Но соперники еще помнили про лишний вес Гарина и его скромную прошлогоднюю результативность, поэтому в начале сезона относились к нему снисходительно. Яркий эпизод произошел на выездном матче с «Уралмашем» в августе 1994-го. На предматчевой разминке игроки троллили друг друга, и в какой момент москвичи пригрозили своим лучшим форвардом: «Сейчас выйдет Гарин – посмотрите, что с вами будет!». Игроки «Уралмаша» уже видели пухловатого Олега на разминке и не оценили угрозу: «Да ладно, не смешите».
После матча игроки «Уралмаша» не смеялись – Гарин заткнул их хет-триком.
Козыри Гарина: уходил от защитников на дриблинге, бил не глядя, идеально зарабатывал пенальти
Грандиозное преображение случилось не только из-за физики – Олег и так был разносторонним нападающим.
Гарину помогал невысокий (всего 170 сантиметров) рост. Форвард обожал играть против высоких защитников, которых легко раскачать дриблингом. «Текстильщику» он забил в стиле Роббена: оказался на краю штрафной, обыграл троих и положил Филимонову в дальний угол.
Потрясающий удар оценила даже лига и вручила приз за лучший гол месяца – трехлитровую бутылку водки «Смирновъ».
Чаще всего Гарин принимал мяч спиной к воротам соперника; в те годы защитники играли персонально и давали минимум свободы, но форвард придумал способ убегать от них.
«Вот у меня был любимый трюк. Допустим, на бровке дают пас. Мяч останавливаю и чуть-чуть отпускаю от себя. Со стороны может показаться, будто плохо обработал. Так и защитник считает. Вижу, бежит на меня с квадратными глазами. Но мяч-то я контролирую, в последнюю секунду успеваю пробросить вперед. Парень пролетает мимо – а у меня путь к воротам открыт», – рассказывал секреты форвард.
Гарин рассказывал, что чаще всего бил не глядя, а чтобы не промахиваться, часами отрабатывал удары по воротам. В 1995-м перед матчем с мощной «Аланией» Палыч дал Гарину отдохнуть и отправил тренироваться отдельно от команды: «Что хочешь, то и делай». Олег занялся любимым делом – лупил с разных дистанций по пустым воротам. Похоже, для Гарина это реально было лучшей тренировкой – форвард разорвал оборону чемпионской «Алании» и забил гол.
Еще одна фишка Гарина – он легко зарабатывал пенальти, и сам же их реализовывал. Уже после завершения карьеры Гарин рассказал секреты в интервью «Спорт-Экспрессу»:
«Принимай мяч под дальнюю ногу. Ближнюю оставляй защитнику. Он тоже человек. Если неопытный – может покатиться. А грамотный форвард ждет контакта! Куда там пошла нога, уже не имеет значения. Был подкат – все, вались. Сколько ж я этих пенальти заработал, да на последней минуте».
Трюк срабатывал идеально: в сезоне-1994 Гарин заработал и реализовал шесть одиннадцатиметровых.
Голы Гарина роскошно конвертировались в результаты: в сезоне-1994 «Локо» занял третье место в чемпионате России, на следующий год – второе (впереди только мощная «Алания» Газзаева).
Гарина заметили и оценили. Еженедельник «Футбол» два года подряд включал его в топ-33 лучших футболистов чемпионата России (в обоих случаях на второе место).
Но до сборной Гарин так и не доехал – в те годы ее тренировал Романцев, который принципиально игнорировал игроков «Локо».
Соперники знали, что Гарин – самый опасный форвард, и постоянно лупили его по ногам. Обычно Олег ловко уворачивался, но после мощного подката в Ростове осенью 1994-го нога разбухла и увеличилась в два раза, а клубному доктору Александру Ярдошвили пришлось откачивать из нее кровь.
Через два дня «Локо» приехал играть в Ставрополь, и об участии Олега не было речи. Но опухоль слегка спала, Гарин влез в бутсы и убедил Семина позволить ему выйти. Соперники узнали о больной ноге и всю игру целились именно в нее; Гарин ответил мощным голом с 17 метров.
После шикарных сезонов Гарин перешел в Нижний Новгород (заплатили «Газелями» и «Волгами»). Он считает этот трансфер самой большой ошибкой в жизни
Сезоны 1994-го и 1995-го – лучшие в карьере Гарина. Дальше она пошла на спад: в сезоне-1996 он забил два гола, в следующем – всего один. Во многом виноваты травмы и конкуренция, которая усилилась после трансферов Дмитрия Булыкина в 1995-м и Зазы Джанашии годом позже.
Поэтому в 1997-м, спустя 4 года и 40 голов, Гарин сменил московский «Локомотив» на нижегородский. Начальник команды Владимир Коротков уговаривал Олега выбрать аренду, но в Нижнем настаивали на полноценном трансфере.
От перехода проиграли все: «Локо» не получил деньги (нижегородцы заплатил «газелями» и «волгами»), а Гарину задолжали премиальные и зарплату. А через полгода у Олега появился новый повод грустить: у «Локо» травмировались все нападающие, и, если бы не отъезд в Нижний, Гарину открылась бы дорога в основу.
«Я быстро пожалел, что сорвался в Нижний Новгород. Самая большая ошибка в жизни», – вспоминал позже Гарин.
За нижегородское «Локо» он забил 15 голов и помог клубу вырваться в высшую лигу, но это не реанимировало карьеру. Дальше были командировки в «Уралан» и «Ладу», новые травмы, и финал карьеры в родном «Океане» в 2001-м. Гарину было 35 лет.
Гарин до сих пор не сделал ничего мощнее 20 голов в сезоне-1994. С тех пор через «Локо» прошло много статусных форвардов – Заза Джанашия, Сычев, Ари, Павлюченко, Смолов, – но рекорд Гарина никто не побил.
Но, конечно, главное достижение Олега в другом. Главное – то, как мощно Гарин отвоевывал каждый сантиметр своей карьеры. Сначала со смелостью, граничащей с наглостью, пробил трансфер в «Локомотив». А потом четыре года в Москве боролся с несовершенством тела, сталкивался с насмешками, но все равно стал лучшим.